Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь понятий






АГГА - причинная материя, образуемая из опыта живатм за бесчисленные периоды появления и уничтожения вселенных. Живатмы, попадая во вселенную при очередном ее проявлении, облекаются в оболочку из агги - " яйцехоре", именно эта причинная материя является источником стремления к разрушению. По большому счету - разрушения морока /иллюзии, неведения/.

АРИЕЦ - последователь Ведической культуры. Это понятие было заимствовано немцами у индусов: на санскрите - " арьян". В свою очередь, это слово пришло в санскрит из древнерусского языка: " апрян" - мирный, невоинственный человек /" а" - нет, против; " пря" - спор, противник; отсюда " распря" - война/.

АСИЯ - лагерь сторонников темных сил, вводящих людей в заблуждение /" а" - нет, против; " сия" - сияние, свет, просвещение/.

АСУРЫ - существа с темным сознанием - демоны, т.е. те, чья деятельность направлена на разрушение мира /" а" - нет, против; " суры" - светлые, солнечные/, т.е. противостоящие полубогам, свету.

БАСУРМАНЫ - те, кто имеет темный, невежественный ум, т.е. демоны /" б" - большой; " асур" - темный, демонический; " ман" - ум, человек/.

БРАХМОЖГЕТИ - " брахмо" - высший /например, " брам-парус" - верхний парус/; " рахма" - единый, прекрасный покров ведения /арийский корень " рах" до сих пор живет в славянском языке: на украинском и старорусском " рахувать" - значит объединять разрозненные числа, сводить к единству; " неряха" - человек, противоположный раху, т.е. красоте, опрятности; " рахта" - праздник летнего и зимнего солнцестояния; " рахманы" - брахманы - высшие, знающие, т.е. люди раха/; " жгети" - означает свет, огонь, пламя /от слова " жгет" /. Т.е. Высший, Изначальный Свет, состоящий из живатм.

ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА - Ведическое общественное жизнеустройство /" варна" - вар, краска, цвет; " ашрам" - временный рубеж, ступенька, уровень; " дхарма" - закон, основа, центр/ - система ступеней духовного развития, обеспечивающая благополучие.

ВОЛХВЫ - священнослужители, которые по ведической традиции были пастухами: " волов /коров/ ховающие /оберегающие/".

ГАВВАХ - тонкоматериальное излучение энергии, выделяемое при страдании живых существ: страхе, ненависти, злобе, гневе, обиде и т.п. отрицательных эмоциях. Самое сильное выделение гавваха происходит при кровоизлиянии, в процессе которого страдает не только существо, теряющее кровь, но и тысячи существ, находящихся в самой крови /лейкоциты, эритроциты, тромбоциты и т.п./. Именно поэтому существа Нави, которым гаввах служит пищей, заинтересованы не столько в убийстве других существ, сколько в кровопролитии /поэтому до сих пор существует множество скотобоен - основных и постоянных поставщиков гавваха/.

ГАРБХАДХАНА-САНСКАРА - обряд " вложения семени". Служит для зачатия добродетельного потомства /" гарбха" - внутриутробный эмбрион, зародыш, находящийся в сгорбленном положении; " дхана" - дана, данная; " санскара" - круговорот рождения и смерти: " сан" - сан, положение, " кара" - кара, наказание, обучение, причинно-следственная связь/, т.е. этот обряд способствует перевоплощению предков.

ДВИЖИ - дваждырожденные в плоти и в духе /деваконическом теле/; ибо " дви" - два; " жи" - жизнь. Те, кто способен перенести свое сознание в астральное, ментальное, будхическое и, самое главное, в деваконическое тело.

ДЕМОНЫ - те, чья деятельность направлена на разрушение природы, мира.

ДЕМОНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - демонический контроль и управление сознанием и мнением людей через магию, психотронное и психотропное оружие, средства массовой информации /периодическую печать, радио, телевидение/, формирующие общественное мнение, моду, идеологию, политику, стиль жизни.

