Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебные материалы к лекции 4.

Нравственное содержание правоохранительной деятельности

4.1. Нравственная характеристика методов органов правоохраны

Сущность деятельности правоохранительных органов непосредст­венно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства — охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Все остальные их функции — охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение анти­общественных проявлений и др. являются элементами этой важ­нейшей обязанности. И сами правоохранительные органы — одна из главных структур государства, т.е. та властная структура, которая является гарантией права как системы социальных норм и отноше­ний, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.

Основными методами, посредством которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гражданами) и прину­дительные санкции, принимающие в крайних случаях форму прямого насилия. Причем, как это видно из вышеприведенного определения, понятие «властная сила» (т.е. действия, опирающиеся на принужде­ние, на насилие) является основной характеристикой деятельности правоохранительных органов.

Здесь возникает вопрос: может ли быть принуждение, тем более прямое насилие, нравственным? В том, что оно необходимо на данном уровне развития общества, а следовательно, целесообразно и неизбежно, сомнений в принципе не возникает (дискуссии ведут­ся лишь по поводу сфер применения, степени и форм насилия), но что касается моральности насилия, то позитивное или негативное решение этого вопроса уже длительное время и по сегодняшний день разделяет ученых и практиков на два направления: моралист­ское и реалистическое.

Моралистическое направление хорошо известно всем еше со школьной скамьи, когда благодаря творчеству Л.Н. Толстого мы познакомились с концепцией «непротивления злу насилием» (ве­рующие знакомятся с ней даже раньше, поскольку она изложена в Нагорной проповеди Иисуса Христа). Эта же концепция лежит в основе движения пацифистов и ряда других, основанных на прин­ципах гуманизма. Подобной точки зрения придерживаются и мно­гие современные ученые, такие как, например, выдающийся фило­соф, социолог и историк XX века Макс Вебер, который утверждает: «С моральной точки зрения принуждение всегда оценивается отри­цательно, даже в тех случаях, когда оно, пожалуй, единственное средство для политики».

Реалистическое направление исходит из прин­ципиального единства права и морали как отра­жения и выражения всеобщих интересов или же общих интересов тех или иных социальных групп и классов, которые в этих двух формах приобре­тают нормативное, регулятивное и императивное значение и, следовательно, отличаются друг от друга не по сути, а по механизмам их реализаиии. В отечественной мысли получило широкое рас­пространение именно реалистическое направле­ние, которое полагает принуждение и насилие необходимым компонентом любой формы соци­альной жизнедеятельности. С этой точки зрения говорить о безнравственности насилия — значит оторвать нравст­венность от социальной практики и переместить ее в сферу пустых абстракций. Предельно четко эта позиция сформулирована совре­менным русским философом В.В. Денисовым: «Свое конкретное выражение социальное насилие находит в применении или угрозе применения определенной группой, классом, государством, обще­ственной системой различных форм, методов и средств прямого или косвенного принуждения и подавления (политических, эконо­мических, военных, юридических и т.д.) в отношении других групп, классов, государств, общественных систем... с целью навязывания кому-либо своей воли. Таким образом социальное насилие практи­чески применяется во всех сферах общественной жизни — эконо­мической, политической и духовной».

Однако приведенное определение требует некоторого уточнения. Вся деятельность правоохранительных органов базируется на про­тивостоянии агрессивному злу. Это противостояние осуществляется в двух основных формах: в виде насильственного сопротивления и ненасильственного сопротивления, которое рассматривается в прак­тике служебной деятельности как предпочтительное.

