Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жесты и касания как средства коммуникации






Язык жестов и его виды. Роль возрастных, половых, этнокультурных факторов в формировании жестового языка личности. Взаимосвязь между движениями тела и вербальным языком. Позы как часть кинесики.

Наука о касаниях. Касание как невербальный акт. Дистантные и контактные культуры. Рукопожатие как одна из форм касания. Правила тактильного поведения.

Кинесика – наука о языке тела и его частей; учение о жестах рук, ног, головы, позах, знаковых телодвижениях, мимических жестах.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него.

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено.

Соотношение жестов с речью:

+ Повтор или активный дубляж речевой информации

+ Противоречие речевому высказыванию

+ Замещение речи

+ Дополнение речи

+ Подчеркивание каких-либо компонентов речи

+ Регуляция речи

Классификация жестов:

1) по функциям в коммуникации:

· Эмблемы – жесты с точным переводом на вербальный язык

· Иллюстраторы – дополнение речи в виде:

+ акцентирования

+ указания

+ ритмичных движений

+ изображения пространства

· Адапторы – жесты, отражающие эмоциональное состояние:

+ самоадапторы (относятся к делу)

+ альтерадапторы (движения по отношению к другому телу)

+ объект – адапторы (движения, связанные с другими вещами)

· Регуляторы – невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора

2) по социальному признаку:

· детские

· взрослые

· нейтральные

3) по гендерному признаку:

· мужские

· женские

Позы – определение положения и соотношения частей тела

Могут отражать:

+ отношение людей друг к другу

+ статус человека

+ физическое и психологическое состояние

+ степень вовлеченности в диалог (ситуацию)

+ поиск участия у собеседника

+ обман

Декодирование языка поз происходит под сильным влиянием норм этикета, национальных традиций.

Ученые выяснили, что язык жестов имеет большое сходство с естественными языками:

- в определенной ситуации человек может выражаться только жестами;

- жестовое поведение людей также меняется под влиянием пространства, времени, социо-культурных изменений;

- многие жесты данного языка могут быть переведены на вербальный язык и на иностранный жестовый язык, то есть комплекс жестов меняется со сменой языка.

В социо-культурном плане выделяют взрослые, детские и нейтральные жесты. К взрослым жестам относятся укоризненное покачивание пальцем, покачивание головой.

Существуют различия в жестовом языке женщин и мужчин – походка, позы.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:
• психическое состояние партнера;

• его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;

• желания, выражаемые, без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дернулся);

• команды не вошедшие в текст - то, что осталось на уме - рефлекторный багаж расчетов, выраженный в обобщенной символической форме;

• как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;

• обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, т.е., можно предсказывать характер вывода.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Многое можно прочитать по языку тела тем более мужчина использует чуть больше 10 жестов при разговоре с женщиной. Это женщина употребляет на порядок больше жестов.

Половые различия в употреблениях собственно жестов особенно заметны. В случае умственного затруднения или недоумения мужчины разных географических и культурных регионов потирают рукой подбородок или чуть тянут вниз мочки ушей, трут лоб, щеки или тыльную сторону шеи. Находящиеся в тех же самых интеллектуальных и психологических состояниях женщины пользуются совсем другими жестами. Например, они, «несколько приоткрыв рот, прикладывают указательный палец к нижним передним зубам либо приставляют его к подбородку».

Наиболее выражены различия по полу в тех ситуациях общения мужчин и женщин, в которых особое значение имеют социальные и интерактивные кинетические переменные, такие как статус, роль, мотивация, психотип личности, нормативные ожидания, установки, преференции и др. Положение женщины в обществе, существующие стереотипные представления, касающиеся ее невербального поведения, стремление избежать санкций за девиантное жестовое поведение (за не «ту позу», «неприличные жесты», «вызывающие взгляды» и т.п.), а отсюда нередко заметная скованность и несвобода в движениях — все эти факторы очень сложным образом взаимодействуют со значениями указанных переменных. Так, невербальное поведение в диалоге с мужчиной женщины-«начальницы», вообще говоря, иное, чем женщины-«подчиненной».

Жесты взрослых и детей

Русскими детскими жестами являются, например, жестовые единицы из лексикографического типа «дразнилок», такие как показать язык, показать нос, надуть щеки, «корчить рожу» и другие. Отмечу попутно, что если в России жест показать язык является детским жестом-дразнилкой, то в Тибете — это жест приветствия, исполняемый равным образом и взрослыми и детьми.