ЖИВАТМА - живая, атомарная частица Творца - человеческое " Я". Является индивидуальной, самосветящейся частицей Творца, равной Ему по качеству, но не по могуществу. Как пишется в Ведах, живатма имеет размеры одной десятитысячной части диаметра волоса, т.е. она меньше любой элементарной частицы. Это говорит о том, что живатма находится за пределами пространства и времени, именно поэтому она является духовной, а не материальной.

ЖИД - иудей; в переводе с древнееврейского - " собачий пенис" - т.е. обрезанный, в отличие от понятия " гой" - мужской член.

НАВИ - демоны, жители преисподней.

ИСТОРИЯ - то, что соответствует, взято из Торы - иудейского писания /" из-торы-я" / и является предвзятым пересказом действительных событий последователями Ветхозаветной традиции /Ветхий завет является специальным переводом Торы - для навязывания гоям рабской религии/. История предназначена для скрытия, искажения и шельмования Ведического наследия России.

КОЩУН - предание, былина, сказание; " кощунник" - сказитель былой старины; " кощунословие" - повествование о жизнеустройстве славян дохристианской России.

КУЛЬТУРА - культ света /" ур" - свет; отсюда русский клич " Ура! " /. Сторонники культуры следуют путем изменения /самосовершенствования/ себя в Природе. В отличие от них, сторонники цивилизации пытаются подчинить Природу своим корыстным целям.

КУНДАЛИНИ - " змеиная сила". Сосредоточена в дремлющем состоянии в энергетическом " яйце", находящемся на конце копчика человека. Пробуждается при помощи концентрации и поднимается по сушумне /энергетическому каналу, проходящему внутри позвоночного столба/ при условии открытых чакрамов /психическо-энергетических центров, открывающихся при достижении качеств знания/. При этом у человека проявляются сиддхи /мистические способности/, сознание переносится в тонкие тела и происходит преобразование, дающее возможность индивидуальному " я" обрести качества личности.

МАГИ - колдуны, чародеи, являются последователями цивилизации.

МРИТЬЮ-ЛОКА - корень этого слова " мр" пришел в санскрит из русского языка и означает " смерть" /отсюда - " мрак", " мразь" и т.д./; с огласовкой этот корень образует слова на " мор", " мар" и " мер" /например: мор, мороз, морг, морока, морилка, морочить, морфий, мортира, морщина, марена, марать, маразм, марихуана, марксизм, мародер, мертвец/; " лока" - означает мир, пространство /отсюда -локальный, локатор/.

НИРВАНА - т.е. " не рваное" мировосприятие, осознание нераздельности, единства своей сущности и Творца.

РОССИЯ - " рос" - рост, увеличение; " сия" - сияние, свет, святость; т.е. Россия есть сила, увеличивающая просвещение. Именно поэтому Россия является единственной страной носящей эпитет " светая", - Светая Русь.

САНАТАНА ДХАРМА - " санатана" - светая, вечная; " дхарма" - центр, основа, закон; т.е. Вечный Долг, Светая Обязанность каждого существа на земле. Закон Творца, следуя которому человек имеет возможность сохранить свой мир и счастье от воздействия зла, умиротвориться, взрастить в себе любовь к Всевышнему Господу и достигнуть таким образом совершенства.

СИДДХИ - мистические способности, проявляющиеся у человека в процессе духовного развития. Увлечение сиддхами приводит к остановке развития. Поэтому дословный перевод с санскрита слова " сиддхи" - конопляные листочки, т.е. анаша, наркотик, и именно поэтому в русском народе сидхи называют " прелестью".

ТРОЕЛИСТНЫЙ ПАДМА /лотос/ - лингам - стилизованное изображение мужского полового члена, олицетворяет животворную потенцию Всевышнего Бога.

УПАНИШАДЫ - раздел Ведических писаний.

ХАРАКИРИ - обряд самураев /тех, кто, совершая харакири, САМ направляет свой свет жизни - Ур в РАЙ/; дозволяющий в безвыходной ситуации направить свою жизненную силу, выходящую из центра ХАРА - анатомического и энергетического центра - К ИРИю, т.е. к славянскому раю.

ШАСТРЫ - Раздел Ведических писаний.

