Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика аффектов. Диагностика аффективных следов. Проблема стресса






Аффект – это ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации); аффект оставляет след, имеющий тенденцию к накоплению. Ярко выраженность – позволяет наиболее полно увидеть все корелляты эмоций, все их телесные проявления. Эти проявления имеют определенную динамику (аффект – нарушение функционирования организма) – это быстротечное состояние. Не имеет смысла его прерывать. Он должен быть выражен полностью (как негативный, так и позитивный). Непроизвольность – непроизвольна любая натуральная реакция. Защитная реакция – телесная защита, приспособительная реакция. Эта реакция закрепляет связь (оставляет следы) – с данной ситуацией и подобными ситуациями. Обобщает, организует как целое. Признаки аффекта: экстремальная ситуация; импульсивность действия (автоматизм без размышления); сужение сознания (потеря эпизодов из действия, исчезает чувствительность к боли); телесные проявления.

Фазы течения аффекта.: подготовительная, фаза взрыва, исходная (заключительная).

1. Подготовительная: сознание сохраняется во всех случаях. Появляется напряжение эмоций и концентрация представлений на определенном фокусе внимания. Восприятие в этой фазе нарушается нерезко, но способность наблюдать и осознавать происходящие психические процессы и переживания расстроена. Бедный, сильно суженный круг представлений резко аффективно окрашен. Душевная деятельность односторонняя – стремление осуществить свое намерение. Вся остальная личность перестает существовать.

2. Фаза взрыва: с биологической точки зрения является процессом отреагирования. Комплекс сильнейшего чувственного тона, требующий немедленного отреагирования. Волевые расстройства: усиливающееся побуждение преобладает над тормозящим аппаратом (утрата самообладания). Утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Поведение: агрессивный или пассивный характер.

3. Заключительная фаза: истощение психических и физических сил. Отсроченно воспоминания о событиях нарушаются.

Особенности аффекта – отсутствие предварительного плана, использование того, что подвернется под руку, амнезия. Основа: длительное аффективное напряжение или временное нервно-психическое истощение у психически здоровых людей. Аффективный комплекс (психоанализ) – объединение в пределе любых деталий вызывающих аффект, т.е. чтобы аффект повторился достаточно упоминание любой детали. Аффективная память отличается от образной (смысловой). Здесь свои законы. В образной памяти след может исчезать, а в аффективной происходит накопление.

Диагностика аффектов в психоанализе: метод свободных ассоциаций. Легкое протекание ассоциаций, и трудное – источник аффекта. Лурия. Диагностика следов аффекта. Метод ассоциативного эксперимента. Реакция на слово из аффективного комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словесный раздражитель может провоцировать связанные с ним аффективные состояния.

Для вскрытия механики внутренних процессов: изучение внешних коррелятов. Сопряженная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки. Становится возможным за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед нами процесса. Механизм: слово – мыслительная ассоциация – нажим – асс. – нажим - … - ответ, не компрометирующий человека.

Стресс. Селье. Впервые как набор физиологических и биохимических изменений в организме в опасной ситуации. Первоначально часть общего адаптационного синдрома (адаптивного механизма) и в этм эффекте приспособления лежит различие понятий физиологического и психологического стресса. Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Это адаптационный синдром: 1. Вначале трудности (если стрессор очень силен для организма, то адаптации не происходит и смерть); 2. Затем адаптация (организм нашел возможность нормально функционировать при действии стрессора); 3. Теряет силы и «смерть» (длительное влияние стрессора – стадия истощения). Синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией. Поскольку любой агент, требующий адаптации вызывает стресс, то и любая болезнь связана с некоторым проявлением стресса (болезнь влечет за собой некоторые адаптивные реакции). Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Селье предложил называние «болезни адаптации», т.к. они вменьшей степени зависят от природы патогенного фактора, чем от адаптации реакций организма на неспецифические стрессорные эффекты.

Соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями. Некоторые авторы предлагают рассматривать проблему стресса в функциональном аспекте, как проблему влияния эмоции на прдуктивную деятельность субъекта. Стресс – особое психическое состояние, возникающее в сложных условиях деятельности. Стресс – возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности (Наенко). Состояние психической напряженности (стресса) возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на ее эффективность

Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Это зависит как от ситуации, так и от самого субъекта. Поэтому при оценке напряженности используются показатели деятельности: характер сдвигов в деятельности (ухудшение или улучшение). Напряженность характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма – замедленное выполнение интеллектуальных операций, импульсивная – увеличение количества ошибочных действий, генерализованная – сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих нарушений (незначительная, быстро исчезает напряженность; длительная и заметно сказывающаяся на процессе деятельности; длительная, резко выраженная и практически не исчезающая, несмотря на профилактические меры).

Физиологические сдвиги и показатели деятельности являются важными индикаторами психологической напряженности

Лазарус. Вредность или неблагоприятность стимула зависит от характера психологических структур. Вредность не обязательно в действительности. Значение стимула и отношение к нему определяются прошлым опытом. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника.

Петухов. Психологический стресс тоже стали различать: эмоциональный стресс (тот предел напряженности за которым эмоции мешают обычной деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности).

Если с самого начала стресс был адаптационным механизмом, значит он в какой-то мере необходим.

Закон оптимальной эмоциональной напряженности (оптимум мотивации). Закон силы – закон успешного научения от силы подкрепления, чем больше сила, тем больше успеха. Торндайк – сила подкрепления определяет успешность обучения. Закон Йеркса-Додсона. Соотношение сложности деятельности и уровня эмоциональной напряженности.

 

17. Основные теоретические подходы к проблеме социализации личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

· Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

· Изменение себя, «стать как все».

· Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона Социализации
     
1. Младенчество (0-1г.) – этап «доверия к миру» Эмоциональное общение со взрослыми А – освоение норм отношения между людьми
     
2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности» Предметная деятельность Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы» Игра А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства» Учебная деятельность Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14 лет) Общение со сверстниками А – освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я» Учебно-профессиональная деятельность Б – освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости» Трудовая деятельность, профессиональная учеба А, Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений
8. Этап человеческой зрелости    

 

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

+ окончательная форма эгоидентичности Стадия 8 «принятие себя, жизни», мудрость старость - разочарование в жизни после 50 лет
+ творчество, любимая работа, Стадия 7 воспитание детей, забота о детях, зрелость до удовлетворенность жизнью 50 лет - опустошенность, застой, регрессия
+ чувство близости, интимности, Стадия 6 единство с людьми, любовь молодость от - изоляция, одиночество 20 до 25 лет
+ цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, Стадия 5 признание себя людьми юношеский от - диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность
+ уверенность в себе, компетентность Стадия 4 - неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет
+ инициативность, целеустремленность, Стадия 3 активность, предприимчивость, дошкольный самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет
+ автономия, самостоятельность, Стадия 2 опрятность, воля ранний возраст - сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет других
+ базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1 стремление к жизни младенчество - базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти

 

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает: «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

 

 

18. Каковы способы определения мотивационного ядра выбора в системе межличностных отношений?

 

 

19. Развитие личности: движущие силы, периодизация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.