Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы отбора содержания обучения для настоящего курса






Как обычно отбирается содержание обучения для школьного предмета? Как правило, это длительный про­цесс, происходящий если не в течение столетий, то, по крайней мере, десятилетий. Оно определяется множе­ством явно и неявно действующих факторов. Среди них мы можем выделить

1) состояние соответствующей научной области или практики производственно-хозяйственной деятельности;

2) потребности общества в том, чтобы его члены обладали определенными знаниями, навыками, находились на определенных мировоззренческих и нравственных позициях;

3) потребности личности учащегося прежде всего в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер;

4) системные связи между компонентами самого образования, потребности образовательной сферы, традиции, консерватизм в подготовке учительских кадров;

5) традиции или требования, поддерживаемые той или иной из социальных групп или даже влиятельных личностей;

6) соображения обеспеченности средствами обучения определенному содержанию обучения в образовательных учреждениях;

7) процесс постоянного и " самопроизвольного" усложнения, углубления содержания образования от учебной программы к программе, от учебника к учебнику (ведь надо же как-то обосновывать смену программ и учебных пособий!).

Эти одновременно, с разной силой и противоречиво действующие факторы приводят к тому, что бывает очень трудно установить причины наличия тех или иных тем в образовательных стандартах и учебниках, если речь идет о стабильном, давно существующем учебном предмете. Однако в отношении информатики как учебного предме­та, который только переживает свое становление, мы сталкиваемся с действием меньшего числа факторов, а именно факторов 1-5, причем действие их достаточно явно и поддается анализу.

Применительно к отбору содержания обучения инфор­матике в младшей школе, по нашему мнению, следует придавать наибольший вес третьему фактору, потребно­стям личности учащегося в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер. В современной сис­теме образования в младшей школе делается упор на формирование так называемых «учебных» умений и навы­ков, при этом развивающий компонент слабо представ­лен в учебной деятельности. Мы настаиваем на том, что в информатике в младшей школе развитие ребенка долж­но иметь приоритет. Это не отменяет, однако, и необхо­димости формирования общеучебных навыков, поддерж­ки обучения другим предметам — это проявление факто­ра 4). Также нельзя пренебречь фактором 2) — форми­рованием у учащихся представлений об информацион­ной картине мира, ценностного отношения к информа­ции, равно как и фактором 1) — отражением современ­ного состояния научно-практической сферы, связанной с информатикой (он соответствует дидактическому прин­ципу научности).

При отборе и структурировании содержания обучения необходимо учитывать и ряд требований дидактического порядка, в первую очередь принципы системности и дос­тупности. В соответствии с этими принципами следует выделять наименьшее возможное количество модулей (ди­дактических единиц) содержания обучения.

Детальный анализ указанных факторов и требований, а также требование доступности - простоты приводит к тому, что в содержании информационной подготовки в младшей школе следует выделить всего три содержатель­ных модуля - дидактических единицы:

I. Информация и информационные процессы (и основы алгоритмизации).

II. Компьютер и его периферийные устройства. Программные средства.

III. Информационные и коммуникационные технологии.

Содержание этих модулей достаточно обособлено друг от друга, учебная деятельность при освоении этих модулей по своему характеру специфична, вести разра­ботку материала, планирование и организацию учебно­го процесса можно независимо. В некоторых образова­тельных программах можно столкнуться с большим ко­личеством содержательных блоков или «линий», однако провести границы между такими «линиями» можно лишь формально, учебная деятельность не обладает специ­фическими отличиями при их освоении, а неоправдан­ное дробление и детализация дидактических единиц не способствуют рациональному планированию и органи­зации учебного процесса, а также формированию сис­темы компетенций учащихся.

Отбор блока «Информация и информационные процес­сы» обусловлен фактором 2) отбора содержания обуче­ния - требованием закладки в младшем школьном воз­расте основ мировоззрения. Этот блок часто называют в пособиях для старших классов «Теоретической информа­тикой». Это неверно. Во-первых, такого раздела науки не существует. Это все равно, что говорить «теоретическая математика» или «теоретический русский язык». Во-вто­рых, такое название подчеркивает, что обучение будет но­сить теоретико-ориентированный характер, то есть, как всегда, оторвется от практической деятельности, от те­кущих запросов и потребностей как формирующейся лич­ности самого ребенка, так и общества в целом, и в этом обучении будет доминировать учитель как основной ис­точник информации.

Кроме того, учебная деятельность этого модуля в на­чальной школе будет иметь явный развивающий харак­тер. Важно, что знакомство с психическими процессами восприятия информации с помощью органов чувств, ее запоминание, переработка в процессе мышления с точки зрения информатики помогает учащимся осознанно уп­равлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.

Блок II — «Компьютер и его устройства. Программные средства» обусловлен учетом 1-го и 4-го факторов, он отра­жает современное состояние средств компьютеризации — аппаратного и программного обеспечения. Важным, свя­зующим звеном всего материала является содержатель­ный блок III — он определяется факторами 1, 3 и 4, т.е. одновременно знакомит учащихся с современными приме­нениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и одновременно фор­мирует общеучебные навыки, в том числе связанные с ис­пользованием компьютера в учебной деятельности.

