Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к изучению воли. Воля и личность






I. Мотивационный подход (упор на побудительную функцию воли, проблема самодетерминации). Выделяется три подхода: а) воля сводится к начальному моменту мотивации действия; б) воля – самостоятельная сила непсихической или психической природы, не сводимая не к чему иному и определяющая все другие психические прцессы; в) воля, тесно связана, но не совпадает с мотивацией.

Аристотель: воля – для объяснения порождения действий, основанных не на желаниях человека, а на разумном решении о его осуществлении. Сила, которая вызывает действие согласно разуму рождалась в разумной части души через соединение разумного решения со стремлением, обеспечивающим решение побудительной силой, точнее, через придание решению побудительной силы (поведением человека движет предмет стремления, а через него движет размышление, так как предмет стремления есть начало для него). Проблема воли – проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечения побуждения к действию. Действия. Имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем воля понималась и как самостоятельная сила души, и как способность человека к определенной активности, идущей от него самого. Главная его задача: объяснить побуждение к действию, не связанному со стремлениями человека, а часто ему противоречащему, или торможение желаемого действия, когда размышление подсказывает его избекать.

Декарт. Воля как способность души формировать желания и определять побуждения к любому действию человека, которое нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа. Функция воли: используя разум, бороться со страстями для обеспечения побуждения к избранным действиям. Страсти возникают под влиянием вещей, а желания порождаются непосредственно душой. Воля может выступить против страстей и затормозить движения, «к которым страсть располагает тело». Разум – как собственное орудиеволи, то к сильной душе он относит такую душу, в которой имеются твердые и определенные суждения о добре и зле. Слабые души – воля которых не заставила себя следовать определенным правилам.

Гоббс. Воля – последнее перед действием желание. Здесь происходит неразличение воли и мотивации. Гартли. Воля – желание или отвращение., достаточно сильное, чтобы вызвать действие. Пристли. Воля стремление или хотение, воспринимаемое человеком при решении действовать, поскольку действие не всегда возникает при виде желаемого предмета и требуется желание действовать. Августин. Воля – активность души. Шопенгауэр. Воля – общая способность к активности. Акт воли – любое действие человека. Действие тела – объективированный акт воли. Вундт. Волевой процесс – влечение как один из эмоциональных процессов. Волюнтаризм – самостоятельность воли. Рибо. В основе воли лежит страсть, как мотивирующая сила. Левин. Отождествление побудительной функции воли с формированием квазипотребности как механизма побуждения к намеренному действию. Воля как часть мотивационного процесса при порождении действия. Хекхаузен. Мотивация дольше связывается с выбором действий, а воля – с его инициацией и осуществлением.

Куль. Волевая регуляция связывается с наличием затруднений при осуществлении личностных намерений. Он различает намерение и желание, идущее от актуализированных потребностей. Интересен механизм побуждения к намеренным действиям, когда есть барьеры. Сущность этого механизма – мотивационная поддержка намеренной цели и торможении конкурирующего желания. Мотивационная поддержка как особое усилие может осуществлять активно и пассивно. Волевой регуляцией считает только активную намеренную регуляцию.

Бекман. Особые метапроцессы, которые регулируют основные психические процессы. Воля метапроцесс, включающийся при нарушении поведения и направленный на снятие препятствий или активацию низкоуровневых процессов, обслуживающих действие.

Нюттен. Намеренное действие рассматривает как действие личностное. Его осуществление невозможно без волевой регуляции. Воля – мотивационный процесс, опосредованный познавательными процессами и направленный на осуществление намерений. Волевой акт идет от осознающего и оценивающего себя человека и направлен на регуляцию побуждения к действию через соединение личностных тенденций с силой мотивов и намеренной целью.

Пиаже. Воля – игра аффективных и следовательно, энергетических операций, направленных на создание высших ценностей и на то, чтобы сделать эти ценности обратимыми и сохраняемыми. Функция воли заключается в усилении слабой, но более значимой мотивации, что достигается через оценку событий и действий и предвидение будущего.

