Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению темы






Изучите процесс взаимодействия между субъектами коммуникации в процессе обмена информацией особенно обстоятельно. Обратите внимание на механизмы и процедуры формирования информации. Определите каналы и способы передачи информации.

Следует тщательно рассмотреть проблему коммуникативной установки. Разберитесь с вопросом о кодировании и декодировании в коммуникативных системах.

По данной теме необходимо:

Знать: теоретические основы производства, мультипликации, распространения, приема, распознавания и использования информации.

Уметь: выбрать оптимальный канал и способ передачи информации.

Вопросы для обсуждения:

Взаимодействие между субъектами коммуникации в процессе обмена информацией.

1. Формирование информации. Каналы и способы передачи информации.

2. Коммуникативная установка.

3. Кодирование и декодирование в коммуникативных системах.

Литература: [№ 41; 43; 44; 45; 52]

Подготовить сообщение на тему:

Механизмы и процедуры формирования информации.

Вопросы для самопроверки

1.Можно ли рассматривать коммуникативный процесс как последовательно реализуемые этапы производства, мультипликации, распространения, приема, распознавания и использования информации?

2. Какие способы передачи информации Вы знаете?

3.Каковы требования к формируемым информационным материалам?

4.По каким каналам и звеньям коммуникативной цепи протекает информация?

5.Охарактеризуйте взаимодействие между коммуникантами.

 

Тема 14. Представление о коммуникации как о процессе и структуре

План

1) Содержание коммуникативного процесса

2) Роль коммуникатора в коммуникактивном процессе

3) Аудитория как составная часть коммуникативной цепи

4) Анализ влияния структурных звеньев коммуникативного процесса на эффективность коммуникации

Методические рекомендации по изучению темы

Изучая данную тему, выясните специфику понятия «коммуникатор», обратите внимание на содержание коммуникативного процесса. Охарактеризуйте аудиторию как составную часть коммуникативной цепи. Проанализируйте влияние каждого звена коммуникативного процесса на эффективность коммуникации. Сформулируйте и проанализируйте цели коммуникатора. Охарактеризуйте коммуникативные роли. Рассмотрите вопросы, относящиеся к коммуникативной сфере.

П о данной теме студент должен:

Знать: специфику коммуникативных ролей

Уметь: анализировать эффективность составных частей коммуникативной цепи

Вопросы для обсуждения

1. Коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации.

2. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.

3. Коммуникативная сфера.

Литература [№ 43; 44; 45; 46; 48; 51; 54; 56]

Подготовить сообщение на тему:

1. Аудитория как составная часть коммуникативной цепи.

Вопросы для самопроверки

1. Как обеспечивается процесс протекания информации по различным каналам коммуникации?

2. Каковы преимущества и недостатки каналов коммуникации?

3. Какие виды обмена информацией используются в коммуникационных процессах?

4. Как влияют на успешность коммуникации интересы коммуникантов?

 

Тема 15. Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе

План

1) Анализ понятия «коммуникативная личность» и личностных характеристик коммуникатора.

2) Анализ общих характеристик коммуникатора.

3) Престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором.

4) Значение особенностей языковой личности для профессиональной коммуникативной деятельности.

5) Коммуникативные модели и технологии.

 

Методические рекомендации по изучению темы

Изучая данную тему, обратите внимание на требования, предъявляемые отправителю и получателю информации: 1) наличие минимального объема гуманитарных знаний; 2) понимание общего языка (код); 3) знание ключа для кодирования и дешифрации закодированной информации; 4) взаимное стремление к установлению и поддержанию коммуникации. Исходя из этих требований, определите и проанализируйте общие характеристики коммуникатора. Рассмотрите престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором.

Проанализируйте понятие «коммуникативная личность», раскройте его смысловое содержание. Проанализируйте мотивационные, когнитивные и функциональные характеристики личности. Назовите типы коммуникативной личности как социального феномена. Выявите его отличия от понятия «языковая личность». Рассмотрите признаки языковой личности в рамках вербально-семантической, когнитивной и прагматической характеристик.

Назовите модели коммуникации и охарактеризуйте их. Дайте всестороннюю оценку общей модели коммуникативной технологии.

По данной теме студент должен:

Знать: модели коммуникации

Уметь: охарактеризовать модели коммуникации

Вопросы для обсуждения

1. Общие характеристики коммуникатора. Престижность, надежность, доверительность как факторы общения с конкретным коммуникатором.

2. Социологические способы изучения деятельности коммуникатора.

3. Модели коммуникации. Общая модель коммуникативной технологии

Литература: [№ 15; 19; 21; 25; 43; 44; 45]

Подготовить сообщение на тему:

1. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.

2. Типы коммуникативной личности.

3. Оценка коммуникативной личности: соотношение социальных и коммуникативных характеристик, индивидуальное и социальное.

Практическое задание:

Упражнение «Процедура знакомства»

Цель: отработать навыки коммуникации в ситуации знакомства с разными аудиториями.

Преподаватель предлагает студентам представится следующим способом:

1) Чисто официально («представьтесь, пожалуйста»).

2) Предлагается обыграть свои Ф.И.О., внешность и отличия.