Если первая форма представляется более или менее ясной, то вторая требует некоторых пояснений. Суть ненасильственного со­противления (которое также в определенной степени является при­нуждением, ибо направлено на навязывание кому-либо своей воли) заключается в переубеждении оппонента, в стремлении заменить его поведенческую установку нравственной и правопослушной. Ра­зумеется, речь в данном случае идет не о свершившемся преступле­нии, а о преступном намерении, о ликвидации конфликтной ситуа­ции, о переориентации личности на социально полезное поведение. Иными словами, речь идет лишь о таких ситуациях, которые нахо­дятся в сфере морали и не перешли еще в сферу права. Для осуще­ствления ненасильственного сопротивления существуют определен­ные правила и приемы. Назовем основные:

1) следует отказываться от претензии на абсолютную истину и
быть готовым к диалогу и компромиссу;

2) самокритично относиться к своим доводам и поведению, ста­
раться обнаружить, что в них могло бы вызвать враждебное отно­
шение оппонента;

3) следует мысленно поставить себя на место оппонента и про­
анализировать ситуацию его глазами — это даст возможность по­
нять его и помочь ему найти благопристойный выход из ситуации,
сохранив свое лицо;

4)ни в коем случае не выказывать оппоненту своей неприязни,
но, наоборот, всячески подчеркивать свое дружелюбие;

5) быть предельно искренним, не применять никакой лжи, скры­
тых намерений, тактических хитростей и т.п.

Конечно, эта форма гораздо сложнее, чем первая. Гораздо проще надеть на человека наручники, чем переубедить его. Тем более, что для этого нужно обладать знанием и логики, и психологии, и культу­ры речи, да и самому надо являться образцом нравственного поведе­ния и общения. Однако нет, наверное, нужды доказывать, насколько эта форма принуждения, которую и принуждением-то можно назвать только условно, эффективнее формы непосредственного насилия.

О насилии можно сказать, что само по себе оно ни нравственно, ни безнравственно. В абстрактном виде оно внеморально.

Его в такой форме можно уподобить ножу: ножом можно убить человека, но можно и вылечить (если он, например, в руках хирур­га). Критерием моральности или аморальности насилия являются цель, во имя которой оно совершается, и средства, при помощи которых оно осуществляется. Цель, направленная на благо, даже если оно достигается насилием, — нравственна при том условии, что и средства будут оптимальны и будут более или менее точно соответствовать характеру этой цели.

Таким образом, понятие нравственного не противоречит наси­лию, а взаимодействует с ним. Иными словами, насилие, так же как и всякое другое деяние, может носить как нравственный, так и безнравственный характер. Этот подход позволяет нам перейти к рассмотрению нравственного содержания правоохранительной деятельности.

Люди, далекие от подлинного предста& 1ения о деятельности правоохранительных органов, как правило, не задаются вопросом о нравственном содержании этой работы. С точки зрения обывателя, эти подразделения используют лишь средства устрашения и прямо­го насилия — правового и физического. И. как они полагают, су­ществующие в этой сфере требования — это требования к умению применять эти средства. Они не знают, что в работе сотрудников правоохранительных органов громадную значимость имеют нравст­венные качества: честность, любовь к людям, справедливость, са­моотверженность, смелость, доброжелательность и многие другие, в том числе и чувство высокой ответственности за свои действия пе­ред обществом. Наличие этих качеств у сотрудника служит обяза­тельным мерилом его профессионализма, и на воспитание этих ка­честв направлены значительные усилия руководителей, работников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов. Требования к этой стороне службы предъявляются как обществом, так и служебными документами, в частности ст. 58 (п. «л») «Поло­жения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», согласно которой работник за совершение проступков, несовмести­мых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным ка­чествам сотрудника органов внутренних дел, увольняется со службы.

 

Поэтому вполне естественно, что сотрудникам правоохрани­тельных органов постоянно приходится задаваться вопросом, на­сколько справедливы те или иные их поступки и действия. И по-настояшему профессиональным оказывается тот, кто оценивает свои действия не только с точки зрения закона, но и по чести, и по совести, тот, кто, по выражению В.Г. Белинского, «не хочет счастья и даром», если не может быть уверенным в справедливости своих действий (вспомним, что справедливость — одна из основных кате­горий и нравственности, и права).

Не хлебом единым жив человек, не только материальными бла­гами, но прежде всего правдой и свободой, совестью и честью, нравственностью и гуманизмом. И те свойства человеческого харак­тера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной дея­тельности сотрудника правоохранительных органов, показателем совершенства его профессионального мастерства, уровня его нрав­ственного и культурного развития.