Отобрав материал, необходимо структурировать его, выстроить в некоторой логической последовательности.

В последние годы в учебно-методической литературе по информатике стало традицией (проявление 4-7-го факторов!) организовывать учебный материал, начиная со сведений об информации и информационных процес­сах, т.е. с абстракций высокой степени общности, кото­рые у детей младшего школьного возраста еще не могли сформироваться. В этом случае обучение оказывается ориентированным на заучивание материала без его по­нимания, так как не учитываются возрастные особеннос­ти формирования мышления детей.

Вообще существуют два альтернативных способа орга­низации учебного материала: дедуктивный и индуктив­ный. Дедуктивный способ основан на том, что вначале вводятся абстрактные понятия, а затем они иллюстриру­ются, доказываются или обосновываются, рассматрива­ются их приложения и применения. Этот способ помога­ет сфокусировать внимание на абстракциях и предпо­лагает преимущественно теоретический характер обу­чения, связан с доминирующим положением учителя как основного источника учебной информации. Дедуктивная организация материала позволяет за короткое время ох­ватить сложные учебные темы. Второй способ - индук­тивный - основан на построении материала «от прак­тики», от большого числа примеров и применений, к обоб­щению и постепенному «восхождению» до абстрактных понятий. Такой подход фокусирует внимание на процес­сах — мышления, логического вывода, учебной деятель­ности учащихся. Естественно, при индуктивном обучении легче может быть реализован личностно-ориентированный подход.

В младшей школе индуктивный подход к организации обучения в силу возрастных особенностей учащихся не имеет альтернатив, поскольку абстрактное мышление учащихся не сформировано, а его формирование — одна из задач обучения. Учет этого требования при обучении информатике в начальной школе диктует такую органи­зацию учебного материала, которая начиналась бы со знакомства с предметами, конкретными объектами, за­тем действиями с ними, и в конечном итоге вела бы к аб­страктным понятиям.

Так, начинать обучение целесообразно с модуля 2, «Компьютер и его устройства. Программные средства». Этот модуль фиксирует внимание учащихся на непосред­ственном окружении — оборудовании кабинета вычислительной техники, компьютерах. В процессе развития предмета «информатика» в условиях недостатка компью­теров в школах, а там, где они были, разнообразия их моделей, сложился подход к разработке учебных курсов и пособий, не упоминающий о конкретных компьютерах, «задвигающий» сами компьютеры на задний план. Как уже говорилось, этот абстрактный подход неприменим в на­чальной школе. По нашему мнению, начинать обучение нужно именно со знакомства с компьютерами. Вполне ес­тественно, что в условиях обучения в компьютерном клас­се первое, что привлечет внимание детей, будут именно компьютеры - и противостоять логике познания мира ребенком, пытаться переключить его на абстрактные ка­тегории информации и информационного процесса было бы неоправданным насилием над психикой ребенка. За­тем, когда компьютер утратит свою новизну (а это про­изойдет очень быстро!), необходимо переключиться на применение компьютеров — информационно-коммуни­кационные технологии, деятельность учащихся в инфор­мационной среде — это модуль 3. По времени освоение информационных технологий будет более длительным и займет значительную часть курса. Наконец, на базе ос­воения способов обработки информации с помощью ком­пьютера происходит переход к обобщающим понятиям информации и информационных процессов, рациональ­ным приемам обработки информации человеком с по­мощью мышления - модулю 1.

Заслуживает внимания и тот факт, что внимание и ин­терес учащихся начальной школы еще неустойчивы, склонны к самопроизвольному переключению, объем изучаемого материала ограничен, усвоение непрочно и требует периодического повторения. Полный курс ин­форматики может быть построен в расчете на несколь­ко лет обучения на основе концентров - годовых логи­чески завершенных курсов, которые опирались бы на курсы предыдущих лет обучения. Изучение сложных тем целесообразно дробить на небольшие части, возвраща­ясь к ним на последующих этапах обучения - в следую­щих концентрах.

Предлагаемый курс рассчитан на 4 года обучения и имеет именно такую концентрическую структуру. На про­тяжении всех четырех лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторение темы, продвижение вперед.

Представленный в комплексе (учебник + рабочая тетрадь + электронное приложение на CD) материал избыточен по отношению к любому учебному плану. Так, в рабочей тетради имеется расширенный (по сравнению с учебником) набор заданий для самостоятельной рабо­ты, а в электронном приложении на CD, помимо большо­го количества тренажеров, дублируется в конспективном виде часть учебной информации из учебника в форме текста и медиалекций. Это значит, что буквальное «прохождение» учебного комплекса не предусматривается. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учиты­вать особенности контингента учащихся и их индивиду­альные запросы и возможности, комбинируя групповую работу над учебником и тетрадью, индивидуальную ра­боту с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома. Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учителя.

Итак, мы осветили, насколько это было возможно, ха­рактерные для любых методических рекомендаций воп­росы «Зачем учить?» и «Чему учить?». Далее мы обратим­ся к вопросу «КАК УЧИТЬ?» [9].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.