Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменная речь






Различия между устной и письменной речью

Устная речь

Письменная речь

Передается звуками.

Передается графическими знаками – буквами.

Возникла исторически изначально.

Возникла на базе устной речи.

Обращена к собеседнику непосредственно.

Обращена к отсутствующему адресату.

Реакция собеседника происходит сразу после или даже в момент произнесения.

Реакция собеседника отложена. Она может быть отнесена от времени написания на тысячелетия.

Собеседник может вмешаться, перебить, повлиять на ход устной речи. Устная речь интерактивна.

Собеседник не может повлиять на развертывание письменной речи.

Производится раз и навсегда, изменения внести невозможно, можно только повторить с изменениями.

Возможно редактирование и даже полная замена высказывания.

Поддается улучшению навык, но не произнесенная речь.

Поддается улучшению и навык, и уже написанная речь.

Базовым навыкам человек учится сам.

Базовым навыкам человека учат специально.

Следует естественным правилам, обеспечивающим понимание.

Подчиняется целому кодексу специально созданных правил.

Сопровождается интонацией, мимикой, жестами.

Сопровождается графическим оформлением текста.

Изначально мимолетна, существует в момент произнесения.

Способна существовать сколь угодно долго – зависит от материала, на котором записана.

17. Невербальная коммуникация – средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Структурные компоненты НК: 1) кинестетика - зрительно-воспринимаемый диапазон движений тела, жестов, движения глаз и лица; 2) просодическая структура – тембр, темп, диапазон голоса, экстралингвистическая структура (паузы речевые, психофизиологические реакции (кашель, вздохи, выдохи)); 3) такесика – область невербального поведения, находящаяся под воздействием тактильно-кинестической системы (подергивание нерва, кожа); 4) альфакторная система – обоняние человека. Особенность НК-независимость от семантики речи (Соотношение 3х типов между речевыми и неречевыми сообщениями: 1неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его; 2неречевое сообщение противоречит речевому; 3нереч.сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое). 1.НК призвана усилить эмоц.насыщенность слова. 2.Автономность НК (она существует вместе с речью, как независимая от неё система). 3.Отстаивает приоритет неверб.поведения над вербальным в качестве более эффективного экономичного средства. Информация в результате НК: 1)инф-ия о личности коммуникатора; 2)об отношении участников ком-ии друг к другу; 3)об отношении участников ком-го процесса к самой ситуации.

Виды невербальных сигналов. Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Выделяют следующие виды невербальных сигналов: 1. Сигналы внешности (одежда, прическа и т.д.)2. Язык телодвижений: · Взгляд; · Мимика; · Жесты и позы; · Осанка; · Стойка; · Посадка; · Движение; · Походка; · Физические контакты; · Манипуляции с предметами.3. Сигналы пространства: · Дистанция; · Горизонтальное расположение; · Вертикальное расположение.

18. Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Аксиомы межличностной коммуникации. Американский психолог П.Вацлавик разработалследующие аксиомы межличностной коммуникации: Аксиома 1. Невозможность отсутствиякоммуникации (активность или пассивность, слова или молчание — все это передает информацию: влияет на других людей, которые в свою очередь не могут не ответить на эту коммуникацию и, следовательно, сами в нее вступают. Таким образом, невозможность не вступать в коммуникацию делает все ситуации, в которые включены два или более человека, межличностными, коммуникационными). Аксиома 2. Любая коммуникация имеетуровень содержания и уровень отношения (на уровне отношений передается то, как это сообщение должно быть воспринято. Отношение может быть выражено как речевыми приемами, так и невербально с помощью крика, улыбки или других способов. Характер отношений можно ясно понять из контекста, в котором происходит коммуникация. В межличностном общении экспрессивная окраска сообщения часто более важна, чем его содержание. Смешение уровня содержания и уровня отношения нередко приводит к нарушению коммуникации. Аксиома 3. Пунктуация последовательностисобытий (люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и составляет проблему пунктуации). Аксиома 4. Симметрическое икомплементарное взаимодействие (отношения между людьми базируются либо наравенстве, либо на отличии). Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так и ненамеренной, эффективной и неэффективной. Аксиома 6. Коммуникация необратима (иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно ).