4.2. Нравственная сущность служения обществу и государству

Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только дея­тельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы об­щественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгля­ды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных ор­ганов, об их служебной деятельности может получить положитель­ную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нрав­ственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.

 

 

Одной из господствующих идей национального самосоз­нания в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку, находящемуся, как раньше говорили, на «государевой службе», а ныне — на службе обществу и государству.И в первую очередь эти чувства относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, га­рантом общественного спокойствия — армии и правоохранитель­ным органам. Работники правоохранительных органов должны по­стоянно помнить, что их деятельность питает одно из высших нрав­ственных чувств народа — российский патриотизм и что население нашей страны совершенно справедливо предъявляет к ним повы­шенные нравственные требования.

Представляя себе правоохранительные органы как прямое воплощение государст­венной воли, наши люди совершенно право­мерно хотят видеть в деятельности сотрудни­ков этих органов образец государственного патриотизма, воплощение лучших принципов общественной нравственности. Д.И. Писарев писал в статье «Генрих Гейне»: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно со­вершаться самостоятельно, в нашей собст­венной голове»1. В связи с этим следовало бы заметить, что представители прес­сы, писатели, поэты, художники, артисты не вправе пасовать перед воинствующей пошлостью и цинизмом. Когда на обложке одного из журналов публикуют коллаж — свалку из погон, звезд, орденов, медалей, других знаков воинского отличия — это позор для всех нас, неуважение к людям, несущим государственную службу, неуваже­ние к государству, которое присваивало человеку звание, награждало. И человек имеет право гордиться своими погонами, своими награда­ми. А глумиться над этим — крайняя степень нравственного падения.

 

Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем пред­принимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенси­руют определенные материальные издержки. Уважение общества, почитание «людей государственных» — важнейший показатель ду­ховного и нравственного здоровья общества, прочности и стабиль­ности государства.

Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качест­во россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику, которая была зафиксирована и научно разработана в российской фи­лософской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в нацио­нальном менталитете преобладают логическое связывание понятий, принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России по­лучает преимущество стремление к истине путем понимания цельно­сти бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.

В трудах выдающихся русских философов И.В. Киреевского, К.С. Аксакова. В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других подробно анализируется российское национальное осмысление общественных отношений. Большое место в их трудах занимает духовный, нравст­венный, чувственный аспект постижения истины, сочетание свободы и единства людей на основе их любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

Не случайно в трудах русских философов громадное внимание уделяется попыткам фило­софского осмысления общества и человека с позиций православного христианства, которое, как мы знаем, основано на возвеличивании любви к ближнему.

 

Н. О. Лосский

Голому рационализму целого ряда предста­вителей западной философии они противопос­тавляли концепцию «умного, духовного дея­ния», определяя духовную сущность русского человека как стремление к общему благу, к поис­кам всеобщего добра. «Русский человек, — писал известный философ Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенство добра»1. Поэтому именно русской философской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как «истина» и «справедливость», с категорией «совесть», и именно в русской духовной культуре, в частности в художественной культуре, нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.

 

Еще одна черта, присущая российскому на­циональному самосознанию, русскому патриотизму, — это стремле­ние к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие на­чинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А ведь этот принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы, разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтон­ских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, нако­нец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свя­то не чтили заповедь: «Положи живот за други своя».

Воистину был прав писатель Валентин Пи­куль, когда в одном из своих произведений заме­тил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы — как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого вре­мени — с их нелегкой и сложной судьбой»1.

