Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олимпиады по обществознанию. 9 класс.






Общая сумма баллов – 99.

1.

1. Постиндустриальное общество характеризуется преобладанием доли населения, занятого в сфере услуг. ДА
2. От непредвиденного увеличения инфляции выигрывают лица, владеющие недвижимостью. ДА
3. Первые три места по количеству своих приверженцев в современном мире занимают три мировые религии. НЕТ
4. Концепции правового государства соответствует принцип: разрешено только то, что разрешено законом. НЕТ
5. Тамбовская областная дума входит в структуру органов государственной власти. ДА
6. В рыночной экономике возможны ситуации, когда предприниматель продает товар по цене меньшей, чем издержки его производства. ДА
7. Налог на владение транспортным средством является примером косвенного налога. НЕТ
8. Депутаты Государственной Думы РФ избираются по мажоритарной избирательной системе. ДА
9. Социальный статус – это положение человека в малой группе, определяемое в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. НЕТ
10. К функциям исполнительных органов власти при демократии относится политический контроль за деятельностью законодательной власти. НЕТ
11. Опыт наиболее развитых государств свидетельствует о том, что в условиях современной экономики малый бизнес сохраняет свою жизнеспособность. ДА
12. Прожиточный минимум включает в себя расходы на коммунальные услуги. ДА

По 0, 5 балла за каждый верный ответ по каждой позиции..

Максимальная оценка – 6 баллов.

2. А) Формы участия граждан в политике.

Б) Виды социальных норм.

В) Административные правонарушения.

Г) Признаки предпринимательства.

Д) Годы принятия Конституций СССР и России

По 1 баллу за правильный ответ на каждую часть задания.

Максимальная оценка – 5баллов.

3. Образец заполнения пропусков в тексте:

А) Суверенитет народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей; правовое государство; демократическое государство; социальное государство; светское государство; политический плюрализм; многообразие и равноправие форм собственности.

Б) Дошкольный возраст – игра; младший школьный возраст - учение, подростковый возраст – общение.

В) Мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

Г) Труд – заработная плата; капитал - дивиденд, земля – рента; предпринимательские способности – прибыль.

По 1 баллу за правильное заполнение всех пропусков в каждом ряду.

Максимальная оценка – 4 балла.

4. В, Г, Е, Ж.

2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов.

Максимальная оценка – 2 балла

5. А, В, Д, Ж.

2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов.

Максимальная оценка – 2 балла

6. Б, Г, Д, Е.

2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов.

Максимальная оценка – 2 балла

7.

Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество
В, Г, И, К Б, Е, Ж, А, Д, З

2 балла – за верное определение названий колонок. По 0.5 б. – за правильное отнесение в нужную графу каждого элемента.

Максимальная оценка – 7 баллов.

8. А) Социализации.

Б) Сепаратизма.

В) Социальный статус.

По 1 баллу за каждое правильно записанное слово.

Максимальная оценка- 3балла.

9. А. 1 балл.

10. А) Индуизм – не относится к мировым религиям.

Б) Япония – не является федеративным государством.

В) Н. Макиавелли – не относится к сторонникам теории общественного договора.

Г) каста – не является этнической общностью.

По 1 баллу за правильное определение лишнего слова в каждом ряду, сопровождающееся пояснением. По 0, 5 балла – то же, но без пояснения.

Максимальная оценка – 4 балла.

11. Пр о ф и цит – превышение доходов бюджета над расходами.

Ш о в и низм – крайняя, агрессивная форма национализма; проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов своей нации интересам других наций.

Л е г и тимность – узаконенность, признание законности, обоснованности власти

К о нф о рмизм - некритическое принятие господствующих в данном обществе идей, принципов, мнений.

Пр о т е кц и онизм – политика, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

Р а т и ф и кация – утверждение верховным органом государственной власти международного договора, ранее подписанного уполномоченными представителями данного государства.

По 1 баллу за каждое написанное без ошибок слово с правильным раскрытием его смысла. По 0, 5 балла – за выполнение только первой или только второй части задания. Максимальная оценка- 6 баллов.

12.

А) - 5 Б) - 4 В) -6 Г) - 3 Д) - 2

2 балла – если верно соотнесены все элементы. 1 балл – допущено одно несоответствие.

Максимальная оценка- 2 балла.

13.

А) - 1 Б) - 2 В) - 1 Г) - 2 Д) - 1 Е) – 2 Ж) - 2

2 балла – если верно соотнесены все элементы. 1 балл – допущено одно несоответствие.

Максимальная оценка- 2 балла.

 

 

14. НЕТ, нельзя.

1. Нет массовой партии, являющейся опорой режима. 2. Нет единой идеологии. 2. Отсутствует полный контроль над экономикой. 4. Нет тотального контроля над СМИ, допускается деятельность не оппозиционных партий.

По 1 баллу за каждый элемент аргументации.

Максимальная оценка – 4 балла.

15.

