Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народные акыны






Казахский народ гордится своими акынами. Веками песни прославленных акынов бережно сохранялись в памяти народа. На акынов смотрели как на выразителей общественного мнения, учителей жизни. Недаром в старину слово “акын” означало наставник и певец.

В 19 столетии акынов считали профессиональными певцами, разъезжающими по аулам. Песня кормила акына.

“Акын ни за что не запоет свою импровизацию с глазу на глаз. Ему… нужна публика, которая бы имела сочувствие к остроумию”, - писал первый казахский просветитель Ч.Ч.Валиханов.

Общественная роль талантливого акына была велика. Песни его заучивали наизусть, а имя делалось известным на громадном пространстве степей. Долгом акына было прославить, воспеть достойных и осудить бесчестных и низких людей в импровизированной песне.

Акыны поют свои импровизации там, где проводятся увеселения, свадебные торжества, поминки. Они знали предания и легенды, были мастерами айтыса. Словом, репертуар акынов охватывал все жанры казахской народной поэзии, отвечал всем народным потребностям в поэтическом искусстве.

Одним из величайших мастеров казахского поэтического искусства является Жамбыл Жабаев. “Я – зоркий сокол, я – напев моей страны, я – ваш Жамбыл! ”- обращается акын к своему народу. Почти столетний путь прошел он со своим народом.

Тысячи людей съезжались туда, где выступал акын. Многие свои импровизации Жамбыл подолгу обдумывал. Чем ответственнее было его выступление, тем больше акын раздумывал, о чем он будет петь. Его положительный идеал- герой, свободолюбивый, умеющий постоять за народ, добивающийся лучшей доли и для себя, и для всей бедноты. Вершины импровизаторского искусства Жамбыл достиг в айтысах. На все Семиречье прославился он, одержав победу над считавшимся непобедимым акыном Кулмамбетом. Чем же побеждал Жамбыл - акын рода Шапрашты? Его победоносная сила была в том, что на первый план он выдвигал народ, болел за его судьбу, мечтал о лучшей жизни для аульного бедняка.

К великому акыну вполне применима казахская пословица: “Умудрен знаниями не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел». И сегодня песни акына согревают сердца людей. «Будь как Жамбыл! Живи до жамбыловских лет! ”- стало общепринятым благопожеланием по всему Казахстану. Жамбыла помнят.

Музыка

Музыка окружает человека с детства, с ранних лет он привыкает связывать музыкальные впечатления с определенными явлениями действительности. Колыбельный напев связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш – с шествием народа, танец – с веселым праздником. Это самые элементарные музыкальные образы. Музыка сопровождает торжественные заседания и спортивные игры, массовые гуляния и дружеские встречи. В работе она помогает найти ритм, в горе и радости – излить чувства, в походе – преодолеть усталость.

«Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», - очень точно определил смысл музыки композитор А. Н. Серов.

Классическая музыка богата разнообразными жанрами, т.е. видами произведений: это вокальная музыка (песня, романс, хор, оперная ария); инструментальные жанры (камерная и симфоническая музыка).

Театр

Это особый и прекрасный мир. Он несет радость познания жизни. Театр, по образному определению В. Маяковского, «не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло». Есть у театра особое качество, присущее только ему одному. На каждом спектакле актер как бы заново создает свою роль. Каждый спектакль в чем-то по-новому раскрывает жизнь людей, по-своему говорит о жизни. Театральный зритель видит на сцене людей с их радостями и страданиями, мыслями и сочувствует тому, что происходит на его глазах. В этом живом, непосредственном взаимодействии, сопереживании актера и зрительного зала и таится огромная сила искусства театра.

Кино

Кино – самое молодое из искусств – появилось на рубеже 19- 20 веков. Главное средство кино – изображение (это снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи) и звук (записанные на пленку человеческая речь, музыка, пение, различные шумы). Благодаря этому искусство кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы – речь действующих лиц, текст от автора; живописи – композицию, колорит, светотень; театра – игру актеров, мизансцены; музыки – вокальной, инструментальной, оркестровой. В кинофильме все эти элементы других искусств сливаются в единое художественное целое. Его произведения наглядны, общедоступны, впечатляющи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.