Вспомним, как живописал эту заповедь уста­ми Тараса Бульбы Н.В. Гоголь: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но пород­ниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но та­ких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим: а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог... нет, так любить никто не может!»2

Как видим, российский патриотизм уходит своими корнями в глубь истории, его специфически национальная форма порождена теми потрясениями, которые пережило государство Российское за долгий период своего существования. Любовь к Родине, пронзи­тельная ностальгия по отчему дому в скитаниях по чужим краям, почитание своей культуры, своего языка, своих святынь — неотъ­емлемое качество, характернейшая черта всякого россиянина, каче­ство, воспитываемое в нем с детства и непременно остающееся в его душе на всю жизнь. Таким он воспитывайся и в прежние вре­мена, поэтому вполне уместно привести здесь извлечение из учеб­ника истории для народных школ «Наше родное», изданного в 1899 г.: «Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды; родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке и все в ней для нас родное; мате­рью зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать — защищает и бе­режет нас от всяких врагов, и когда мы умираем, то она же прикроет и кости наши. Много есть на свете кроме России и других разных земель и государств, но одна у человека мать — одна у него Родина».

В связи со всем сказанным выше следует сказать о самых главных особенностях российского национального характера, определяющих общественную жизнь России, управленческие принципы государст­ва, специфику обшественной психологии, взаимоотношения людей. Они рассмотрены здесь в качестве примера, ибо эта область обше­ственной жизни и государственной деятельности поистине безгра­нична. Однако эти примеры имеют целью ориентировать сотрудни­ков правоохранительных органов, обратить внимание на те сферы, которые они обязаны тщательно изучать и учитывать в своей работе для достижения полного соответствия характера своей службы ок­ружающей его социальной действительности, для достижения мак­симальной эффективности при исполнении возложенных на него обязанностей.

1. Главной сущностью службы является служение закону. Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не явля­ется самоцелью, он существует во имя общественного блага. И за­кон — благо только при том условии, если он осознается общест­вом как воплощение справедливости, т.е. как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедея­тельность общества и государства. Если же закон начинает воспри­ниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравствен­ный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо проти­воположный, т.е. общественно-дестабилизирующий эффект.

Почему вопрос здесь поставлен таким образом? Прежде всего потому, что, к сожалению, существует не так уж мало работников правоохранительных органов, которые, думая, что служат закону, исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Из приведенного выше анализа отчет­ливо видно, что подобное исполнение служебных обязанностей не­редко приводит к недовольству законом, а иногда и к враждебному отношению к внутренней политике государства.

Речь идет в данном случае не о противопоставлении интересов государства и интересов какой-либо личности, не об умалении или пренебрежении требованиями закона. Закон свят. И святая обязан­ность сотрудника правоохранительных органов ни в каких случаях не поступаться законом. Но если для немца главнейшим принци­пом общественной жизнедеятельности является «орднунг», т.е. по­рядок, иными словами, тот же закон, если Христос был распят прежде всего за то, что противопоставлял любовь к людям закону иудейской религии, то для россиянина главным является жизнь «по правде и по совести», и с позиции своих убеждений он ожидает, что закон служит этому же принципу. И одна из главных обязанно­стей сотрудника правоохранительных органов — исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворе­нию в жизнь требований социальной справедливости.

2. Сотрудник правоохранительных органов постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной струк­туры. С одной стороны, он испытывает воспитательное нравст­венное воздействие общества, которое формирует его в соответст­вии с принципами общественной нравственности, а с другой — он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан — положительное, если исполнение им требований зако­на служит делу социальной справедливости и осознается граждана­ми как глубоко нравственное, отрицательное, если его действия воспринимаются гражданами как несправедливые и тем самым без­нравственные.

Воспитательная служба в правоохранительных органах имеет много аспектов, но нравственное воспитание, куда органически вхо­дит воспитание у сотрудников чувства патриотизма и коллективиз­ма, чувства социальной справедливости, уважительности к людям, является главнейшей формой воспитательной работы как руководи­телей органов и подразделений, так и сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов.

Следует напомнить, что служба в органах правоохраны выковы­вает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего ува­жения. В отличие от человека, который или не позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодо­ванием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельст­вах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственными требованиями, с жизненной установкой.