ЭГРЕГОР - информационное поле Земли /ноосфера/, создающаяся чаяниями, желаниями, устремлениями, представлениями и другой умозрительной жизнедеятельностью человечества. Существуют эгрегоры духовные, религиозные, национальные, политические, групповые, семейные.

ЯЗЫЧНИКИ - отступники от веры предков, т.е. Ведического мировоззрения.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

АГАФИОС СХОЛАСТИК /Агафий Миринейский, 536-582/ - византийский историк, адвокат, поэт. Описал походы против готов, вандалов, франков и персов. Его труд - единственный источник сведений о событиях тех времен /552-558/.

С. 74.

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ /после 1081/ - северогерманский хронист. Сочинение " Деяния епископов Гамбурской церкви" - ценный источник по славяногерманским отношениям. Описал храм Радегаста в древнеславянском городе Ретра.

С. 106, 110, 120.

АНЖУ Петр Федорович /1796 - 1869/ - исследователь Арктики, адмирал Русского флота. Описал северное побережье Сибири, сев.-вост. берег Каспийского и берега Аральского морей. Составил карту Новосибирских островов.

С. 13

АНКЕТИЛЬ ДЮ ПЕРРОН /1731-1805/ - французский ориенталист. Изучал в Индии Зенд-Авесту и учение Зороастра. Привез 180 восточных рукописей. Осн. работы и переводы: " Зенд-Авеста", " Упанишады" и др.

С. 140.

АРИСТИЙ /Аристей, VII в. до н.э./ - древнегреческий писатель, поэт из Проконнеса. Написал эпическую поэму об одноглазых скифах-аримаспах. Сохранились фрагменты, которые содержат ценные сведения о жизни северопричерноморских народов.

С. 11.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ /384-322 до н.э./ - древнегреческий философ и ученый - энциклопедист. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Его трактаты и сочинения охватывают почти все доступные для своего времени науки.

С. 219.

АРРИАН ФЛАВИЙ /между 95-175/ - древнегреческий писатель, офицер. Автор дошедших до нас трактатов " Анабасис Александра" /походы Александра Македонского, в 7-ми кн./ и " Индия" /философское сочинение/. Оба произведения - важный документальный источник времен Александра Македонского.

С. 79.

АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович /1902-1978/ - советский археолог. Член-коррепондент АН СССР, профессор и зав. кафедрой Московского университета. Крупный специалист по древнерусской археологии. Более 30 лет руководил раскопками в Новгороде, где были открыты берестяные грамоты. Осн. труды посвящены новгородским и московским древностям: " Курганы вятичей" /1930/, " Основы археологии" /1955/, " Новгородские грамоты на бересте" /1953-63/ и др. Впервые в СССР ввел университетское преподавание общего курса археологии.

С. 61.

АСОВ /Барашков/ Александр Игоревич - закончил отделение геофизики и аспирантуру Московского университета. Член редколлегии журнала " Наука и религия". Осн. работы: " Русские веды" /1992/, " Велесова книга" /1994/, " Мифы и легенды древних славян" /1998/, " Звездная книга Коляды".

С. 62.

АТТАР ФАРИД-АД-ДИН /ок. 1119/ - персидский и таджикский поэт-суфий. Поэмы " Беседа птиц" /ок. 1175/, " Мухтар-наме", " Книга назидания", " Книга восхождения"; лирические стихи; антология " Жизнеописание шейхов".

С. 396.

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич /1826-1871/ - знаменитый издатель русских народных сказок, этнограф, систематизатор и исследователь русского фольклора. Осн. труды: " Народные русские сказки" /1865/, " Поэтические воззрения славян на природу", в 3-х тт. /1868/.

 

БОДЯНСКИЙ Осип Максимович /1808-1877/ - русский филолог. Один из основателей славяноведения в России. Профессор Московского университета. Осн. работы: " О мнениях касательно происхождения Руси" /1835/, " О народной поэзии славянских племен" /один из первых трудов, посвященных изучению славянской народной поэзии /1837/, " О времени происхождения славянских племен" /1855/. Перевел работу Шафарика " Славянские древности" и работы польских славистов. Издал ряд письменных памятников славянского наследия.

С. 95.

