Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализированные учреждения ООН. Характеристика деятельности на примере (МОТ, ИМО, ЮНЕСКО по выбору).






Принято говорить о системе ООН, имея в виду как непосредственно ООН со всеми ее главными органами и подведомственными им комитетами, комиссиями, центрами, программами, так и " примыкающие" к ООН и юридически с ней связанные международные организа­ции.

Такие организации создаются на основе межправительст­венных соглашений и наделяются самостоятельными полномо­чиями в специальных областях деятельности. О функциональ­ной ориентации можно судить по их наименованиям — Между­народная организация труда, ООН по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интел­лектуальной собственности, М/ународная организация гра­жданской авиации, М/ународная морская организация и т. д.

Организации " поставлены в связь" с ООН по­средством соглашений, утверждаемых Генеральной Ассамбле­ей ООН.

Устав квалифицирует такие организации, как специализи­р-ые учреждения ООН. Их координация с ООН проявля­ется в консультациях, обмене информацией, в праве участво­вать в заседаниях органов друг друга. В компетенции ООН да­вать рекомендации этим учреждениям, а также в установлении единой для ООН и ее специализированных учреждений уни­фицированной системы международной гражданской службы.

В наст время существуют 17 организаций, имеющих статус спец учреждений ООН. СССР был чле­ном большинства этих учреждений. В мае 1992 г. было принято постановление Верховного Совета РФ о вступлении РФ в МВФ, М/ународ­ банк реконструкции и развития и М/ународную ассо­циацию развития.

Каждая организация обладает международной правосубъектностью в пределах полномочий, определенных Уставом или иным учре­дительным актом. Привилегии и иммунитеты, предусмотрен­ные для ООН, применяются к соответствующей организации.

В состав спец учреждений наряду с госу­д-ми — членами ООН могут входить и др гос-т­ва, но порядок их приема является более сложным. В нект случаях допускается ассоциированное членство несамо­управляющихся территорий.

Устав (иной учредительный акт) определяет организа­ционную структуру и полномочия органов. Так, в рамках ЮНЕСКО функционируют Генеральная конференция, Испол­нительный совет и Секретариат во главе с генеральным дирек­тором; в рамках Международной морской организации — Ас­самблея, Совет, Комитеты и Секретариат во главе с Генераль­ным секретарем. Возможно учреждение в отдельных госу­дарствах представительств Организации. В 1989 г. между ЮНЕСКО и Правительством СССР было подписано Соглаше­ние о создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР (в наст время — в РФ). Директор Бюро явл представителем ЮНЕСКО в РФ. В государствах-членах могут создаваться так называемые на­циональные сотрудничающие органы. В качестве примера можно назвать Комиссию по делам ЮНЕСКО, действующую в РФ

Следует также отметить создание в 1993 г. Межведомст­венной комиссии по участию РФ в между­народных организациях системы ООН, которая наделена функ­циями координации.

 

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Основные цели — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества гос-тв

и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В наст время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.

Среди вопросов, кт охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся Африка и гендерное равенство

.

 

41. Заключительный акт СБСЕ 1975г.: общее содержание, общеевропейский процесс, образование ОБСЕ.

За двадцать лет существования Совещание по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как м/ународно-пра­вовой институт от м/ународной конференции — механизма многосторонних межгос-ных переговоров и консуль­таций, проводимых в форме регулярных встреч, -эволюцио­нировало к международной организации - Организации по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Как м/ународная конференция СБСЕ проводилось в со­ответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процеду­ры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения: Совещание проводится " вне военных союзов"; гос-ва участвуют в Совещании " в условиях полного равенства"; решения Совещания прин-тся на основе консенсуса, кт определяется " как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного к-либо представителем и вы­двигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматр-мому вопросу".

На Совещании первоначально были представлены 35 госу­дарств, в т.ч. 33 европейских, а также США и Канада.

В итоге встречи в Хельсинки 30 июля –1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключит акт, включающий преамбулу и пять разде­лов: " Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", " Сотруд­ничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", " Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудниче­ству в Средиземноморье", " Сотрудничество в гуманитарных и других областях", " Дальнейшие шаги после Совещания".

1 раздел – главный вопрос: " Декларация принципов, кт гос-ва-участники будут руководство­ваться во взаимных отношениях", в кт воспроизведены и конкретизированы принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территор-ой целостности гос-тв, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, оп­ределяющие их содержание.

Это характеризует Заключительный акт как источник ме­ждународного права.

Кроме того, в нем зафиксированы новые для м/ународ­ного права нормы о мерах укрепления доверия, к кт от­несены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

В др разделах даны рекомендации относительно со­гласованных действий в различных сферах сотрудничества, в т.ч. юридически значимые положения, регламентирую­щие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных гос-тв, порядок рас­пространения и обмена информацией, сотрудничество и обме­ны в области культуры, образования.

Текст заключит акта сгруппирован в несколько разделов:

· в м/народно-правовой области: закрепление политич и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений м/у государствами-участниками, в т.ч. принципа нерушимости границ; территор-ная целостность гос-тв; невмешательство во внутренние дела иностр гос-тв;

· в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

· в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды;

· в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.

 

По решению Будапештской встречи с 1 января 1995 г. СБСЕ переименовано в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, по­вышен уровень и расширены полномочия органов. Однако в документе " Укрепление СБСЕ" дан следующий комментарий:

Структура ОБСЕ:

Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностран дел и назначает страну, представитель кт в течение года исполняет обязанности действующего предс-ля ОБСЕ. В рам­ках Совета предусмотрено своеобразное формирование, име­нуемое Тройкой: оно вкл действующего предс-ля, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, кт станет действующим предс-ем в сле­д году.

Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, кт выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомога­тельных органов. В его компетенцию входило также рассмотре­ние вопросов в случае возникновения критич ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Заседание этого Совета на уровне ответ­ственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год.

Постоянный совет (ранее - Постоянный комитет) опре­деляется как основной орган для ведения политич кон­сультаций и принятия текущих решений, а также для рассмот­рения ЧС. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.

Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает по­мощь действующему председателю, принимает участие во встре­чах Тройки на уровне министров.

В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократиче­ским институтам и правам человека, аппарат Верховного ко­миссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.