Узнадзе. У человека в следствии трудового процесса. Не реагировать на непосредственную потребность. Воля – это личностная установка. Рубинштейн. Зачатки воли заключены в потребностях. Воля – это организация желаний. Отсюда побудительная функция воли. Воля – как самостоятельная сила. Челпанов. Душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял три элемента: стремление, желание, усиление. Связывал волю с конфликтом мотивов, наделяя волю функцией выбора. Локк. Воля – сила ума направлять деятельность на движение или покой. Выготский. Произвольная форма мотивации. Сущность воли – овладение собой, своими психическими процессами, в том числе и мотивацией. Воля – особо организованные стимулы. Изменение смысла действия меняет и побуждение к нему. Божович. Воля – социальное новообразование. Высшая психическая функция в мотивационной сфере.

Подход «свободного выбора». Функция выбора мотивов, целей, действий. Спиноза. Воля – способность разума принимать решения о влечениях и действиях. Джемс. Воля – самостоятельная сила души. Нужна для выбора среди конкурирующих действий. Выбор осуществляется на основе мотивов и заключается в направлении внимания на объект. Мейман. Действие становится волевым лишь тогда, когда его причиной являются не только отдельные представления или воспоминания, но и решение собственной личности. Согласие на действие – главный признак воли. Причина волевых поступков – размышление. Выготский. Выбор – один из моментов волевого действия. Равенство мотивов – жребий.

II. Регуляционный подход. Анализ регуляции исполнительной части действия и различных психических процессов. Сеченов. Регуляция осуществляется через работу определенных нервных центров. Нет бесстрастной воли. Все выводимо из чувства и разума. Басов. Воля – психический механизм, через который личность регулирует свои психические функций. Власть личности над своими душевными состояниями возможна только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора–воли.Регулятивная функция воли проявляется в акте внимания, которое есть акт регуляции. Воля лишена порождать идеи или мыслить, она только регулирует. Выготский. Первичная проблема овладение собой. Воля как ВПФ, как продукт исторического развития, поэтому всякий волевой процесс первоначально процесс социальный. Личность и воля. Бывает личность без воли, но воли без личности не бывает.

 

83. Понятие группы в социальной психологии. Психологические характеристики малой группы.

В общественных науках - двоякое употребление термина группы: условн. гр. - произвольные объед. людей по признаку, неохб. в данной сис-ме анализа (социологический подход). С друг. стороны под груп. также поним. и реально сущ. образование, в кот. люди объединены общим признаком, и определ. образом осозн. свою принадлежность к нему (соц-Y подход - выполняя разл. функции, человек является тчк. в кот. пересек. влияния этих групп). НО чтобы определить каков вклад каждой из них, кот. и определит содержание личности - психологич. план: сY - исслед. закономерн. поведения и деятельности людей, обусловленная фактом их вкл. в реальные соц. группы, а фокусом анализа является содерж. характеристика этих групп. Группа - определенная система деятельности. Для обеспеч. такого анализа необ. обратится к соц. группам, уот.. выделены по социологическим критериям в каждом плане общ-ва, а потом на этом основании осущ. описание Y хар-рок кажд. группы, их занчимости для каждого члена. Þ при рассотр. гр. как субъекта соц. деятельности можно выделить некоторые черты, свойств. ей как субъекту деятельности: Y - груп. интересы, нормы, цели... Для индивида, входящего в гр., необ. осознание принадл. к ней через принятие этих хар-рик -факт Y общности сдр. членами гр., что позв. идентиф. с ней. Выделяют следующие параметры групп: состав гр., ее структура, групповые процессы (организующие деятельность группы и рассматривать. их в контексте развития гр), гр. нормы и ценности, система санкций (с пом. кот. гр. возвращает на место своего члена). Др. ракурс - рассматривать гр. с тчк. зрения индивида в гр. в кач-ве ее члена. Понятия - статуса или позиции (место в сис-ме гр. жизни), роль (динамический аспект статуса, определяющийся через функции заданные группой), система гр. ожиданий кот. для того чтобы быть как-то определенной связанна с гр. нормами (вып. регулятивную ф-цию),

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.