Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшего профессионального образования 4 страница






Материальная помощь студентам оказывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ, приказами Федерального агентства по образованию и законом РФ о материальном обеспечении студентов-сирот.

В университете существует система социальной защиты студенческой молодежи. По результатам экзаменационной сессии студент «Госуниверситет-УНПК» имеет право получать государственную академическую стипендию при условии обучения на «хорошо» и «отлично» или стипендию с 25 % надбавкой – при обучении на «отлично» и «хорошо», – с 50 % надбавкой при обучения на «отлично».

Студентам, нуждающимся в социальной защите (сироты, инвалиды, студенты, проживающие в «чернобыльской» зоне, малообеспеченные), выплачивается социальная стипендия.

За особые достижения в науке студент на конкурсной основе имеет право на получение именной стипендии: Ученого совета ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»; Главы Администрации (Губернатора) Орловской области; Президента и Правительства РФ.

Материальная помощь студентам в связи с длительной болезнью, операциями, медицинским обследованием, в связи вступлением в брак, рождением ребенка, смерти близких родственников и в других случаях оказывается за счет стипендиального фонда и средств профкома. Осуществляется материальное поощрение студентов за успехи в научной деятельности, за призовые места в международных и всероссийских смотрах-конкурсах, олимпиадах по различным дисциплинам, в спортивных соревнованиях.

7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества
освоения студентами ООП бакалавриата

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины» и Типовым положением о вузе оценка качества освоения основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию студентов.

7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям настоящей ООП в университете созданы и утверждены фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Указанные фонды включают: контрольные вопросы, типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций студента.

Оценка качества освоения профиля подготовки включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по каждой дисциплине разрабатываются университетом и доводятся до сведения студентов в течение первого месяца обучения.

Фонды оценочных средств являются полным и адекватным отображением требований ФГОС ВПО по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», соответствуют целям и задачам профиля «Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины». Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых студентом.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, практик учитываются все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств предусмотрена оценка способности обучающихся к творческой деятельности и готовности вести поиск решения новых задач, которые не обеспеченны достаточным объёмом специальных знаний и общепринятыми алгоритмами профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимные оценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, выпускных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п.

Написание курсовых работ (проектов) является обязательной частью реализации образовательной программы. Учебным планом предусмотрено курсовое проектирование по отдельным дисциплинам. Выполнение курсовых работ полностью соответствует требованиям стандарта и учебного плана по соответствующим дисциплинам.

Тематика курсовых работ (проектов) отражает основные аспекты содержания изучаемых дисциплин и позволяет студентам трансформировать полученные знания в навыки решения технических и управленческих задач. Студенту, вовлеченному в научно-исследовательскую или проектно-конструкторскую деятельность, предоставляется возможность, по согласованию с руководителем, самостоятельно сформулировать тему курсовой работы (проекта). С позиции актуальности, большинство курсовых работ (проектов) посвящено наиболее значимым проблемам наземных транспортно-технологических машин и комплексов.

Практическая направленность курсовых работ (проектов) заключается в решении прикладных технических задач, теоретическая – в разработке математических моделей, исследовании рабочих параметров.

Руководителями курсовых работ (проектов) назначаются ведущие преподаватели соответствующих кафедр. Порядок подготовки курсовых работ (проектов) отражен в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ (проектов). Требования к оформлению, процедуре защиты и оценки работы (проекта) приведены в рабочей программе соответствующей дисциплины и в методических рекомендациях.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положением о высшем учебном заведении (² п. 46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения²).

В ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» организация учебного процесса и его контроль осуществляются в рамках бально-рейтинговой системы.

Рейтинговая система предполагает разделение процесса изучения каждой дисциплины во времени на содержательные этапы-модули, контроль всех основных видов учебной работы по окончании каждого модуля и широкую гласность результатов контроля. Рейтинговые показатели учитываются при поощрении студентов (назначении специальных стипендий, материальной помощи, распределении путёвок и т.п.), при определении участников предметных олимпиад, распределении студентов на практику, направлении в аспирантуру, они играют важную роль при решении вопросов трудоустройства выпускников университета.

Основой рейтинговой системы оценки знаний является модульность рабочих программ дисциплин и самого образовательного процесса. Модульный принцип организации учебного процесса позволяет выстроить чёткую, всестороннюю и разноуровневую систему оценки знаний студентов.

