Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность научного познания






 

Научное познание — высший уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Для познания глубоких сущностных сторон мира и человека недостаточно форм и средств обыденного мышления, необходимы сложные логические формы мышления, научные эксперименты и наблюдения, методы и методики. Логика науки опирается на те же общие формы и средства логического познания, что и обыденное мышление, однако в их наиболее сложном виде. Математическая и диалектическая логики, логика науки как таковые применяются почти полностью только в научном познании.

Концентрированным выражением научного познания является научное открытие, т. е. обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей. К ним можно отнести, например, выявление новых элементарных частиц, новых групп химических соединений, неизвестных ранее видов животных или растений, новых свойств физических, химических и т. д. объектов. В СССР впервые в мире была введена регистрация научных открытий, понятие открытия получило юридическое оформление. Хотя обычно понятие открытия, юридически закрепленное, относится лишь к естественным наукам, открытия совершаются также и в общественных науках.

Сущность мыслительного творчества

Сущность мыслительного творчества — одна из интереснейших проблем философии, психологии, науки вообще. Каким образом происходит скачок от незнания к знанию? Каким способом произошел переход от ньютоновской механики к теории относительности? Как сможет мысль перейти к следующей, более фундаментальной теории, чем релятивистская физика? Каким образом наука окажется способной проникнуть в следующий, более глубокий пласт человеческой сущности?

В истории науки существовали две крайние трактовки природы мыслительного творчества. С одной из точек зрения мыслительное творчество есть внезапный, спонтанный процесс озарения, возникающий из глубин бессознательной интуиции. С противоположной интуитивизму точки зрения творчество — результат механического поиска правильного решения задачи по методу «проб и ошибок» (ассоцианизм, бихевиоризм). Включая долю истины, обе концепции, однако, не дают научного решения проблемы творчества, поскольку абсолютизируют ту или иную его сторону.

Мыслительное творчество имеет две стороны: содержательную и формальную. С первой стороны творчество есть получение нового мыслительного содержания — обнаружение нового качества, свойства, закономерности и т. д. В этом аспекте коренной вопрос заключается в том, каким образом человек способен синтезировать новую мысль. Новое, в особенности принципиально новое, есть нечто непохожее на прежнее, известное. Новое обладает новизной, которая выступает, с позиций старого и привычного, как странность. Загадка творчества — это загадка преодоления мыслью барьера странности.

Странность — важнейшая черта каждого нового крупного открытия. Странность означает, что открытое явление имеет не только привычные, известные черты, но и некоторые новые, неизвестные, невыводимые из установленных ранее, «странные». Так, принципы квантовой механики и теории относительности, имея определенную связь с принципами классической физики, не могут быть выведены из прежней физики. Невыводимость странности из уже известных свойств действительности означает, что странность в определенном смысле характеризуется неожиданностью и непредвидимостью. Эта сторона творчества получила искаженное объяснение в интуитивизме.

Каким образом в мысли может возникнуть то, что в ней никогда не было и что, следовательно, не вмещается в привычные каноны мысли? Нетрудно заметить, что проблема мыслительного творчества возвращает нас к парадоксу развития, возникновения нового. Диалектика, разрешающая этот парадокс, выступает в качестве теоретической основы теории мыслительного творчества.

Величие и мощь мысли

Мысль, мыслительное творчество — высшая, наряду с материально-практической деятельностью человека, форма активности. В универсальной природе человека как микрокосма, несущего в себе, в сокращенном и интегрированном виде, основные результаты бесконечного развития мира, заложена разгадка способности человека к мысленному воспроизведению любых качеств бесконечно многообразного мира. Величие и достоинство человека проявляются в том, что в мире не существует качеств и сущностей, которые были бы недоступны человеческой мысли.

Умение мыслить нелогично!

В формально-логическом плане мыслительное творчество должно обладать, очевидно, какими-то логическими инструментами преодоления барьера сложности (странности). Мыслить творчески — значит мыслить логично. Однако в одном из своих наиболее важных аспектов творчество выступает также как умение мыслить... нелогично! Любое крупное открытие, принципиально новая теория, возникают как нарушение прежней конкретной логики, логики вещей. Теория относительности возникла как явное и глубочайшее нарушение логики теории Ньютона, с позиций которой абсурдно мыслить пространство, время, массу как переменные. По замечанию одного известного ученого, ЭВМ стоит несомненно ниже человека, ибо она мыслит «идиотски логично»!

Прорыв мысли в новую крупную область действительности означает появление новой предметной логики науки. Мыслительное творчество выступает, следовательно, как творчество новой логики. Однако каким бы нелогичным ни было научное мышление в указанном смысле, оно всегда подчиняется законам формальной и диалектической логики. Последняя фиксирует не частные, а всеобщие свойства и законы действительности и поэтому служит важнейшим инструментом мыслительного творчества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.