Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несовершенная конкуренция






а) монополия. Фирма считается монополистом, если является единственным производителем какого-то товара, не имеющего заменителей. Например, фирма производит 100% сигар, но потребитель может купить сигареты, папиросы или табак. Данная фирма монополистом не является. Но если фирма производит 100% бензина, то заменить его практически нечем. Фирма является монополистом.

Монополизация существенно подрывает конкуренцию, так как происходит концентрация экономической власти. Монополист обладает контролем над ценами, активно препятствует вступлению в отрасль новых фирм, не допускает посторонних на рынки сырья и сбыта.

Но контроль над ценами не является абсолютным. Монополист понимает, что для увеличения объема продаж необходимо снижать цены до разумного уровня, соответствующего покупательной способности населения на данный вид товара;

б) олигополия. Данный вид конкуренции возникает, если на рынке существует несколько крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (сталь, алюминий). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм при формировании ценовой политики на свою продукцию. Олигополия создает условия для сговора между фирмами с целью коллективной монополизации рынка;

в) монополистическая конкуренция. Если фирма выходит на рынок с новой продукцией, то она становится как бы монополистом данного нового товара до тех пор, пока другие формы не начнут выпускать такую же или аналогичную продукцию. Весь рынок разделяется на значительное количество локальных рынков, обладающих признаками монополизации на производство и реализацию какого- то вида продукции.

Монополистическая конкуренция – это тип рынка, когда значительное количество фирм предлагает разнородную продукцию. В этих условиях производители прибегают к дифференциации продукции, т.е. когда даже сходные товары и услуги имеют свои, только для них характерные признаки или отличия.

Отличия происходят:

– по качеству продукции. Например, телевизоры «Soni» и телевизоры «Горизонт»;

– по наличию особенностей. Стиральные порошки для льняных, синтетических, цветных тканей, для автоматических стиральных машин и т.д.;

– по видам оказываемых услуг. Различные сроки гарантий, наличие центров сервисного обслуживания, доставка запасных частей и т.д.;

– по видам упаковки;

– по местам размещения производства и сбыта. Патриоты и реклама призывают покупать только местные товары. Покупатели предпочитают магазины, расположенные в оживленных местах;

– по множеству других признаков и особенностей.

Важной чертой монополистической конкуренции является зависимость объемов сбыта не только от цены товара, но и от множества других признаков. Достоинством данного вида конкуренции является то, что потребитель может купить товар способный удовлетворить самую незначительную потребность. Можно купить не просто мыло, а мыло с определенным любимым запахом.

Недостатками монополистической конкуренции являются очень острая конкурентная борьба на рынках, значительные затраты на оформление, упаковку, рекламу и продвижение товаров;

г) монопсония. Это вид конкуренции, когда на рынке существует много производителей или продавцов какого-то товара и только один покупатель. Для заводов, производящих военную продукцию есть только один покупатель – государство. В леспромхозах, колхозах, рабочих поселках при комбинатах потребителем рабочей силы является только одно предприятие, так как больше работать негде. В результате оно начинает диктовать свои цены на рабочую силу. Работникам не выгодна низкая заработная плата, но деваться некуда, и они вынуждены согласиться. В условиях монопсонии покупатель обладает экономической властью и потому может влиять на уровень цен через уменьшение объема закупок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.