      е м ь я        
  е с п о н д е н т  
    л а д е н и Е    
  5п о т р е б н о с т ь
  е ф е р е н д у м  
          а у к а    
    с т и н а        
      о з н а н и е  
      10а п а т р и д    
11и н ф л я ц и я        
  12м а р г и н а л      
  13п л е м я            

По 0.5 балла ха каждое правильно отгаданное слово.

Максимальная оценка – 7 баллов.

16. А) Прав Н., так как несовершеннолетние работники (в возрасте до 18 лет) не могут направляться в командировки.

2 балла за правильный ответ с пояснением, 1 балл – без пояснения.

Б)Имеет: в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Аналогичная норма закреплена в Семейном кодексе РФ (Ст. 55: «В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах»).

2 балла за правильный ответ с пояснением, 1 балл – без пояснения.

В) Права дочь – при решении вопроса об изменении имени или фамилии ребенка, достигшего 10 лет, его согласие обязательно.

2 балла за правильный ответ с пояснением, 1 балл – без пояснения.

17. Образец текста с заполненными пропусками:

«Ролью называется ожидаемое 5, ассоциируемое с определенным 9. Совокупность ролей, соответствующих данному 9, называется 7. Наши роли определяются ожиданиями других 10. Некоторые из этих ожиданий, например, законы являются 1, а другие, вроде умения вести себя за столом, - 11. Когда 5 человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные 2 (такие как деньги или 4)».

По 1 баллу за каждый правильно заполненный пропуск.

Максимальная оценка – 10 баллов.

18.

1)Б. Обама 2)А. Лукашенко 3)Елизавета II.
4)А. Меркель 5)В. Ющенко 6) Э. Саркози
7) Д. Медведев 8) Ю. Тимошенко. 9)С. Берлускони
               
Принцип группировки Главы государств Главы правительств
Номера изображений 1, 2, 3, 5, 7 1. 4, 6, 8, 9

19. Критерии оценивания эссе

Критерий Максимум баллов Пояснения к оцениванию
1. Обоснование выбора темы.   1 б. Обоснование выбора темы отсутствует либо дано в предельно общем виде – 0 б. Выбор темы обосновывается пояснением актуальности или дискуссионности рассматриваемой проблемы – 1 б.
2. Глубина раскрытия сущности проблемы, заключенной в высказывании. 3 б. Учащийся не понял суть проблемы, заключенной в высказывании, пишет о том, что не имеет к ней отношения – 0 б. Дана информация, имеющая прямое отношение к заключенной в высказывании проблеме, но сущность проблемы не обозначена, четкие выводы не сделаны – 1 б. Присутствуют выводы, отражающие результат осмысления проблемы; сущность проблемы четко не обозначена – 2 б. Четко обозначена сущность рассматриваемой проблемы, сделаны отчетливые выводы, подводящие итог ее рассмотрению автором эссе – 3б.  
3. Проявление творческого, самостоятельного характера осмысления темы. 2 б. Тема рассматривается в стандартном ключе, особенности авторского взгляда не прослеживаются – 0 б. Присутствуют отдельные позиции, отражающие личный, самостоятельный взгляд автора эссе на проблему – 1 б. Выстроена целостная линия обоснования самостоятельного авторского взгляда на проблему – 2 б.
4. Грамотность использования терминов и понятий. 2 б. В работе присутствует грубое искажение смысла обществоведческих терминов, понятий или обществоведческие термины, понятия не используются – 0 б. В работе используются отдельные обществоведческие термины и понятия, однако смысл ключевых для понимания данной проблемы понятий не уточняется – 1 б. В работе широко и грамотно используется обществоведческая терминология, соответствующая контексту рассматриваемой проблемы, смысл ключевых понятий уточняется – 2 б.
5. Разнообразие и качество используемых примеров 3 б. Рассуждения не подкрепляются примерами, фактами - 0 б. Присутствуют примеры на уровне обыденного (житейского) опыта, не подвергающиеся интерпретации с позиций обществоведческой науки – 1 б. Для обоснования некоторых положений приводятся примеры из курса обществознания, истории; разнообразия примеров не наблюдается – 2 б. В работе использован хорошо продуманный набор примеров из истории; современной общественной жизни; личного социального опыта; обществоведческих наук – 2 б.
6. Четкость и доказательность основных положений работы. 2 б. Выводы не основаны на фактах или прямо противоречат им – 0 б. Сделана попытка обоснования основных выводов с помощью фактов и аргументов; однако система аргументации недостаточно убедительна; логическая структура работы не вполне удачна – 1 б. Выводы аргументированы и доказательны, прослеживается четкая логическая линия рассуждений автора на протяжении всей работы – 2 б.  
7. Знание различных точек зрения по избранному вопросу 2 б. Указаний на знакомство автора с существованием разных точек зрения на проблему в эссе не просматривается – 0 б. Содержится упоминание об основной сути альтернативного взгляда на проблему – 1 б. Указаны позиции конкретных ученых, политических и общественных деятелей, придерживающихся разного взгляда на рассматриваемую проблему; ИЛИ дан полноценный критический анализ точек зрения, расходящихся с авторской – 2 б.

 

Ответы и критерии оценивания ответов на задания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.