Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выступления групп. Сообщения учащихся.






Вариант ответа первой группы.

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», «кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»…

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи - надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь - и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветам… На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно…», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное.

Так что же означает понятие " дом" в «Белой гвардии»? Это – жилище, островок- крепость в хаосе революционных событий; пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил; первооснова бытия, одухотворенного и обустроенного; место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности и прочности жизни; " храм и микрокосм" (Д.С. Лихачев) человеческой души. Дом в романе " Белая гвардия" – это цитадель Добра, хранящая Справедливость, Красоту, Свет и Тепло Вечности. В финале романа автор обращается к мысли о " вечном" Доме: " Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал".


- Попробуйте нарисовать модель мира по Булгакову. Какое место в нем занимает Дом? (Марс и Венера - Мир – Город - Дом)

В центре – Дом Турбиных, «тихая гавань», противостоящая всем ветрам и бурям.

 

 

 

Вариант ответа второй группы.

Колесом прошлись революция, Гражданская война и по судьбам героев другого произведения — романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». В центре повествования — жизнь донского казачества в переломные моменты истории.

Однако начинает писатель рассказ о жизненном пути своих персонажей с показа мирной, довоенной жизни. Перед читателем раскрывается быт семей Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых из хутора Татарского станицы Вёшенской. Казаки держатся испокон веку обособленно, противопоставляя себя русским, “хохлам”, “мужикам”. Автор, сам казак, не идеализирует жителей хутора, в то же время показывая их трудолюбие, приверженность семейным устоям, почитание старших, дисциплинированность. Дружная и работящая семья у Пантелея Прокофьевича Мелехова. Главные ценности в этом семействе — трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость. Не случайно дед Гришака, глава “крепкого хозяйства” Коршуновых, веско заявляет: “Мелеховы — славные казаки».

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Он вторгается со своей правдой в любовный треугольник Натальи, Григория и Аксиньи, вторгается грубо, руководствуясь правдой рода, казачьей общины: «Женить сукинова сына!» Все эпизоды сватовства, свадьбы – это торжество эпического решения героя, его философии жизни. Согласно этой философии дом человеческий, оча гсемьи являются святыней, самым природным во всей человеческой жизни. Без дома человек – перекати-поле, обсевок, пустышка, не имеющая корней. Ничего иного этот старый казак, хранитель традиций и выдумать не мог и не собирался выдумывать. Пантелей Прокофьевич становится трагически-печальным, все время терпящим поражения защитником своего гнезда. В печальные промежутки разлада в молодой семье Григория старик-домостроитель борется за цельность своего дома, против некоей «порчи», напасти.

В трагические дни восстания, когда рушится большой дом Россия, когда весь мир во власти катастрофы, Пантелей Прокофьевич, как муравей, начинает тащить в дом все, что подвернется, что плохо лежит, что стало вдруг ничейно, «бесхозно».

Мы видим все более обостряющийся трагический поединок «естественного» человека, привыкшего вить гнездо, тащить «соломку» на его сооружение, и исторических смерчей. Назвать это лихорадочное, безрадостное накопительство старика, всю его борьбу за сохранность дома «кулацким стяжательством» было бы слишком просто. Стоит вспомнить, как старик Мелехов радуется двум внукам – ведь и новый мир будет без них пуст – как устойчиво мелеховское гнездо, пока этот хромой старик трудится на земле. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками. Григорий, не мыслит себе жизни без дома и хозяйства. “От земли я никуда не тронусь, — объясняет он Аксинье в ответ на её предложение вместе «податься на шахты». — Тут степь, дыхнуть есть чем, а там? ”

Тесно связана с домом Мелеховых и Наталья. Даже поняв, что она нелюбима, даже зная, что Григорий с Аксиньей, она остается в доме свекра и свекрови. Инстинктивно она понимает, что только здесь, в доме мужа, она может его дождаться и начать с ним новую счастливую жизнь. Наталья ощущает, что становится сильнее, опираясь на традиции Мелеховых, их чувство гнезда. А вне дома Мелеховых, да еще в годы всеобщей отчужденности, удешевения самой жизни, она обречена на вечное одиночество, сиротство, явно лишена надежд на материнство, беззащитна. Как возвеличена в романе благодаря Наталье идея Дома, всей спасительной ячейки человеческого бытия!

И, возможно, именно потому с самого начала обречена любовь Аксиньи и Григория, что она бездомна. Они встречаются вне дома, вне установленных обычаев. И для того, чтобы быть вместе, им обоим необходимо уйти из дома.

Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), простые, но чрезвычайно значимые нравственные устои (“не пакости соседу, на тяжёлую работу наваливайся миром”) — вот основа мирной жизни на Дону. И всё это неожиданно и грубо обрывает война. Пройдёт ещё три года — и над вечными ценностями восторжествуют сиюминутные, политические, когда бывшие друзья, “односумы”, встанут уже друг против друга, веря в то, что совершают благие дела. Мечется между белыми и красными Григорий, отказываясь верить узким, однобоким вариантам белой или красной правды. Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека.

В сознании героя, приверженного спокойной домашней жизни, всё чаще звучат мысли о мире и счастье крестьянского труда: “Мира и тишины хотелось — потому-то застенчивую радость и берёг в суровых глазах Григорий”. Этот человек хочет быть хозяином своей судьбы, мечтает вернуться домой, снять дома “шинель и сапоги, обуться в просторные чирики, по казачьему обычаю заправить шаровары в белые шерстяные чулки”, но такая простая, жизненная, мечта “в минуты роковые” оказывается неосуществимой.

Мелехов возвращается в Татарский после долгих лет войны, страданий, скитаний с одним желанием — “в конце концов взяться за работу, жить с детьми, с Аксиньей”. Но жизнь жестока: революция, разделившая хуторян на “своих” и “чужих”, угрожает герою в образе его бывшего друга, мужа сестры Михаила Кошевого. Вновь измученный Григорий, потерявший дом и близких, вынужден бежать из родных мест. И вновь страшный, пожалуй, самый тяжкий удар судьбы: гибель любимой женщины от случайного выстрела проезжавшего мимо казачьего патруля. Григорий, своими руками похоронивший Аксинью, понимает: “всё… кончено”. И всё же в обугленной душе героя проклёвывается робкий росток надежды: ведь у него остались дети. Он через несколько месяцев, устав от бесприютности, помыкавшись в банде Фомина и осознав, что её существование бессмысленно, вновь возвращается в хутор: “...Вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.