Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание семинарских занятий






 

ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

СЕМИНАР 1. Тема: Теории психического развития (1)

 

I. Вопросы для подготовки:

1. Ключевые вопросы теорий психического развития человека.

2. Психическое развитие человека как последовательное включение природных инстинктов в этологической теории.

3. Психоанализ о психическом развитии человека.

А) Психосексуальные стадии в теории З. Фрейда.

В) Психосоциальные стадии в развитии личности (Э. Эриксон).

С) Эволюционно-этологический подход к проблеме психического развития человека в теории привязанности.

4. Научающе-бихевиоральное направление относительно природы человека.

5. Научение через моделирование в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Теория социального научения Дж. Роттера.

6. Основные идеи теории когнитивного развития (Ж. Пиаже).

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1997. – С. 272- 294.

2. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.А. Современная американская психология развития: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1986. - С. 14 – 32, 46 – 69.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 35 – 42, 133 - 143.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.– С. 76-115.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – С. 118 – 127, 133 – 137, 221 – 239, 352 – 357, 380 – 397, 412 – 422.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 26-43.

 

СЕМИНАР 2. Тема: Теории психического развития (2)

 

I. Вопросы для подготовки:

1.Этапы становления отечественной детской психологии.

2. Л.С. Выготский и его вклад в развитие возрастной психологии.

3. Законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским.

4. Ключевые понятия культурно-исторической теории развития высших психических функций.

5. Периодизация психического развития детей по Д.Б. Эльконину.

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1997. – С. 294 - 314.

2. Выготский Л.С. педагогическая психология. – М.: Просвещение, - 1991. – С. 100 – 102.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 27 - 31.

4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.304 –305.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Просвещение, 1960. – С. 5 – 22.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 215 -336.

 

СЕМИНАР 3. Тема: Источники, движущие силы и условия психического развития

I. Вопросы для подготовки:

1. Представление о движущих силах как факторах, определяющих поступательное развитие ребенка в различных теориях психического развития (этологическая теория, психоанализ, теория привязанности, теория социального научения, культурно-историческая теория и др.).

2. Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка. Различные точки зрения на их соотношение.

3. Обучение и воспитание как движущие силы и условия психического развития.

4. Основные направления в развитии поведения и психики ребенка.

II. Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 21 – 30.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 47 – 55.

3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 10 – 16.

4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.23 – 26.

5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 14 - 27.

6. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.25 - 27.

7. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.34-38.

8. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. – М.: Знание, 1997. – С. 34-62.

 

СЕМИНАР 4. Тема: Механизмы развития личности

I. Вопросы для подготовки:

1. Механизмы наследственной передачи.

2. Социальные факторы как механизмы развития личности.

3. Соотношение понятий «развитие» и «социализация». Механизмы социализации личности.

4. Основные механизмы формирования и преобразования личности в общении.

5. Индивидуальные различия в развитии личности и их объяснения.

II. Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.77 – 84.

2. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.84 – 87.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 122 – 142.

4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.53 - 59.

5. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности. – М.: МГУ, 1988. – С. 5 – 18.

6. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.61-68.

7.Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1984. – С.46-78.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 81-95.

9. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 22-24.

 

СЕМИНАР 5. Тема: Самосознание личности

I. Вопросы для подготовки:

1. Понятие самосознания.

2. Развитие способности к рефлексии в онтогенезе.

3. Проявление «Я» в индивидуальности.

4. Личная идентичность по Э. Эриксону. Этапы развития идентичности.

5. Переживание полноты жизни в индивидуальной истории человека.

 

II. Дополнительная литература:

1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, - 1986. – С. 119 –168.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. – С. 84 – 106.

3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.514 - 519.

4. Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 1987. – С. 166 – 187.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 190 – 216.

6. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.279-293.

 

СЕМИНАР 6. Тема: Структурные звенья самосознания, их генезис

I. Вопросы для подготовки:

1. Самооценка и ее роль в развитии самосознания.

2. Уровневое формирование самосознания ребенка.

3. Звенья структуры самосознания. Компоненты самосознания.

