Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания для назначения СПЭ в гражданском процессе.






. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе Использование СПЭ в гражданском процессе для получения судебного доказательства — заключения эксперта-психолога — возможно, поскольку это допускается процессуальным законом. Заключение эксперта является самостоятельным средством доказывания. К любому виду судебной экспертизы применимы общеродовые нормы. Руководствуясь ими, можно сформулировать общее правовое основание для назначения СПЭ. Оно заключается в следующем: необходимость специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла для разъяснения возникающих при рассмотрении дела судом вопросов. Применительно к СПЭ требуется небольшая конкретизация, а именно: необходимость специальных познаний в области ψ науки с целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела судом. Названное положение и выступает общеправовым основанием назначения психологического экспертного исследования. Однако этого недостаточно для назначения экспертизы в каждом конкретном случае, необходимо выявить еще и специальное основание, которое в целом производно от научной компетенции ψ экспертного исследования, его общего предмета и одновременно учитывает потенциальную юридическую (доказательственную) значимость результатов ψ исследования. Учитывая названные критерии, можно дать следующее определение специального основания для назначения СПЭ в гражданском процессе: наличие у суда (судьи) обоснованного сомнения в способности лица (конкретного участника процесса) правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны событий, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела. При этом формула «правильно отображать внешнюю и внутреннюю стороны» имеет устоявшееся ψ содержание, а именно: способность правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать и воспроизводить сведения о них, а также способность в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий (юридически значимых) и в полной мере осуществлять сознательное, волевое управление ими. У судьи не должно возникать сомнений в правильности оценки ψ полноценности субъекта. В противном случае верным будет назначение не ψ, а психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы (в зависимости от особенностей объекта и целей экспертного исследования). На практике не всегда просто разобраться в этом и правильно определить наличие спец. основания для назначения ψ экспертизы. Поэтому в сложных случаях при решении данного вопроса можно было бы, на наш взгляд, предложить привлекать в процесс (например, на стадии подготовки дела) специалиста-психолога. Однако проблема заключается в том, что действующее гражданско-процессуальное законодательство вообще не предусматривает участие специалиста в процессе.

 

9. Психологические основания признания судом недействительности сделок.

Любая сделка это всегда соглашение, хотя, конечно, не любое соглашение является сделкой. Чтобы соглашение, именуемое сделкой, имело юридическую силу, оно должно удовлетворять определенным требованиям закона, так сказать, содержать необходимый правовой минимум, который еще называют " существенные условия". Так согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)

 

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора

 

В тоже время, помимо наличия в соглашении существенных условий, закон накладывает на сделки и ряд ограничений, образуя тем самым правовое поле, в котором эта сделка будет существовать как юридический факт. Эти ограничения часто носят императивный характер, то есть стороны сделки их самостоятельно изменить не могут. Выход сделки за рамки этого правового поля лишает сделку юридической силы, то есть делает ее недействительной, не порождающей необходимых юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

 

Учитывая, что данное обстоятельство является архиважным, законодатель перечислил основания, при которых сделка признается (или может быть признана) недействительной. Таких оснований только в Гражданском кодексе насчитывается более пятнадцати. Однако большое количество оснований не должно вводить в заблуждение относительно их правовой природы, в практическом применении все эти основания недействительности сделок распределены по двум группам, которые качественно отличаются друг от друга по своим последствиям.

 

В юридическом смысле недействительные сделки классифицируется на

 

Ничтожные

Оспоримые

 

Разница между ними заключается в том, что последние становятся недействительными только тогда, когда их таковыми признает суд, в то время как для ничтожных сделок такое признание специально не требуется.

 

Как указано в статье 166 ГК РФ

 

Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)

 

Так какие же сделки являются ничтожными, а какие оспоримыми? Какие основания недействительности сделок указаны в законе?

 

Исходя из содержания норм Главы 9 ГК РФ ничтожными сделками являются:

 

Сделки, совершенные с целью, противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169)

Мнимые сделки, то есть сделки, совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия (п. 1 ст. 170)

Притворные сделки, то есть сделки, которые совершены с целью прикрыть другие сделки, в том числе сделки на иных условиях (п.2 ст. 170)

Сделки без нотариального удостоверения, в случаях когда нотариальная форма сделки является обязательной (ст. 163)

Сделки, совершенные с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом (ст. 174.1)

 

Однако существуют сделки, при которых нельзя четко сказать являются они ничтожными или оспоримыми. В жизни возможны пограничные случае, когда необходим более гибкий подход к основаниям недействительности сделок. При определенных обстоятельствах эти сделки могут быть ничтожными, а в некоторых случаях целесообразней, чтоб они были оспоримыми. Условно ничтожными сделками, т.е. в отношении которых при определенных обстоятельствах возможны исключения из общего правила о ничтожности сделки, являются:

 

Сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта и при этом посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п.2 ст. 168)

(Исключение из правила: если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки)

Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 171)

(Исключение из правила: в интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина)

Сделки, совершенные несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (ст. 172)

(Исключение из правила: в интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего)

 

При этом в отношении всех ничтожных сделок есть три важных правила, указанных в ГК. Во-первых, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить только сторона сделки. Лишь в предусмотренных законом случаях такое требование может предъявить иное лицо. Во-вторых, требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено судом, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. И в третьих, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, только если это необходимо для защиты публичных интересов, или в иных предусмотренных законом случаях.

 

Сделки, подпадающие под основание оспоримых, имеют самое большое распространение. По ним происходит больше всего и судебных разбирательств. Согласно Главы 9 ГК РФ оспоримыми сделками являются:

 

Сделки, совершенные юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах (ст. 173)

Сделки совершенные с нарушением представителем или органом юридического лица условий осуществления полномочий либо интересов представляемого или интересов юридического лица (ст. 174)

Сделки, совершенные несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ((ст. 175)

Сделки, совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176)

Сделки, совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177)

Сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения (ст. 178)

Сделки, совершенные под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (ст. 179)

 

Также как и с ничтожными сделками в отношении оспоримых существуют сделки, которые можно назвать " условно оспоримые", т.е. в отношении которых при определенных обстоятельствах возможны исключения из общего правила об оспоримости сделки. Такими сделками являются:

 

Сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта, является оспоримыми, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст 168)

Сделки, совершенные без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, являются оспоримыми, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия (ст. 173.1)

 

 

Обратите внимание, недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

 

В процессуальном плане разница между ничтожными и оспоримыми сделками также существенна. Так срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года, то есть общий срок исковой давности. В то время как срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет всего лишь один год.

 

Важно отметить и новшества законодательства в отношении признания сделки недействительной в свете добросовестности сторон. Согласно п.5 ст. 166 ГК РФ

 

Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

 

Данная норма является логическим развитием двух важнейших принципов гражданского законодательства: презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и запрета кем-либо на извлечение преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.