Сегодня, как никогда, актуально звучит годами выработанное правило для каждого командира: «Руководить — значит воспиты­вать». И прежде всего на примерах мужества, самоотверженности, благородства, высоких деловых и нравственных качеств лучших со­трудников, и на этой основе формировать у молодого пополнения чувство гордости за свою профессию, стремление приумножить ратные и трудовые традиции. Каждый руководитель обязан знать педагогическую аксиому: личный пример, который он подает своим поведением, является своеобразным «наглядным пособием» в вос­питании коллектива.

3. Важно уметь правильно ориентироваться в таких аспектах, как специфика социальных механизмов функционирования традиции в различных сферах нашего общества, проблемах упрочения, воспроизвод­ства и развития традиций.

Традиции — это не только прошлое, но это и сегодняшний день, характерные черты, дела и поступки тех, кому народ доверил охрану своего мирного труда и покоя. Традиции — это нормы по­ведения, созданные делами передовиков службы, отличников, луч­ших сотрудников правоохранительных органов. Их воспитательное значение состоит в том, что они помогают личному составу познать героические подвиги и благородные поступки старшего поколе­ния, прочувствовать славный путь, пройденный подразделениями правоохранительных органов, проникнуться уважением к трудной, но почетной службе в них. Они способствуют укреплению дисцип­лины и повышению результативности работы в борьбе с преступно­стью. Известно, что традиции делятся на патриотические, интерна­циональные, боевые, героические, служебные. И все они обеспечивают передачу основных социальных ценностей не через бездумный механизм подражания, а через усвоение многострадального опыта отцов. Этот процесс усвоения не имеет ничего общего с назида­тельностью. Это живое, эмоциональное проецирование настоящего на экран прошлого, все лучшее, что отстаивало старшее поколение в кровопролитных боях. «Вот пришел час, который решит судьбу

Отечества, — обращался Петр I к русским воинам перед Полтав­ской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, за свой род. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе»1.

В известном смысле можно утверждать, что только то воспита­ние и будет фундаментальным, которое «настояно» на традициях.

Особый интерес вызывает изучение воинских подвигов. Здесь применимо так называемое «прикосновения к подвигу». В разных концах нашей огромной страны зафиксировано множество подви­гов, в том числе и таких, когда «страна прикажет быть героем...» Разумеется, что такой «приказ» может реализоваться только в ро­мантически подготовленной душе, — именно эта романтика под­вига, самоотверженного героизма и становится эмоциональным фактором формирования духовного мира личности солдата право­порядка.

В совершенствовании и развитии традиций огромную роль иг­рают дворцы культуры. Талантливые и одержимые культпросветра­ботники стоят в первых рядах воспитателей солдат правопорядка. Немалый вклад в это внес заслуженный работник культуры России, начальник Дворца культуры ГУВД Москвы Анатолий Алексеевич Епишин, певец, композитор, режиссер, руководитель ансамбля «Горница» Владимир Уфимцев и многие другие, благодаря которым в самые широкие профессиональные слои проникает один из вели­чайших в мире воспитателей — искусство. Именно к таким людям можно отнести слова В.О. Ключевского: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов — тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала»2.

Неудивительно, что значительную роль в формировании нравст­венно-патриотических установок сотрудников играют музеи. Более ста музеев системы МВД России ведут пропаганду славных боевых и трудовых традиций солдат правопорядка, укрепляя тем самым свя­зи сотрудников с населением. Центральный музей МВД России (Москва, Селезневская ул., II) был открыт 4 ноября 1981 г. в ста­ринном здании, известном как «Сущевская часть». Здесь хранятся подлинные документы, боевые награды, фотографии, личные веши, рассказывающие о тех, кто стоял у истоков создания правоохра­нительных органов, боролся с преступностью в 20-е годы, годы Великой Отечественной войны, о тех, кто поддерживает правопо­рядок сегодня.

Для понимания воспитательного значения музеев сошлемся на выдержку хранящегося в фонде Краснодарского краеведческого музея письма минера, старшины милиции Василия Ильича Воро­нина, который, находясь в лагере смертников, нашел силы напи­сать обращенные в будущее пламенные слова: «Я сделал для сча­стья и свободы народа все, что было в моих силах. И безмерно удовлетворен тем, что в нашей победе будет доля и моего личного мужества».