4. Формирование самосознания в онтогенезе.

 

II. Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. Психологические труды: В 2 т. – М.: Просвещение, 1980. – Т.2. – С.60-69, 200- 209.

2. Д.И. Фельдштейн Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.176 – 190.

3. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Просвещение, 1978. – С. 55 – 72.

4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.356 - 377.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 211 – 218.

 

СЕМИНАР 7. Тема: Проблема периодизации психического развития.

I. Вопросы для подготовки:

1. Стадиальность процесса развития.

2. Различные подходы к критериям возрастной периодизации.

3. Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.

4. Стадии развития личности по Э. Эриксонуи и по Д.И. Фельдштейну.

5. Современные параметры периодизации возрастного развития.

6. Сравнительный анализ периодизации возрастного развития различных авторов.

 

II. Дополнительная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – С. 55-62.

2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 17 – 20.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С.9-15.

4. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности. М., 1981. – С. 33-67.

5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 27 – 31.

6. Фельдштейн Д.И. Стадиальные характеристики социализации – индивидуализации и уровни становления личности//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 208-241.

7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 201-207.

8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.90-93.

 

СЕМИНАР 8. Тема: Понятие возраста. Основные структурные

компоненты возраста.

I. Вопросы для подготовки:

1. Определения возраста как ступени психического развития человека.

2. Зависимость возраста как психологической категории от движущих сил и условий психического развития.

3. Фазное протекание целостности индивидуального развития от рождения человека до смерти.

4. Представление о границах возрастных периодов в различных теориях развития.

5. Возрастные эволюционные, революционные и ситуационные изменения психологии и поведения.

6. Параметры возрастной периодизации как основные структурные компоненты определения возраста.

 

II. Дополнительная литература.

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Просвещение, 1980. – Т.1. – С. 89 – 95.

2.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – С. 38 – 48.

3.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 5 - 7.

4.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 6.

 

СЕМИНАР 9. Тема: Понятия сензитивности и возрастного кризиса

I. Вопросы для подготовки:

1. Представление о сензитивности.

2. Границы и длительность сензитивных периодов.

3. Индивидуальное своеобразие сензитивных периодов в жизни человека.

4. Понятие о кризисе возрастного развития. Общие черты возрастных кризисов.

5. Психологический смысл критических возрастов.

 

II. Дополнительная литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение, 1983. – С26 - 27

2. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 288-290.

3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 8 – 9.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Просвещение, 1960. – С. 5-22.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С.87- 96.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. Пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 103-143.

СЕМИНАР 10. Тема: Взаимосвязь обучения, воспитания и

развития в онтогенезе.

I. Вопросы для подготовки:

1. Основные понятия и общие вопросы развития.

2. Представление о ведущей деятельности и ведущем типе общения на разных этапах онтогенеза.

3. Три точки зрения на связь обучения и развития.

4. Понятие «зона ближайшего развития», его связь с обучением.

5. Формирование и развитие человека как личности – основная проблема психологической теории воспитания.

 

II. Дополнительная литература:

1. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 18-21.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 130 –133; 247 –249; 317-319.

3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.23 - 25.

5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 284 – 287; 318 –320.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. С.224-229.

СЕМИНАР 11. Тема: Отклонения в психическом развитии

I. Вопросы для подготовки:

1. Изучение нарушений в развитии.

2. Проблемы недостаточного и чрезмерного контроля.

3. Девиации в психическом развитии, полярность отклонений от нормы.

4. Значительные отклонения в развитии в детском и подростковом возрасте.

5. Причины отклонений в психическом развитии: генотипические и средовые.

 

II. Дополнительная литература:

1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 238 – 254.

2. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.532 – 563.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 219 –226; 239 – 250.

4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 238 – 239.

5. Савенков А.Н. Одаренность: генотип или среда развития ребенка // Народное образование. – 1999. - № 9. – С. 312 – 316.

6. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.293-295.

СЕМИНАР 12. Тема: Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации.

I. Вопросы для подготовки:

1. Жизнь и деятельность человека в экстремальных (измененных) условиях.

2. Факторы риска, ведущие к изменениям в психическом развитии человека.