Для обеспечения широкой гласности и усиления влияния контрольных мероприятий на эффективность учебного процесса групповые рейтинговые ведомости учёта успеваемости по каждой дисциплине размещаются на сайте университета в разделе «Успеваемость».

Студенты, обучающиеся в университете по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 12 зачетов, 2 курсовых работ (проектов) и 9 экзаменов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Матрица соответствия составных частей ООП и оценочных средств приведена в приложении 8.

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

Итоговая государственная аттестация бакалавра является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме в два этапа.

Первым этапом аттестации является Государственный экзамен по направлению 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы». Программа Государственного экзамена по направлению приведена в приложении 10.

Вторым этапом– защита выпускной квалификационной работы (проекта).

Для оценки качества освоения ООП на этапе аттестации выпускников формируются и утверждаются Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) и Государственная аттестационная комиссия (ГАК). Срок действия этих комиссий – один календарный год. Председатель ГАК утверждается Минобрнауки, а составы ГАК и ГЭК – Ученым советом ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК».

Уровень качества ВКР и его оценка Государственной аттестационной комиссией служат основанием для присуждения/ неприсуждения выпускнику квалификации «Бакалавр» по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы».

ВКР является самостоятельной работой, демонстрирующей умение студента использовать полученные в университете теоретические знания для системного решения практических задач на различных этапах создания и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и оборудования. ВКР выполняется на информационных, методических, научно-исследовательских, производственно-технологических и проектно-конструкторских материалах учебной (1-ый год обучения, 2 недели) и производственной (2-й, 3-й годы обучения, 2 и 4 недели, соответственно) практик, а также на основе результатов курсовых работ и проектов, выполненных за весь период обучения. Подготовка и защита ВКР проводится в течение 4 недель на 4-м году обучения (май-июнь). Язык работы – русский. Допускается по желанию студента и согласованию с ректоратом выполнять и представлять выпускную квалификационную работу на иностранном языке. В этом случае в состав ГАК вводится преподаватель-переводчик.

В выпускной квалификационной работе выпускник должен:

– сформулировать поставленную задачу;

– выполнить анализ возможных вариантов решения;

– обосновать и выбрать наиболее рациональное решение;

– выполнить проектные разработки конструкции (технологии производства или ремонта, технического обслуживания и эксплуатации, или исследование параметров), используя современные методы и средства проектирования (расчета, исследования), обосновать характеристики и параметры разрабатываемого объекта с помощью современных методов исследования и теоретических расчетов с применением современного программного обеспечения, компьютерных средств и машинной графики;

– составить проект производства работ с использованием разрабатываемого объекта (машины или технологического оборудования);

– разработать мероприятия по обеспечению жизнедеятельности и охраны труда;

– получить конкретны результат, представляющий практическую значимость.

Основные требования к ВКР: актуальность темы и разработка ее на уровне современных научных знаний, технологических и технических решений в области профессиональной деятельности; обоснованность аналитических исследований и решений; практическая значимость и экономическая эффективность проектных решений; исполнение сроков подготовки работы.

В квалификационной работе выпускник должен показать умение использовать современные методы проектирования и исследования, производства и сборки машин, разрабатывать математические модели для описания и прогнозирования различных явлений и процессов с использованием современных технических средств, и планировать мероприятия по безопасной эксплуатации машин.

Тематика выпускных квалификационных работ определяется выпускающей кафедрой «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» в соответствии с перечнем дисциплин профессионального блока учебного плана. Выпускающая кафедра определяет список тем ВКР и научных руководителей из числа ППС кафедры. Возможные варианты содержания бакалаврской выпускной квалификационной работы приведены в приложении 11.

Студенту предоставляется право выбора научного руководителя и темы ВКР, которые утверждаются приказом ректора ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК».

По отдельным разделам работы назначаются консультанты из числа профильных сотрудников других кафедр университета.

ВКР в обязательном порядке проходит внутреннюю экспертизу в виде нормоконтроля и техконтроля пояснительной записки и графических материалов, а также внешнюю экспертизу. Внешняя экспертиза проводится рецензентами, в роли которых выступают руководящие инженерно-технические работники отраслевых предприятий и ППС (профессоры и доценты) родственных кафедр других вузов.

