Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции массовой коммуникации.






Понятие массовой коммуникации. Массовая аудитория, социально значимая информация, средства массовой коммуникации и многовариантность коммуникации как условия существования массовой коммуникации. Информационная, регулирующая и культурологическая функции массовой коммуникации. Основные модели массовой коммуникации

Массовая коммуникация – разновидность коммуникации, охватывающая большие и средние по численности сообщества людей, способствующая «глобализации» процесса передачи информации посредством включения обратной связи в процесс взаимодействия между людьми. Осуществляется посредством СМИ (прессы, радио, ТВ, Интернета).

Выделим следующие общие условия функционирования массовой коммуникации:

массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

социальная значимость информации;

наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

Массовая коммуникация: особенности

n публичный характер и открытость

n ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи.

n опосредованность контактов передающей и принимающей сторон.

n асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон

n множество реципиентов

n влияние институциональных предписаний на отношения пере­дающей и принимающей сторон

Общие условия функционирования массовой коммуникации:

1. Массовая аудитория, характеристики которой:

ü определенная общеценностная ориентация;

ü неоднородная структура;

ü рассредоточенность на определенной территории;

ü анонимность.

Массовые аудитории. Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории -- непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально- демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации. На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий: условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ); регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ). В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации.

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. Степень информированности может варьироваться от полной информированности до полной неинформированности.

2. Социальная значимость информации для всей аудитории, способствующая возникновению, распространению и поддержанию функционирования массовой коммуникации. Кроме смысловой нагрузки информация должна иметь оценочный характер, что способствует формированию общественного мнения. Значимость информации для массовой аудитории зависит от ее общественной необходимости. Социальная ориентация информации оказывает влияние и на общество, и на личность. Государство должно регулировать процесс распределения сфер влияния на массы, прежде всего, законодательными мерами. Нельзя допускать монополии СМИ ни государства, ни отдельных лиц.

3. Соответствующие средства, поддерживающие процесс функционирования массовой коммуникации. Главные средства массовой коммуникации – СМИ: печать, радио, ТВ и Интернет.

4. Многоканальность осуществляемых коммуникаций и вариативность коммуникационных средств, которая обеспечивает быстрое распространение сообщений. Многоканальность обеспечивается параллельным использованием визуального, аудитивного, аудиовизуального каналов. Самостоятельным каналом массовой коммуникации являются публичные коммуникации с массовой аудиторией посредством традиционного разговорного языка. Коммуникативная сфера, обусловленная тематикой информации, формирует функциональный стиль коммуникации, ориентированный на определенную социальную группу.

СМК – технологии, позволяющие осуществлять МК

Функции массовой коммуникации.

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации:

1. обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию;

2. корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь;

3. передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации - развлекательную.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности -- привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

Социально значимые функции массовой коммуникации:

1. Информационная. Способствует гармонизации отношений общества и индивида. Она заключается в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о различных сферах жизнедеятельности.

2. Регулирующая. Подразумевает влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм, тем самым реализуется функция социального контроля.

3. Культурологическая. Выполняет познавательную задачу в сфере культуры и искусства, сохранения культурных традиций.

Технические средства в массовой коммуникации включают средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет), средства массового воздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература) и собственно технические средства (почта, телефон, телефакс, модем). Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п.

Глобализация массовой коммуникации, предсказанная М.Мак-Люэном, в конце XX века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации.

 

 

Считал, что чтобы идея распространилась, нужно чтобы ее восприняли 5% населения.

9. Вербальная коммуникация: особенности и значение. Проблема культуры речи.

Понятие вербальной коммуникации, языка, речи. Соотношение языка и речи. Язык как основа вербальной коммуникации. Язык общенародный, разновидности языка.

Основные функциональные стили и жанры текста. Правила культуры речи.

Основные аспекты вербальной коммуникации: говорение, слушание, письмо, чтение. Значение понимания и контекста в вербальной коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.