 

19. Коммуникационный стил� � — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем. 2 переменные измерения межличностной ком-ии: открытость в коммуникации и адекватностъ обратной связи. 1ое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия; 2ое измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

Таблица: коммуникационный стиль (КС) индивидов в 1 квадранте может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида.

2 – КС определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него. 3 - КС характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим. 4 - КС связан с защитой себя и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является наиболее желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

20. Малая группа – небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Осн.признаки: - контактность – возможность взаимодействия каждого с каждым; - целостность – соц. и психологич. общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое; - стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников; - устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы; - наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля; - удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Оптимальный состав малой группы 5-7 человек, но может доходить до 40 человек. ДИАДА – 2 человека (Зимель) особенности: субъективность, взаимные чувства и пристрастия, жёсткость структуры, наличие только одной линии взаимодействия. ТРИАДА – 3 человека. наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала, системы социальных отношений; а также возможностью создания качественно новой позиции — наблюдателя, что добавляет существенный момент к возникающей системе взаимоотношений.

 

21. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологические особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации.

Если подходить исторически, то первая классифика
ция типов малых групп свелась к выделению первичных и вторич
ных групп.,,.

Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов с группой.

Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из родителей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превратиться в первичную группу. Значение первичных групп заключается в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сходства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. «Первичные группы, — пишет Кули, — первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные отношения, но образуют сравнительно неизменный источник, из которого зарождаются эти последние» (Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 332).

В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль,

'•То это значит, что семья распалась как первичная группа и превра-тйлась в формализованную малую группу.

Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных

контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы
Ис различные «посредники», например в виде средств связи.

Особое значение в них приобретают вещественные контакты.; группы часто опираются на институционализированную и схеу зированную систему отношений, и их деятельность регулир" особыми правилами.

Вторая типология— деление малых групп на формал* и неформальные. Впервые это деление было предложено ам канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при пр дении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 192С начале 1930-х гг.

Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотнс
в которых определяются формальными предписаниями и договорет
ми, заданными извне.
Соответственно в формальной группе ст
распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к с
туре власти.

К этому виду малых групп можно отнести в первую]
редь наименьшие по численности и далее неделимые коллеюг-
подразделений предприятий, организаций и институтов. Веду
сферой активности и основным психологическим механизмом'< |
единения индивидов в рамках таких групп является совместна^
ятельность. Примером формальной малой группы может слу
любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной
тельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная ко»''
и Т-Д-,,,

Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие Ш нове внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, сщ тии, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают хийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписа1" * характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимс шений. Неформальная группа может создаваться внутри фор» ной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, с< ящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным " ресом, но иногда неформальная группа может возникать и са' себе, в частности, в очень сплоченной дружеской компании.

Однако эмпирически не представляется возможным вы1 ние строго формальных и строго неформальных групп, особей тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках ]" мальных, поэтому часто различают не группы как таковые, а га тер отношений внутри них: формальную и неформальную ст ры группы. Поскольку четкого разделения понятий «форма группа» и «организация» нет, в ряде случаев отличие нефор ной и формальной группы видят в том, что последняя имеет ™ организации.

Третья классификация разводит так называемые рентные группы и группы членства. Данная классификация

предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». Каждый человек находится в месте пересечения уникальной комбинации групп, членом которых он является.

Кроме того, по характеру и формам организации Деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

случайно организованная группа (например, экскурсионная);

ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущественно личностно значимыми целями (группа друзей);

корпорация, когда объединение происходит на основании тол внутренних целей, их достижение осуществляется любой це в том числе и за счет интересов других групп (черты кор ции может приобрести любая малая группа: семья, учебная ]

па и пр.);

коллектив — такая форма организации групповой деятельж при которой связи и отношения между индивидами опосреде ны общественно значимыми целями.

В отечественной лите-ре коллектив рассматривается как высший уровень разв группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченн единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой тификацией индивида с группой и ответственностью за реэ таты совместной групповой деятельности;

команда - группа, состоящая из двух человек или более, ясную, упорядоченную и экономную структуру, направлен достижение поставленных целей и выполнение задач. Для характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с гими командами и группами; члены команды в соответств» отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентно" совместном достижении поставленных целей; команда и» свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качества» членов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.