Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Понятие о методологии педагогики,






ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………………. 6

Глава 1. Понятие о методологии педагогики, ее уровнях и прин-ципах …………………………………………………………………………..8

1. 1. Понятие о методологии как области научного исследования.

Отличие методологии и методики научного исследования………………… 8

1. 2. Задачи и функции методологии ………………………………….10

1. 3. Уровни методологии педагогического исследования…………...11

1. 4. Методологические принципы научного исследования………….18

Вопросы и задания………………………………………………………………. 20

Библиографический список ………………………………………………21

Глава 2. Характеристика научно-педагогического исследования ……………………………………………………………………........................22

2. 1. Логика научно-педагогического исследования…………………… 22

2. 2. Актуальность темы исследования и научная проблема………… 24

2. 3. Объект и предмет исследования…………………………………….26

2. 4. Цель, гипотеза и задачи исследования………………………………28

2. 5. Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость исследования……………………………………………………………………… 33

Вопросы и задания……………………………………………………………. 34

Библиографический список ………………………………………………35

Глава 3. Методика научно-педагогического исследования и система методов …………………………………………………………………… 36

3. 1.Теоретические методы исследования……………………………… 36

3. 2. Эмпирические методы исследования………………………………40

3. 3. Математические и статистические методы……………………… 49

Вопросы и задания……………………………………………………… ……. 50

Библиографический список …………………………………………… 51

Глава 4. Методологические подходы в историко-педагогических исследованиях …………………………………………………………………… 52

4. 1. Основные особенности историко-педагогических исследований.52

4. 2. Потребность в методологических подходах……………………… 53

4. 3. Ведущие методологические подходы в историко-педагогических исследованиях …………………………………………………………………. 55

4. 3. 1. Системный подход……………………………………………….. 56

4. 3. 2. Цивилизационный подход………………………………………..57

4. 3. 3. Формационный подход……………………………………………58

4. 3. 4. Культурологический подход ……………………………………..61

4. 3. 5. Аксиологический подход……………………………………… 62

4. 3. 6. Личностный (биографический) подход…………………………. 64

4. 3. 7. Региональный подход………….....................................................66

Вопросы и задания……………………………………………………………... 68

Библиографический список ………………………………………………68

Глава 5. Деятельностный подход как основа организации образовательного процесса ……………………………………………………………69

5. 1. Человеческая деятельность и ее отличие от других форм активности……………………………………………………………………………… 69

5. 2. Общая структура деятельности как основа анализа учебной

деятельности…………………………………………………………………… 73

5. 3. Учебная деятельность и ее строение ………………………………75

5. 4. Специфика и основные понятия теории обучения с позиции деятельностного подхода …………………………………………………………. 77

Вопросы и задания……………………………………………………………. 78

Библиографический список …………………………………………… 78

Глава 6. Культурологический подход как методологическая основа образовательного процесса ………………………………………………. 79

6. 1. Сущность понятия «культурологический подход» и характеристика его составляющих…………………………………………………………… 79

6. 2. Концептуальные идеи культурологического подхода как методологическая основа образовательного процесса………………………………….82

6. 3. Принципы культурологического подхода………………………… 85

Вопросы и задания…………………………………………………………….. 92

Библиографический список …………………………………………….. 93

Глава 7. Личностно-ориентированный подход в образовании ………………………………………………………………………………. 94

7. 1. Ведущие концепции личностно-ориентированного образования 94

7. 2. Основные положения личностно-ориентированного подхода …. 97

7. 3. Принципы личностно-ориентированного образования …………. 99

7. 4. Содержание и технологии личностно-ориентированного образования…………………………………………………………………………….100

Вопросы и задания ……………………………………………………… 103

Библиографический список ……………………………………………. 104

Глава 8.. Герменевтический подход в педагогическом образовании ………………………………………………………………….…………. 105

8. 1. Герменевтика как общенаучная теория и практика понимания…105

8. 2. Педагогическая герменевтика и ее аспекты…………………… 107

8. 3. Герменевтический подход к педагогическому наследию А. А. Ухтомского…………………………………………………………… 109

8. 4. Герменевтический подход к теории и методике профессионального педагогического образования………………………………………………… 111

8. 5. Педагогический потенциал публицистики Д. С. Лихачева…… 112

8. 6. Герменевтические аспекты чтения в контексте педагогического образования…………………………………………………………………… 117