3) Метод автопрезентации (тонкая, но правдивая лесть).

4) Представиться и сказать, что Вы хотите сделать хорошего или по его шагам.

5) Представиться и сказать о себе то, чего не знают другие (обычно на корпоративных тренингах).

6) Просьба представить преподавателя (направленность на позиционирование).

7) Представление собеседника через успешные области деятельности (интервью с другими).

8) Три причины, по которым собеседник пришел на этот семинар (цель задать как можно больше вопросов).

9) Представление через жизненный девиз или кредо.

10) Рассказ о каком-то своем секрете.

11) Копилка. Какие личные качества вы положите в копилку вашей совместной работы (можно даже записать на листах бумаги либо запомнить того, чтобы использовать в дальнейшем)?

12) 30—секундный адрес.

После представления обсуждаются наиболее понравившиеся способы представления и варианты их использования для различных аудиторий.

Вопросы для самопроверки

1. Какие существуют подходы к обоснованию типов коммуникации? Назовите простейшие модели коммуникации.

2. Чем характеризуется классическая линейная коммуникация?

3. Чем отличаются нелинейные модели от линейных?

4. Какие компоненты выделяются в структурных, описательных и функционально-объяснительных моделях коммуникации? В чем их достоинства и недостатки?

5. Через кого осуществляется коммуникация в двухступенчатых моделях?

6. Какими признаками характеризуется циркулярная модель коммуникации?

 

Тема16. Социологические доминанты коммуникации

План

1) Связь развития коммуникации с социальными процессами.

2) Социологические доминанты коммуникации и их роль для изучения коммуникативных систем.

3) Стратификационные доминанты: социальный статус коммуникантов, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интенференция.

4) Ситуативные доминанты: коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка.

Методические рекомендации по изучению темы:

Изучая данную тему, следует иметь в виду, коммуникация рождается и функционирует в обществе, развивается и видоизменяется вместе с ним. Обоснуйте и прокомментируйте на конкретных примерах связь развития коммуникации с социальными процессами, которые происходят в обществе.

Определите и проанализируйте понятие социологической доминанты коммуникации. Выделение социальных доминант коммуникации позволяет создать основу для изучения коммуникативных систем.

Всесторонне рассмотрите и охарактеризуйте стратификационные доминанты: социальный статус коммуникантов, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интенференция. Также тщательно следует изучить ситуативные доминанты: коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка.

По данной теме необходимо:

Знать: основные стратификационные доминанты коммуникации

Уметь: охарактеризовать основные стратификационные доминанты коммуникации

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социологической доминанты коммуникации.

2. Стратификационные доминанты: социальный статус коммуникантов, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интенференция.

3. Ситуативные доминанты: коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка.

Литература: [№ 9; 15; 18; 32; 45; 54; 58]

Подготовить сообщение на тему

1. Социальный статус коммуникантов, его влияние на коммуникацию

Вопросы для самопроверки

1. Можно ли назвать коммуникации главным инструментом реализации руководителем функции управления?

2. В чем состоят особенности коммуникации в малых группах?

3. Определите и охарактеризуйте ситуативные доминанты.

4. Рассмотрите и охарактеризуйте стратификационные доминанты.

Выполнение тестовых заданий по пройденным ранее темам [1]

 

Тема 17. Содержание коммуникации

План

1) Анализ смыслового содержания понятий «контент (сообщение)» «семантика коммуникации», «синтаксис коммуникации», «прагматика коммуникации, «язык коммуникации», «социальная коммуникация», «речевая коммуникация».

2) Социальная обусловленность общения и стиля изложения (высокий, нейтральный, сниженный).

3) Семиотика языка и семиотические особенности различных коммуникативных систем. Синтактика, семантика, прагматика.

4) Информирование как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры сообщения.

М етодические рекомендации по изучению темы

Проанализируйте и раскройте содержание понятий «семантика коммуникации», «синтаксис коммуникации», «прагматика коммуникации». Обратите внимание на содержание понятия «языка коммуникации». Охарактеризуйте знак как средство передачи информации. Рассмотрите типологию знаков (иконический, индекс, символ).

Определите понятие «социальная коммуникация», «речевая коммуникация». Обратите внимание на социальную обусловленность общения и стиля изложения (высокий, нейтральный, сниженный). Рассмотрите единицы языка, источники выразительности языка.

Обратите внимание на вопросы семиотики языка, синтактики, семантики, прагматики. Обратите внимание на семиотические особенности различных коммуникативных систем. Глубоко изучите вопрос об информации как передаче когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры.

По данной теме необходимо:

Знать: семиотические особенности различных коммуникативных систем.

Уметь: поддерживать коммуникацию, используя знания по теме.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие языка коммуникации. Знак как средство передачи информации.

2. Семиотика языка, синтактика, семантика, прагматика. Семиотические особенности различных коммуникативных систем.

3. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры.

Литература: [№ 9; 15; 32; 41; 43; 44; 45; 52]

Подготовить сообщение на тему:

1. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности

Практическое задание «Источник информации»

Каким образом, на ваш взгляд, качественные характеристики источника информации влияют на следующие параметры передаваемого сообщения:

- первое восприятие ценности информации;

- «весомость» сообщения;

- доверие к сообщению;

- длительность воздействия на аудиторию.

