Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные подходы к менеджменту






Смысл термина «подход» в том, что здесь речь идет о направлении рассмотрения того или иного предмета, процесса, явления, в котором должна быть реализована примени­тельно к объекту система методологии исследования. Очевидно, что для каждой такой предметной области подход должен иметь определенные особенности.

Основой методологии менеджмента является системный подход. В наиболее общей форме сущность системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей. Термин «системный» имеет тот смысл, что подход должен использовать определенную систему принципов и методов, имеющих общезначимую основу и, вместе с тем, обладающими специфическими чертами, обусловленными спецификой конкретной предметной области, теоретического ис­следования или практической деятельности. Развернутое определение системного подхода, наряду с общей дефини­цией, включает дополнительно: требование анализа исследуемого объекта в шести логических срезах (аспектах): элементном, струк­турном, функциональном, интегративном, коммуникативном и историческом.

Система – единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой

Любая система управления в простейшем виде может быть рассмотрена как совокупность двух взаимодействующих подсистем: субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). Контур управления, представленный на рис.1., простейшее представление о системе управления, с ее основными характеристиками.

 

 


Рис.1. Представление о системе управления в виде контура управления

 

Кроме системного подхода, в науке менеджмента используются и другие. Р.А.Фатхутдинов выделяет 13 научных подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный. Вероятно, этим не исчерпывается вся возможная палитра подходов. К ним, на наш взгляд, можно добавить: эмпирический, затратный, сбытовой, производственный, статический, инновационный и другие.

Один из новых подходов - инь-янь.

Процессный подход. В соответствии с процессным подходом управление рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – процесс. Данный подход был предложен представителями школы административного управления, а именно Анри Файолем, который говорил «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». [76, с.71]. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. М. Мескон отмечает, что «управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций». [76, с.71].

Кроме функций управления в теории менеджмента рассматривают еще два вида процессов, не менее важных, чем функции - это процессы принятия решений и коммуникации. Эти процессы взаимопроникают друг в друга, взаимосвязаны между собой, образуя единый процесс управления.

Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х годов ХХ в. в Гарвардской школе бизнеса (США). Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации.

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.