Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с книгой






Чтение - это сложный вид речевой деятельности, в котором есть чисто теническая сторона - выработка навыков чтения и скорочтения, и творческая - извлечение из текста необходимой информации.

По степени проникновения вглубь содержания различают чтение:

- для общего впечатления (просмотр текста);

- для понимания общего содержания (знакомство с текстом);

- для извлечения максимума заложенного смысла (изучение текста).

Просмотровое чтение обычно предшествует изучающему и озна­комительному. Используется в тех случаях, когда необходимо познакомится с содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При просмотровом чтении обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения. Эта информация помогает решить, насколько необходим тот или иной текст.

Ознакомительное (выборочное) чтение используется для выяснения определенных вопросов из нескольких источников, а также для сравнения и сопоставления извлеченной информации, выработки своей собственной точки зрения по данному вопросу.

Изучающее чтение является активным видом чтения, когда вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Изучающее чтение нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные вопросы. Данный вид чтения требует последовательности в изучении материала - по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.

Как нужно читать: чтение должно быть, основательным и вдумчивым. Необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для читателя вопросы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в учебной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

По прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя к ней критически, а также с позиций значимости для занятий.

Существует несколько алгоритмов чтения:

Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. Такой состав блоков дает возможность выделить полезную информацию в любом по содержанию тексте, независимо от того, к какой отрасли знания он относится. Подчеркнем еще раз особенно важную его специфику: он «отфильтровывает» избыточную информацию, которая в популярных, а иногда и учебных текстах может достигать 75%. Перечислим блоки интегральною алгоритма, на которые следует обращать особое внимание и запоминать:

- Наименование источника – название книги, журнала, газеты, учебника и т.д.

- Фамилия автора.

- Выходные данные – место и год издания, название издательства, номер и год выпуска журнала, дата выхода газеты и т.п.

- основное содержание - главные идеи и положения.

- фактографические данные - факты, цифры, даты, личности, события.

- спорное, критическое - материал, не совпадающий с вашими знаниями и убеждениями, оценки неверных взглядов и воззрений.

- новизна материала и возможность практического использования – все новое, оригинальное, то, что можно применить в учебе и на практике.

Дифференциальный алгоритм позволяет сократить время на усвоение смысла и значения текста, «свернуть», аккумулировать информацию. Этот алгоритм включает 3 ступени (этапа) (рис.1).

 

 

 

 


Рисунок 1 – Этапы дифференциального алгоритма

 

На первом этапе выделяются ключевые слова, которые обозначают объекты, их признаки состояния или действия. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку каждого абзаца текста. Если абзац играет второстепенную роль, поясняющую, например, то в нем может и не быть ключевых слов.

 

На втором этапе осмысления текста, опираясь на ключевые слова, составляются смысловые ряды, в сжатом виде обобщающие содержание материала. Такой процесс можно сравнить с конспектным, только мгновенным и мысленным.

На третьем этапе проводится выявление основного значения текста на основе смысловых рядов.

Осваивая дифференциальный алгоритм, очень важно, особенно на первых порах, не спеша и последовательно выполнять все три операции. Только в этом случае вы постепенно сможете приобрести навык быстрого, почти подсознательного, одновременного с чтением выделения основного значения текста. При чтении рекомендуются различные способы маркировки того или иного материала для того, чтобы найти или выделить главное. Можно использовать закладки с пометками; подчеркивание карандашом; особую знаковую систему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.