На самом деле полная классификация по признаку «возраст» (да и по другим параметрам тоже) должна была бы учитывать наличие диалогического партнера. Имеются русские жесты, которые взрослые исполняют только по отношению ко взрослым (таковы, например, «неприличные» жесты), жесты, которые взрослый обращает исключительно к детям (типа жеста «покачать указательным пальцем» со значением «нет» или «не делай этого»), или жесты типа японского «указательный палец у виска», который обозначает «он сумасшедший» и который исполняется взрослыми при обращении к детям или детьми друг к другу, жесты только детей, обращенные к детям, но мне неизвестно, например, существуют ли в какой-нибудь жестовой культуре кинемы, которые дети исполняют регулярно и только в отношении взрослых (впрочем, быть может, таковым является жест «возьми меня на ручки», когда младенец протягивает к взрослому руки, чтобы тот взял его на руки).

Для испанца прикосновение к мочке уха считается оскорблением. Как обиду и вызов воспримет грек поднятие руки с открытой в его сторону ладонью, а американец, хотя и менее темпераментно – направленный на него палец (не обязательно средний). В Японии не следует подтягивать на публике ремень. Это могут воспринять как начало харакири! Грек, турок и болгарин говоря “да”, покачивают головой из стороны в сторону, что для большинства европейцев означает “нет”. А североамериканские индейцы сопровождают свою речь особыми плавными жестами, которые могут обогащать сказанное дополнительным смыслом или придавать словам прямо противоположное значение.

Гаптика – наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Это синоним активного осязания, осуществляемого посредством ощупывания (обследования) объекта восприятия рукой. Исследования гаптики направлены на выявление роли движений руки и пальцев в формировании целостного образа при отражении формы, величины, консистенции, фактуры и др. свойств объектов.

Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

- профессиональные — они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

- ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

- дружеские;

- любовные.

Противопоставленные культурным бытовые касания выполняют следующие функции в акте коммуникации:

• выражение дружбы, участия или заботы по отношению к адресату жеста;

• отражение интимного отношения к адресату;

• установление контакта между жестикулирующим и адресатом и привлечение внимания адресата к кому- или чему-либо;

• выражение доминантного положения человека на некоторой социальной шкале.

Если первые две функции касаний в процессе коммуникации (когда сам акт касания происходит в ходе общения равных партнеров, а во втором случае и вообще близких людей) направлены на выражение межличностных отношений, то последние две функции (когда касание исполняется не только друзьями, но и просто знакомыми или даже малознакомыми людьми) отражают установку жестикулирующего на некоторую деятельность. Целью касания здесь является привлечение внимания адресата жеста к чему-либо или желание жестикулирующего нацелить адресата на выполнение каких-то действий.

Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних из них прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует. Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко второму — дистантных. К контактным культурам относятся латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры. Так, арабы, евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран используют прикосновения при общении довольно активно. В противоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы принадлежат к низкоконтактным культурам. Представители этих культур предпочитают находиться при общении на расстоянии от собеседника, причем азиаты используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы. Немцы, англичане и другие англосаксонские народы считаются людьми, которые редко пользуются прикосновениями при общении. Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев подтвердили, что принадлежность к контактной или дистантной культуре зависит также и от личности человека и его половой принадлежности.

В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, также чувства патронирования и превосходства. Прикосновение к плечу или спине в них означает дружбу. В арабских и некоторых восточно-европейских странах выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий. Среди мусульман объятия являются выражением мусульманского братства, впрочем, в тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских культурах, например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида. Поэтому, в азиатских культурах учителя зачастую бьют учеников по голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание.

Рукопожатие - наиболее распространенная форма контакта двух людей. Обычной формой тут выступает крепкое пожатие, а затем некоторое " потряхивание" рук. Если пожатие чужой руки слишком сильное или, наоборот, очень вялое, это может произвести неприятное впечатление. Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение.

- Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означай готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.

- Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль!

- Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксируй положение равенства собеседников.

- Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное (ладони рук вертикально). При доминирующем рукопожатии ладонь повернута вниз, в жесте появляется оттенок начальственности. При покорном рукопожатии человек протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. В этом случае отдается инициатива другому человеку. Так поступают люди, страдающие артритом рук. Слабым рукопожатием обмениваются хирурги, артисты, художники и музыканты, для которых профессионально важны чуткие руки. Друзья всегда используют равноправное рукопожатие, подавая ладони рук вертикально.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.