3. Депривация сенсорная и моторная, их влияние на развитие личности. Явление госпитализма.

4. Следствия депривационных воздействий и экстремальных условий на психическое развитие человека.

 

I. Дополнительная литература:

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 223 –229.

2. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студентов средних и высших педаг. учебн. Заведений. – М.: Академия, 1998. – С. 3-28.

3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – С. 123 – 146.

СЕМИНАР 13. Тема: Психическое развитие в младенчестве.

I. Вопросы для подготовки:

1. Врожденные формы психики и поведения.

2. Двигательная активность ребенка.

3. Восприятие, память младенца.

4. Речь и мышление в младенческом возрасте.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.393 – 451.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989. - С. 50 – 56.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 98 - 118.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 49 – 63.

5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.118 – 148; 151 - 177.

СЕМИНАР 14. Тема: Психологические предпосылки перехода

к раннему детству

I. Вопросы для подготовки:

1. Личностные новообразования младенчества.

2. Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до одного года.

3. Кризис первого года жизни, его причины.

4. Первые признаки самосознания, возникновение «Я».

5. Формирование детской привязанности.

 

II. Дополнительная литература:

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 242-247.

2. Валлон А. Истоки характера у детей // Вопросы психологии. – 1990. - № 5. – С. 129 – 140; № 6. – С. 121 – 133.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 147 –148; 153 - 156.

4. Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 1987. – С. 37 – 58.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Просвещение, 1960. - С. 69 – 92.

 

СЕМИНАР 15. Тема: Психическое развитие в раннем детстве.

I. Вопросы для подготовки:

1. Значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей.

2. Главные психологические достижения раннего возраста.

3. Развитие речи у детей раннего возраста.

4. Появление предметной и конструктивной игровой деятельности.

5. Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста.

6. Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.451 - 465.

2. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 247-268.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 118 – 163.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 66 – 77; 148 - 152.

5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.278 – 309.

 

СЕМИНАР 16. Тема: Психологическая характеристика дошкольного возраста.

I. Вопросы для подготовки:

1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.

2. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь дошкольника.

3. Усвоение нравственных норм дошкольником.

4. Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника.

5. Психологические новообразования дошкольного возраста.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.467 - 491.

2. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 268 - 280.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 163 -248.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 81 – 96; 158 - 168.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Просвещение, 1960. - С. 138 – 293.

 

СЕМИНАР 17. Тема: Психологическая характеристика готовности к школе.

I. Вопросы для подготовки:

4. Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе.

5. Требования, предъявляемые к восприятию, вниманию, памяти, воображению и мышлению детей при поступлении в школу.

6. Особенности интеллектуального развития ребенка готового к обучению.

7. Личностная характеристика ребенка, подготовленного к обучению.

8. Причины отставания детей в начальный этап их обучения в школе.

 

II. Дополнительная литература:

1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 1987. – С. 37 – 59.

2. Мир детства. – М.: Просвещение, 1987. – С. 228 – 254.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 96 – 100.

5. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. – М., 1986. - С. 25 – 32.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 249 – 344

 

СЕМИНАР 18. Тема: Психологическая характеристика

младшего школьного возраста.

I. Вопросы для подготовки:

1. Психологические особенности начального этапа обучения.

2. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста.

3. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника.

4. Развитие мотивации успехов.

5. Становление самостоятельности и трудолюбия. Усвоение правил и норм общения.

6. Интегральная характеристика психологии младшего школьного возраста.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.491 – 529.

2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 193 – 196.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 104 – 111; 171 – 178.

4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 29 – 37.

5. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 191 – 193.

6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001. – 256с.

 

СЕМИНАР 19. Тема: Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

I. Вопросы для подготовки:

1. Особенности социально-психологической ситуации перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

2. Тяга подростков к взрослости. Несоответствие притязания на взрослость реальному личностному и поведенческому развитию подростка.

3. Школьная дезадаптация при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту.

4. Развитие нравственной устойчивости в период перехода к подростковому возрасту.

5. Разрыв между моральными знаниями и поведением.

