Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коммуникативной личности, его теоретическое и прикладное значение. Аспекты описания коммуникативной личности.






 

В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспри­нимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразу­мевает «совокупность способностей и характеристик человека, обус­ловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью».[45] Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. Это позволяет выделить важные характеристики языковой личности.

Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характери­стика включает в себя определение всего запаса слов и словосоче­таний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение пра­вильно использовать вербальные средства в соответствии с нор­мами социальной дифференциации и вариативности, функцио­нально-стилистической ценности и на имеющие место наруше­ния нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

Когнитивная (познавательная) характеристика связана с ин­теллектуальным потенциалом личности, его познавательной дея­тельностью. Личность проявляет себя через использование своих любимых разговорных формул, ав­торских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установ­ки. Она определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных потребностей» личности. Попытки определения ти­пичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематиза­ции, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагмати­ческой характеристики личности. Тем не менее обоснование мо­дели языковой личности является значительным вкладом в разра­ботку теоретического и практического аспектов социальной ком­муникации.

В теории коммуникации по­нятие языковой личности связано с понятием личности как члена различ­ных социальных структур. Поскольку языковая личность участву­ет во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учи­тывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупнос­тью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечива­ют умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситу­ации, адекватно воспринимать информацию.

Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функ­циональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.Коммуникативная личность представляет собой специфичес­кий социальный феномен. Можно сказать, что коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование -45%, говорение -30%, чтение -16%, письмо - 9%).

Для выполнения таких социально зна­чимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуника­тивная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.

Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и под­держивать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) пони­мается как исключительная одаренность, личное обаяние, притя­гательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, пони­мание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую лич­ность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.