Экскурсоводы музея знакомят молодых сотрудников с его экс­понатами, рассказывают об истории органов внутренних дел, о подвигах во имя зашиты интересов людей, безукоризненном вы­полнении требований присяги. Здесь же в музее проводится церемония посвящения в сотрудники органов внутренних дел. Из рук ветеранов, передовиков службы вручается молодому пополнению табельное оружие, форма одежды, удостоверения, памятные су­вениры, цветы.

Продолжая тему традиций, следует сказать и о том, что в целом ряде органов и подраз­делений внутренних дел накоплен значитель­ный опыт наставничества. В практику работы городских и районных отделов внутренних дел Российской Федерации прочно вошла традиция закрепления за каждым вновь при­нятым сотрудником наставника из числа от­личников службы. В воспитании молодежи исключительно большое значение имеют личный пример настав­ника, его деловые, политические и просто человеческие качества, всегда вызывающие желание подражать неформальному лидеру, походить на него.

Кроме того, всячески пропагандируются династические тради­ции семей, которые свою трудовую биографию связали с благород­ным делом обеспечения правопорядка и безопасности граждан страны. Это один из путей укрепления, развития и повышения ав­торитета органов внутренних дел.

В добавление к сказанному приведем такой пример. 27 мая 1998 г. в Санкт-Петербурге на ул. Малая Конюшенная по проекту заслу­женного художника Российской Федерации А.С. Чаркина установ­лена скульптура «Городовой».

Прообраз городового — хозяина города появился в Санкт-Петербурге 280 лет назад по высочайшему указу Петра Великого. Градские стражники в красивой небесно-голубой форме вышли на улицы северной столицы 27 мая 1718 г. для поддержания порядка и благочиния. В любое время суток, в любую погоду городовые всегда находились на посту, готовые прийти на помошь человеку, попавшему в беду.

Сегодня по Невскому проспекту патрулируют молодые, подтяну­тые парни в новой форме — городовые новой формации. 250 лучших сотрудников из всех районных управлений внутренних дел, прошед­шие хорошую специальную и физическую подготовку, составляют элитную часть патрульно-постовой службы ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области — службу городовых.

Возвращение к историческим формам охраны общественного порядка — инсти­туту городовых — стало связующим зве­ном на пути сохранения и приумножения нравственных традиций сотрудников пра­воохранительных органов России прош­лого и настоящего.

Однако, к сожалению, бывает и так, что в клубах гаснут люстры, приспускаются бое­вые знамена. Сотрудники провожают в по­следний путь своих погибших товарищей.

Погибнуть в мирное время. Что может быть трагичнее этого? Но если жизнь от­дана за людей твоей Родины, ради унич­тожения зла, которое мешает спокойно жить и трудиться, растить детей, — честь и слава этим сотрудникам. Вот почему в Москве на Трубной площади открыт па­мятник «Благодарная Россия — солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Величественную ко­лонну венчает образ Георгия Победонос­ца — символ борьбы добра со злом. Автор памятника — народный художник России, скульптор А.А. Бичуков.

Сооружение памятника стало всенародным признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутрен­них войск, которые ценой своей жизни подтвердили беззаветную преданность Отечеству, верность Присяге и закону.

Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются Советы ветеранов органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретен­ным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или настав­ников, в массовых торжествах, посвященных государственным или ведомственным праздникам, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминаюшимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием при­обретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в Советах наставников, судах чести и т.д. наполняет их нравственным содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава.

Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал Приказ МВД Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» от 3 ноября 2006 г. № 875. Данным Приказом существен­но повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и ученых советов. Их стали назначать помощниками крупных руко­водителей по работе с ветеранами. Рекомендовано включать вете­ранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и ока­зания помощи.

