Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие решений по критерию Лапласа (критерию Бернулли-Лапласа)






Этот критерий опирается на «принцип недо­статочного основания» Лапласа, согласно которому все состояния «природы» Sij j= 1, n полагаются равновероятными. В соответствии с этим принципом каждому состоянию Sj ставится в соответствие вероятность qi, определяемая по формуле

.

 

При этом, исходной может рассматриваться задача принятия решения в условиях риска, когда выбирается действие Ri, дающее наибольший ожидаемый выигрыш. Для принятия решения для каж­дого действия Ri вычисляют среднее арифметическое значение вы­игрыша:

Среди Mj(R) ) выбирают максимальное значение, которое будет соответствовать оптимальной стратегии Ri

.

 

Если в исходной задаче матрица возможных результатов пред­ставлена матрицей рисков |rji|, то критерий Лапласа принимает вид

Если элементы матрицы возможных результатов представляют собой расходы, то критерий Лапласа – Бернулли имеет следующий вид

.

Из анализа критерия Лапласа – Бернулли следует, что по существу он представляет собой частный случай критерия максимума математического ожидания, использовавшегося в задаче на приятие решения в условиях риска.

 

Пример 3.1. Одно из транспортных предприятий должно опре­делить уровень своих провозных возможностей так, чтобы удовле­творить спрос клиентов на транспортные услуги на планируемый пе­риод.

Спрос на транспортные услуги не известен, но ожидается (прогнозируется), что он может принять одно из четырех значений: 10, 15, 20 или 25 тыс. т.

Для каждого уровня спроса существует наилуч­ший уровень провозных возможностей транспортного предприятия (с точки зрения возможных затрат). Отклонения от этих уровней приводят к дополнительным затратам либо из-за превышения про­возных возможностей над спросом (из-за простоя подвижного со­става), либо из-за неполного удовлетворения спроса на транспорт­ные услуги.

В таблице 1, приведены возможные прогнозируемые затраты на развитие провозных возможностей.

Таблица 1 – Прогнозируемые затраты на осуществление перевозок

Варианты возможностей транспортного предприятия Варианты спроса на транспортные услуги в условных денежных единицах (усл.д.е.).
       
         
         
         
         

Необходимо выбрать оптимальную стратегию организации перевозок.

Решение. Согласно условию задачи имеются четыре варианта спроса на транспортные услуги, что равнозначно наличию четырех состояний «природы»: S1, S2, S3, S4.

Известны также четыре стратегии разви­тия провозных возможностей транспортного предприятия: R1, R2, R3, R4.

Затраты на развитие возможностей при каждой паре Sj и Ri заданы следующей матрицей:

 

Принцип Лапласа предполагает, что Sl, S2, S3, S4 равновероятны.

Следовательно,

Р{S=Sj} = .

Ожидаемые затраты при стратегиях R1, R2, R3, R4 соответственносоставляют:

W{R1}= 0, 25 (6 + 12 + 20 + 24) = 15, 5;

W{R2} = 0, 25 (9 + 7 + 9 + 28) = 13, 25;

W{Rз} = 0, 25 (23 + 18 + 15 + 19) = 18, 7;

W{R4} = 0, 25 (27 + 24 + 21 + 15) = 21, 75.

 

Таким образом, наилучшей стратегией развития возможностей транспортного предприятия в соответствии с критерием Лапласа будет R2 (где минимум затрат).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.