II. Дополнительная литература:

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Просвещение, 1990. – С. 108 – 121.

2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 290 – 296.

3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.470 – 484.

4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 37 – 47.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 153-162.

СЕМИНАР 20. Тема: Психологические особенности личности подростка.

I. Вопросы для подготовки:

1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте.

2. Динамика и структура личности подростка.

3. Формирование волевых качеств личности.

4. Развитие деловых качеств.

5. Достижения психического развития подростков.

6. Акцентуации характера у подростков.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.530 – 562.

2. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 283 – 288.

3. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л.: ЛГУ, 1983. – С. 26 – 30; 78 – 185.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 181 – 190.

5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.502 – 529.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 396 – 420.

 

СЕМИНАР 21. Тема: Основные проблемы подросткового возраста в интеллектуальном развитии

 

I. Вопросы для подготовки:

1. Общая характеристика ситуации познавательного развития в подростковом возрасте.

2. Совершенствование психических процессов.

3. Развитие общих и специальных способностей.

4. Развитие мышления.

 

II. Дополнительная литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т. 4. – С. 40 – 199.

2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971. – С. 45 – 86; 162 – 182.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 114 – 119.

4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.494 – 499.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 379 – 396.

 

СЕМИНАР 22. Тема: Психология ранней юности.

I. Вопросы для подготовки:

1. Формирование и развитие морали в юношеском возрасте.

2. Становление мировоззрения Особенности развития научных взглядов.

3. Нравственное, личностное и профессиональное самоопределение.

4. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.

5. Увеличение индивидуальных различий по способностям в юношеском возрасте.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.565 – 579.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - С. 32 – 84; 186 – 213.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 193 – 202.

4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 47 – 56.

СЕМИНАР 23. Тема: Психология зрелых возрастов.

I. Вопросы для подготовки:

1. Психологические особенности поздней юности.

2. Характеристика возрастных периодов взрослости: молодости, расцвета, зрелости. Авторство собственного образа жизни.

3. Проблема осознания содержания своей индивидуальности.

4. Освоение новых социальных ролей в периоды взрослости.

5. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека. Кризисы в периоды зрелости.

 

II. Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.629 – 654.

2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 325 – 333.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С.15- 40.

5. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 333 – 344.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрат-М», - 2001. – С. 363 – 436.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 373 - 407.

СЕМИНАР 24. Тема: Психология старости.

 

I. Вопросы для подготовки:

1. Характеристика психологических особенностей геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста.

2. Новый социальный статус и психологические задачи, которые решают пожилые люди.

3. Проблемы отношений и психическое здоровье.

4. Продолжительность жизни, активное долголетие.

5. Долгожители.

 

II. Дополнительная литература:

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С. 49 – 73; 108 – 145; 169 - 174.

2. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 201- 221

3. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: Руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботиться о стариках: Пер. с англ. – М., 1995. – С. 78 –99.

4. Краснова О.В., Медерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 37 –63.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрат-М», - 2001. – С. 437 – 459.

СЕМИНАР 25. Тема: Методы изучения проблем развития возрастных особенностей.

I. Вопросы для подготовки:

1. Группы методов, используемые в возрастной психологии для изучения проблем развития.

2. Специфика психологических методов при изучении возрастных особенностей человека.

3. Процедуры и методы психодиагностики проблем возрастного развития. Их характеристика.

II. Дополнительная литература:

1. Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 89 –117.

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 391 – 415.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 400 – 403.

4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.32 – 47.

 

СЕМИНАР 26. Тема: Методы развивающей работы психолога.

 

I. Вопросы для подготовки:

1. Психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция как направления деятельности психолога образования.

2. Технология развивающей работы психолога с различными возрастными группами:

А. Психологическая помощь детям дошкольного возраста;

Б. Методика работы психолога с младшими школьниками;

В. Технология работы психолога с подростками;

Г. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов и студентов;

Д. Учет возрастных особенностей пожилых людей.

 

II. Дополнительная литература:

1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 73 – 83; 111 – 116; 193 – 199; 280 - 286.

2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 57 –215.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.