Вопросы и задания ………………………………………………………118

Библиографический список …………………………………………….119

Глава 9. Парадигмальный подход в педагогике …………………. 120

9. 1. Сущность понятия «педагогическая парадигма». Типологии педагогических парадигм………………………………………………………… 120

9. 2. Парадигмы авторитарно-императивной и гуманной педагогики 122

9. 3. Парадигма педагогики традиций……………………………… 125

9. 4. Технократическая парадигма………………………………………127

9. 5. Парадигмы когнитивной и личностной педагогики…………… 128

9. 6. Парадигмы педагогики авторитета, манипуляции и поддержки 130

Вопросы и задания ……………………………………………………… 135

Библиографический список ……………………………………………. 136

Глава 10. Синергетический подход в педагогической теории и практике ……………………………………………………………………… 137

10. 1. Характеристика синергетики как новой отрасли науки……… 137

10. 2. Основные понятия и принципы синергетического подхода……141

10..3. Применение идей синергетического подхода в педагогических исследованиях и педагогической практике…………………………………… 144

Вопросы и задания …………………………………………………….. 147

Библиографический список ……………………………………………. 147

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Педагогический плюрализм, основанный на понимании несовершенства концепций образования, требует вдумчивого подхода к отбору образовательных моделей, педагогических технологий. Объективная потребность в упорядочении и систематизации педагогического знания о существующих путях и способах учебно-воспитательного процесса обусловила появление определенных ориентиров в осмыслении многообразия педагогических систем, концепций, теорий, технологий. Методология педагогики как совокупность теоретических положений о структуре и закономерностях познания и преобразования педагогической действительности призвана формировать мировоззренческую позицию педагога.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в вузе требует от них овладения исследовательскими умениями и навыками, высоким уровнем педагогической и методологической культуры. Методология науки дает характеристику компонентов и логики исследования. Она способствует приведению в систему и реализации на практике научных знаний, приобретенных при изучении таких учебных дисциплин как педагогика, философия, психология, социология и других. Преподавание дисциплины предполагает изучение ее возникновения и развития. Философский уровень методологии позволяет студентам понять общие принципы познания и категориальный строй науки в целом; общенаучная методология – осмыслить теоретические концепции, применимые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научная методология – глубже осмыслить проблемы обучения и воспитания субъектов образования с позиций обозначенных подходов; технологический уровень – овладеть совокупностью методов, приемов, принципов и технологий исследования, применяемых в педагогической науке и обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. Знакомство с методикой и техникой научно-педагогического исследования определяет практическую направленность преподавания. Изучение дисциплины служит основой для прохождения студентами педагогической практики, подготовки итоговых курсовых и квалификационных работ. Основными формами проведения занятий с целью осмысления дисциплины являются аудиторные: лекции, семинары. Для организации эффективного процесса усвоения материала возможно использование докладов студентов, дискуссий, педагогических мастерских, современных мультимедийных технологий и других активных форм обучения. Внеаудиторные занятия осуществляются путем организации и руководством самостоятельной работы студентов. Для повышения эффективности работы студентов предусмотрено самостоятельное изучение литературы и выполнение заданий.

В процессе изучения дисциплины у студентов формируются знания о развитии познания человеком окружающего мира, процессе становления методологии познания и педагогического знания; роли методологии педагогической науки теории и практике педагогики в конкретные исторические эпохи; осмыслении проблем воспитания и обучения человека, методологических позициях современной российской педагогики.

Студенты приобретают умения самостоятельно анализировать педагогическую, психологическую, философскую, социально-политическую научную литературу; выбирать методологическую позицию; адекватно оценивать педагогические явления и ориентироваться в педагогической действительности, овладевают техникой и методикой исследования.

В данном пособии применяется интегративный подход к педагогической методологии. Предлагается с биогенных, психогенных и социогенных позиций осмыслить системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический, парадигмальный, герменевтический, синергетический подходы, применяемые в педагогических исследованиях в современных условиях.

Дисциплина «Методология педагогической науки» изучается в рамках вузовского компонента, но учебное пособие по ней отсутствует, что вызывает трудности у преподавателей и студентов. Пособие будет также полезно для аспирантов, занимающихся научно-педагогической деятельностью.

Глава 1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.