Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический комментарий






О.Е. Филиппова

МКОУ Большовская СОШ

Серафимовичского муниципального района

ОБРАЗ ДОМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Методический комментарий

 

Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе XIX и XX веков является образ Дома. Дом не только как жилище, место обитания, но как быт и стиль жизни, надежный, привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, семейные ценности, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие люди, которые тебя всегда поймут и помогут в трудную минуту.

Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не столько в юридическом, сколько в нравственном смысле). Но чтобы дом, будь то особняк или скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, эволюцию этого понятия в русской культурной традиции, литературе. Тем более что в последнее время семантика его значительно расширилась. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами.

Каким же представлял себе и созидал русский человек свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий все, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать» (И.А. Гончаров)? И какой обобщенный смысл все больше приобретало слово «дом» в литературе ХХ века, начиная с А.П. Чехова?

На эти и многие другие вопросы предстоит ответить учащимся 11 класса на уроке по одной из глубочайших «сквозных» тем в русской литературе – Образ Дома. Этот урок должен стать продолжением разговора, начатого в 10 классе, когда эта тема рассматривалась на примере произведений XIX века (А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», стихотворения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» и др.).

Урок в 11 классе целесообразно провести после обзорного изучения романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Кроме этого произведения, для получения целостной картины развития темы Дома в литературе ХХ века имеет смысл выбрать для анализа роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» (изучаемый по выбору ранее), роман Ф.А. Абрамова «Дом», рассказ В.Г. Распутина «Изба» (для внеклассного чтения). По усмотрению учителя и с учетом предпочтений учащихся некоторые из них можно заменить. Для изучения этой темы можно использовать и такие произведения, как рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», роман Замятина «Мы», повесть А.П. Платонова «Котлован», поэма А.Т. Твардовского «Дом у дороги», роман В.П. Астафьева «Печальный детектив», повести В.Г. Распутина «Пожар», «Прощание с Матерой», рассказ Б.П. Екимова «Холюшино подворье», повесть Ю.В. Трифонова «Дом на набережной» и другие. Если есть возможность, то для более полного раскрытия темы на нее в программе необходимо отвести 2 часа.

В зависимости от отводимого на изучение темы времени и количества рассматриваемых произведений учащиеся делятся на группы, получая опережающее задание: прочитать или перечитать произведение, проанализировать его с точки зрения раскрытия заявленной темы, разобраться в том, какой смысл вкладывает автор и герои произведения в понятие «Дом», подобрать текстовый материал, необходимый для аргументации. Дополнительное задание: найти строки, которые могли бы стать эпиграфом к теме урока, а также произведения художников и фотографов, иллюстрирующие данную тему.

Планируемые результаты:

личностные: осознание безусловной ценности семьи, дома как важнейших составляющих национальных духовных традиций;

понимание и принятие необходимости таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

предметные: понимание сквозной темы «Образ Дома в литературе ХХ века», авторской трактовки образа; создание самостоятельного устного монологического высказывания на предложенную тему; сопоставительный анализ произведений с точки зрения решения в них заявленной темы.

метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщённых выводов; самостоятельная организация работы с различными источниками информации.

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов художественных произведений;

репродуктивная: осмысление сюжетов произведений с точки зрения заявленной темы урока;

продуктивная творческая: индивидуальное сообщение учащегося о трансформации образа Дома в литературе в период до ХХ века; сообщения о воплощении образа Дома в произведениях литературы ХХ века; составление графических схем (кластеров);

поисковая: установление ассоциативных связей художественных текстов с произведениями живописи и фотоматериалами, а также эпиграфами к уроку; подбор текстового материала, необходимого для аргументации, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос домашнего задания.

исследовательская: сопоставительный анализ произведений писателей ХХ века, в которых нашел воплощение образ Дома.

Оборудование: произведения живописи, фотоматериалы, выставка художественных произведений по теме.

Эпиграфы к уроку:

История проходит через дом человека, через его частную жизнь. (Ю.М. Лотман)

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон».

«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот: дома. Прежде всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где заданное место и служба. Затем дома – в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на работу и, с другой – в себя. И дома – на родной земле». (В.Г. Распутин «Пожар»).

«Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». (Ф.А. Абрамов. «Дом»).


Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом открыт навстречу всех дорог.

Я принял жизнь и этот дом, как дар

Нечаянный, мне вверенный судьбою,

Как знак, что я усыновлен землею.

И снова человеческий поток

Сквозь дверь течет, не иссякая…

М. Волошин

 

Мир запутался тоже.

Дорогу домой так отчаянно

В мире он ищет…

Е. Евтушенко

 

Отчий дом!

Никак не надышусь я

Этим горьким запахом земли.

Бури века, что прошли над Русью,

Выдуть этот запах не смогли.

В. Кочетков

 

Не дом – машина для жилья.

Давно идет сыра земля

Сырцом на все четыре стороны.

Поля покрыл железный хлам,

И заросла дорога в храм,

Ржа разъедает сердце Родины…

А. Передреев


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.