Проанализируйте качественные характеристики следующих лиц и организаций как производителей информации:

- В.В. Путин;

- КПРФ;

- Эдуард Лимонов;

- свой вариант (региональный).

Практическое задание «Антикурильщик»

Проблема курения молодежи вызывает серьезную озабоченность у врачей и демографов. Разработайте вариант позиционирования опасности курения для молодежи от 14 до 18 лет, учитывая специфику данной целевой группы.

Практическое задание «Сообщение»

Сообщение можно сделать с помощью различных средств коммуникации: выступления, газеты, пресс-релиза, репортажа, телевыступления, с глазу на глаз.

Какую роль в каждом случае играют следующие факторы при формировании сообщения:

-слова;

-выражение лица;

-глаза;

-манера поведения;

- находчивость;

- само присутствие любимого лидера.

Согласны ли Вы с мыслью о том, что все выше изложенное и есть «сообщение», влияющее на аудиторию? Аргументируйте свой ответ.

Вопросы для самопроверки:

1. Как характеризуются мотивы и цели коммуникации в теории речевой деятельности?

2. Назовите основные семиотические модели коммуникации.

3. Назовите основные признаки объемных коммуникаций.

4. Назовите отличительные признаки модели социального атомизма.

5. Расскажите об основных гомогенных моделях коммуникации.

6. Приведите примеры семантических и фонетических барьеров коммуникации.

7. Что такое абракадабра?

8. Назовите основные характеристики логического барьера коммуникации и пути его преодоления.

 

Тема 18. Формы и средства коммуникации

План

1) Производство информации и ее потребление как формы коммуникации.

Факторы влияния на содержание сфер производства информации и ее потребления.

2)Вербальные иневербальные средства коммуникации. Типология коммуникативных единиц невербальной коммуникации.

3)Высказывание и дискурс как единицы вербальной коммуникации.

4) Семиотические характеристики слова. Проблема семиотической структуры слова.

4) Анализ вербального и невербального воздействия на аудиторию.

М етодические рекомендации по изучению темы

Изучая данную тему, обратите внимание на факторы, влияющие на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления.

Назовите и охарактеризуйте невербальные средства коммуникации. Обратите внимание на типологию коммуникативных единиц невербальной коммуникации.

Проанализируйте высказывание и дискурс как единицы вербальной коммуникации. Рассмотрите семиотические характеристики слова. Тщательно разберитесь с проблемой семиотической структуры слова.

Важное значение для данной темы имеет анализ вербального воздействия на аудиторию.

По данной теме необходимо:

Знать: основные формы и средства коммуникации

Уметь: эффективно пользоваться невербальными средствами коммуникации

Вопросы для обсуждения

1. Влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления.

2. Невербальные средства коммуникации. Типология коммуникативных единиц невербальной коммуникации.

3. Высказывание и дискурс как единицы вербальной коммуникации.

4. Вербальное воздействие на аудиторию.

Литература: [№ 6; 8; 11; 13; 14; 19; 22; 25]

Вопросы для обсуждения:

1. Семиотические характеристики слова. Семиотическая структура слова.

Вопросы для самопроверки

1. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенными в межличностной коммуникации?

2. Раскройте механизм осуществления связи в системе «человек - информация – коммуникация».

3. Что такое информационная сфера?

4. Перечислите виды и формы информации.

5. В чем заключается коммуникативная функция информации?

 

Тема 19. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики

План

1) Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией и механизм ее функционирования.

2) Объективные и субъективные характеристики аудитория коммуникации.

3) Искажения и потери информации в коммуникативной системе. Источники повышения эффективности коммуникации.

4) Менеджмент и маркетинг как два направления в коммуникативной системе связей с общественностью.

М етодические рекомендации по изучению темы

Вопрос об обратной связи в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией имеет значение для освоения данной темы, поэтому обратите на него внимание. Рассмотрите проблему массовой коммуникации в сферах общественных связей и общественных отношений. Проанализируйте менеджмент и маркетинг как два направления в коммуникативной системе связей с общественностью.

По данной теме необходимо:

Знать: объективные и субъективные характеристики коммуникации.

Уметь: применять на практике навыки установления обратной связи.

Вопросы для обсуждения:

1. Обратная связь в системе взаимодействия коммуникатора с массовой аудиторией.

2. Массовая коммуникация в сферах общественных связей и общественных отношений.

3. Менеджмент и маркетинг как два направления в коммуникативной системе связей с общественностью.

Литература: [№ 3; 4; 5; 26; 38; 55; 17]

Подготовить сообщение на тему:

1. Аудитория как адресат коммуникации: объективные и субъективные характеристики.

2. Убеждение и внушение как способы коммуникативного воздействия на аудиторию.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение «аудитории коммуникации».

2. Что такое обратная связь с аудиторией?

3. Обоснуйте особенности использования информации в различных моделях коммуникации.

4. Охарактеризуйте менеджмент и маркетинг как направления в системе связей с общественностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.