4.3. Уважение закона — понятие нравственное

Особое внимание следует обратить на нерушимое соблюдение за­конности, высокую культуру в работе. Это важнейшие параметры, высокие критерии оценки воспитания. Весь стиль и содержание работы в каждом звене правоохранительных органов должны быть пронизаны высочайшим уважением к человеку, неустанной заботой об охране интересов общества и государства, законных прав труже­ника. Точное и неуклонное осуществление законов всеми и повсе­местно — именно так ставится вопрос. Ни один виновный не дол­жен уйти от ответственности, ни один невиновный не должен быть ущемлен в правах. Это старое правило никто не должен забывать.

Абсолютное большинство сотрудников служит образцом дисци­плины, добросовестности, принципиальности и высокого долга в отстаивании требований законов, простоты и скромности в личной жизни. И люди воспринимают это как должное. Но малейшее заб­вение чести и долга, злоупотребление властью, непомерные амби­ции, неуместное и показное служебное рвение вызывают резко не­гативное отношение, порождают серьезные эксцессы, пятнают честь и доброе имя правоохранительного органа.

Правоохранительные органы наделены большой властью, и силу этой власти они черпают в законе, в преданности долгу и справедливости. Именно это укрепляет поддержку и уважение населения. Но чело­век не простит бестактности, хамства, злоупотреблений властью, грубости и произвола. Кто этого не хочет или не может понять, тот не работник для правопорядка.

Укрепление законности, повышение служебной культуры — это первейшая забота каждого руководителя, воспитательного и кадро­вого аппарата. Идеологическая, воспитательная работа повсеместно должна подкрепляться вниманием к людям, условиям их труда и быта. Если ради производства или под любыми служебными пред­логами отодвигать на второй план заботу о нуждах людей, то в ито­ге пострадают не только люди, но и само дело.

Независимо от личных политических пристрастий каждый со­трудник должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону — закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о не­прикосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — слу­жение закону, уважение закона.

К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. За­кон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англи­чане, например, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 г. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.

Поскольку уважение закона — основа государственности во все времена, было бы уместным обратить внимание на взгляды выдаю­щегося русского философа В.С. Соловьева, который, в частности, отмечал: «В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнитель­ное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безус­ловной — собственно нравственную область...

Общее определение: право есть принудительное требование реа­лизации определенного минимального добра или порядка, не до­пускающего известных проявлений зла. Основание для этого в нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совер­шенствования; но человек не может существовать и, следовательно. иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в об­ществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние про­явления личной свободы сообразовались с условиями существова­ния общества, то есть не с идеапьным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не суще­ствующим для людей безнравственных, ограждается принудитель­ным законом юридическим, имеющим силу и для них»1.

Уважение к праву — явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества.Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

«Почтительное», «уважительное» отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем пове­дении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предпо­лагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие «уважение к закону».

Понимая уважение как «почтительное отношение», как «чувст­во», необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к за­кону состоит не только в том. чтобы воздействовать на чувства че­ловека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.

Термин «уважение» в русском языке не однозначен. Он распро­страняется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в кото­рой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к «Словарю русского языка». читаем: «Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание» (прост.)2.

Наиболее полная характеристика понятия «уважение» дана в философской литературе. В частности, в «Словаре по этике» гово­рится: «Уважение — одно из важнейших требований нравственности. подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных усло­виях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, уст­ремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность»1.

Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, со­ответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознатель­ного исполнения его требований. Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо ком­плексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохра­нительных органов. В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художествен­ные средства правового воздействия и т.д.

 

Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массо­вой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоох­ранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных от­ношений и формируется готовность беспрекословно выполнять со­держащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единст­ве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовы­вать правовое бытие*.

Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные поня­тия. Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразо­вательных школах, специализированные колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалификации инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступ­ления сотрудников правоохранительных органов.