Защита ВКР происходит в виде публичных слушаний Государственной аттестационной комиссией доклада студента и ответов на задаваемые вопросы. Во время защиты зачитывается внешняя рецензия и характеристика деловых и социальных качеств выпускника. По результатам защит ВКР производится аттестация студентов.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» составляются отчеты ГЭК и ГАК. В отчетах анализируются результаты качества подготовки, которые оценивается следующими критериями: общая характеристика уровня подготовки; количество ВКР по заявкам предприятий; количество работ (проектов) научно-исследовательского, инновационного, учебно-методического характера; количество работ внедренных и рекомендованных к опубликованию и внедрению; количество студентов, рекомендованных к поступлению в магистратуру; средний балл; уровень знаний и др.

В отчетах ГЭК и ГАК так же указываются недостатки, выявленные в ходе аттестации выпускников, отмечаются основные пути их устранения в виде выводов и рекомендаций.

8 Другие нормативно-методические документы и материалы,
обеспечивающие качество подготовки бакалавра

Качество подготовки по направлению 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы». регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-методическими документами и материалами системы менеджмента качества ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»:

- СТО «Паспорт процесса»;

- СТО «Учебно-методический комплекс»;

- СТО «Библиотечное и информационное обслуживание»;

- СТО «Управление записями»;

- СТО «Самостоятельная работа студентов»;

- СТО «Управление процессом социальной защиты обучающихся»;

- СТО «Организация воспитательной и внеучебной работы со студентами»;

- СТО «Графики учебных занятий»;

- СТО «Электронные информационные ресурсы»;

- СТО «Управление научно-исследовательской деятельностью»;

- СТО «Учебные издания»;

- СТО «Практики. Методические указания»;

- СТО «План работы кафедры на ученый год»;

- СТО «Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) высшего профессионального образования»;

- СТО «Мониторинг, измерение, анализ и улучшение процессов»;

- Положение об Институте транспорта;

- Положение о проведении итоговой государственной аттестации студентов;

- Положения об организации приема зачетов и экзаменов; аттестации студентов; о государственном экзамене; о практике:

- Положение об организации самостоятельной работы студентов;

- Положение о службе академических кураторов;

- Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц;

- Положение о БРС.

9 Регламент организации периодического обновления ООП ВПО

 

Для поддержания качества подготовки бакалавров и в соответствии с ФГОС по направлению 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» предусмотрено периодическое обновление ОПП в целом и отдельных документов, входящих в неё в следующие сроки (таблица 9.1)

 

Таблица 9.1

№   Обновляемый документ Периодичность обновления Утверждающий орган
  Годовой календарный график учебного процесса Ежегодно Ученый совет ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК».
  Рабочие учебные планы, учитывающие индивидуальную траекторию обучения Ежегодно Председатель Совета Института транспорта
  Рабочие программы дисциплин Ежегодно  
  УМК дисциплин
  Программы текущей и промежуточной аттестации и контрольные средства (экзаменационные билеты, тесты, комплексные контрольные задания и др.) по всем дисциплинам направления подготовки
  Программы учебной и производственной практик (сквозная программа практик) Один раз в два года  
  Договора о сотрудничестве с профильными предприятиями региона.
  ООП в целом; Один раз в четыре года Ученый совет ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»
  Профили подготовки
  Базовый учебный план
  Рабочие планы по профилям
  Программа итоговой государственной аттестации.

 

10 Основные пользователи ООП

 

Основными пользователями ООП являются:

– студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной

деятельности по освоению ООП по направлению подготовки;

– профессорско-преподавательский коллектив ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», ответственный за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление ООП с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по направлению и уровню подготовки;

– ректорат, кафедры, отделы и библиотека ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», дирекция Института транспорта, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

– объединения специалистов и работодателей в области создания, производства и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин;

– организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа;

– органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

– уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования;

– уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль над соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования;

– иные лица.

11 Список разработчиков ООП

Наименование учреждения Должность Ученая степень, ученое звание, ФИО
ФГОУ ВПО «Государственный университет – УНПК» Зав. кафедрой «Подъемно- транспортные, строительные и дорожные машины» (ПТСиДМ) д-р техн. наук, профессор Л.С. Ушаков
доцент кафедры ПТСиДМ канд. техн. наук В.А. Кравченко
доцент кафедры ПТСиДМ канд. техн. наук А.В. Паничкин
доцент кафедры ПТСиДМ канд. техн. наук А.А. Бажанов
доцент кафедры ПТСиДМ канд. техн. наук Р.А. Ределин
ст. преподаватель кафедры ПТСиДМ Д.А. Юрьев

 


Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ-КОМПЛЕКС» Институт транспорта
«Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________________Т.Д. Селихова «____»_____________2011 г. ________________________
номер внутривузовской регистрации

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.