Наставники олицетворяют собой совесть коллективов, дают пу­тевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка. Каких наставников предпочитает молодежь? Что ценят молодые сотрудники в своих наставниках? Результаты анкетирования показали, что их привлекают в наставнике внимательность, чуткость, стремление и способность быть старшим другом. В числе желаемых качеств опрошен­ными неизменно называются жизнерадост­ность, приветливость, доброжелательность. Большое значение имеет способность на­ставника заслужить доверие и авторитет у воспитанников, своим трудом и отношением к делу показывать им личный пример, а также владеть искусством доверительных отношений с молодежью2.

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные каче­ства — нравственного порядка, т.е. наставничество есть действен­ная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно понять, что происходящие в настоящее время социаль­ные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы и одна из них — профилактика преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех ступеней и рангов, воспитатели, сотрудники всех правоохранительных органов — их юридический профессионализм, нравственные устои.

Работа в системе правоохранительных органов выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе «не замечать» ничего дурного. или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат правопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы кратко сформулировать такими словами: «смелость, инициатива, великодушие».

Нельзя забывать, что сотрудникам нередко приходится действо­вать в сложных, а иногда и экстремальных ситуациях, требующих от них таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент прийти на помощь людям.

Опытом доказано, что основные теоретические положения пре­вращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая сторона трудовой деятельности играет колоссаль­ную роль в формировании нравственных устоев и характера сотруд­ников, что, в свою очередь, содействует их влиянию на граждан.

Приходится, к сожалению, констатировать, что сегодня престиж правоохранительных органов явно недостаточен. Это осложняет на­лаживание эффективного взаимодействия с другими государствен­ными органами, общественными институтами, населением в деле укрепления духовно-нравственных основ, правопорядка, противо­действия преступности.

К факторам, снижающим авторитет правоохранительных орга­нов, следует отнести:

• недостаточное ресурсное обеспечение;

• низкий уровень культуры общения с гражданами;

• слабый профессионализм;

• бюрократизм и волокиту;

• поборы и коррупцию:

• использование служебного положения в корыстных целях.

Поэтому эффективной деятельности органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти, всех общественных институтов по укреплению нравственных основ правопорядка, преодолению духовно­го кризиса в обществе способствует выработка правовых, материапь- ных, мореиьных и иных стимулов обеспечения законопослушного поведения граждан, поддержка общественных институтов, деятельность которых направлена на духовно-нравственное правовое воспитание населения.

Необходимость усиления правового воспитания населения обу­словливается сегодня возрастанием роли права в регулировании обще­ственных отношений, повышением активности народа в сфере госу­дарственно-правового строительства. Сотрудники правоохранительных органов должны проводить широкое информирование фаждан о дей­ствующем законодательстве, обеспечивать воспитание у них убежден­ности в целесообразности и социальной справедливости законов, в необходимости сознательного их исполнения как главной предпосыл­ки искоренения правонарушений, укрепления законности и правопо­рядка. Эффективность работы по правовому воспитанию, уважитель­ному отношению к закону во многом определяются наличием систе­мы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенно­стей и предусматривающей целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.

Особое внимание надлежит уделять при правовом воспитании подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учеб­ного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц. хозяйственных руководителей, руководителей раз­личных коммерческих структур.

В работе по формированию правосознания населения громад­ная роль отводится средствам массовой информации — печати, те­левидению, радио, а также литературе и искусству.

В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры тру­дящихся, их уважительного отношения к закону особая ответствен­ность ложится не только на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, но и правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.

Строжайшее соблюдение законности в деятельности юридических учреждений, всемерное усиление профилактической направленности в их работе, повышение профессиональной культуры и воспитательного значения судопроизводства, улучшение приема граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений — важная предпосылка укрепления правосозна­ния граждан, их уважительного отношения к закону.

Личный состав правоохранительных органов в работе по укрепле­нию правопорядка и усилению борьбы с преступностью должен опираться на исторические традиции верного служения отечеству, нравст­венные и духовные устои общества, быть достойным представителем своего народа, твердо стоять на страже законности, Конституции Российской Федерации, неуклонно выполнять свой служебный долг.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Этапы приближенного решения нелинейных уравнений.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.