БОРИЧЕВСКИЙ Иван Петрович /1810-1870/ - русский этнограф. Ныне незаслуженно забыт. Издал сборник " Повести и предания народов славянского племени" /1840/.

С. 95.

БРАФМАН Яков Александрович /1825-1879/ - еврейский писатель. В 1858 г. передал записку по еврейскому вопросу Александру II. В 1869г. напечатал статью " Взгляд еврея, принявшего православие, на реформу быта еврейского народа в России", где доказывал вред еврейского самоуправления. В 1869 г. издал книгу " Еврейское братство" и затем " Книгу Кагала".

С. 5.

БРЮСОВ Александр Яковлевич /1885-1966/ - русский археолог, доктор исторических наук. Занимался археологией эпохи неолита и бронзы. Осн. труд: " История древней Карелии".

С. 40.

ВАВИЛОВ Николай Иванович /1887-1943/ - биолог, генетик. Академик АН СССР. Основоположник учений о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. В годы Великой Отечественной войны сохранил семенной фонд элитных сортов злаков. Репрессирован, реабилитирован посмертно.

С. 230.

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич /1800-1870/ - русский писатель. Член-корреспондент Петербургской АН. Занимался вопросами археологии и древнерусского наследия. Был директором Оружейной палаты. Осн. работы: " Индо-Германе, или Сайване" /1856/, " Атилла и Русь IV-V в." /1858/, " Первобытное верование и буддизм" /1864/, роман-путешествие " Странник" /1831-32/, романы " Кощей Бессмертный" /1833/ и " Былина старого времени" /1833/.

С. 95, 130, 133, 134, 137.

ВЕНЕЛИН /наст. фамилия - Хуца/ Юрий Ивановича /1802-1839/ - русский филолог и исследователь-славист. Осн. работы: " Древние и нынешние бомаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам", в 2-х тт. /1829-41/, " Влахо-болгарские или дако-славянские исследования об истории болгар" /1849/.

С. 95.

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ /Нарендранатх Датта, 1863-1902/ - индийский мыслитель-гуманист, религиозный реформатор и общественный деятель. Последователь Рамакришны. В 1893 г. выступал на Всемирном конгрессе религий, затем совершил поездки с лекциями по Америке /1894/. Позднее эти лекции были изданы: " Карма-йога", " Бхакти-йога", " Раджа-йога", " Джняна-йога". В 1897г., после возвращения в Индию, создал Миссию Рамакришны. Осн. работы: " Разум и религия", " Дух и влияние Веданты", " Мой учитель".

С. 192, 198.

ГАНДИ МАХАТМА /Мохандас Карамчанд, 1869-1948/ - политический и государственный деятель, президент Индии. Его принципы справедливого общества - необходимость сохранения и воссоздания ведического народоустройства.

С. 273.

ГАККЕЛЬ Яков Яковлевич /1901 - 1965/ - советский океанограф, полярник, доктор географич. наук. Профессор, руководитель Отдела географии Арктич. и Антарктич. НИИ. Принимал участие в различных географич. экспедициях. Один из крупнейших знатоков Арктики и рельефа дна Ледовит. океана. Открыл хребет Ломоносова, составил первую батиметрич. карту Арктического бассейна.

С. 14, 15.

ГЕЛЛАНИК /V в. до н.э./ - греческий писатель из Митилены. Пытался упорядочить собрание и описание греческих мифов и сказаний по генеалогическому, хронологическому и этнографическому принципу.

С. 46.

ГЕЛЬМОЛЬД /ок. 1125 - после 1177/ - немецкий миссионер. Описал захват германскими феодалами земель славян и их христианизацию в " Славянской хронике". Это один из важнейших источников по наследию полабских славян. Описал древне-славянский город Винету.

С. 93, 106, 115, 120, 293.

ГЕОРГИЙ АРМАТОЛ - Грешник /сер. IX в./ - византийский монах. Автор хроники в 4-х кн., в которой изложил события от " сотворения мира" до 842 г. Она была переведена в X - XI вв. на славянский язык и использована в качестве материала по всемирной истории русскими летописцами.

С. 76.

ГЕРОДОТ /ок. 484 - 425 до н.э./ - древнегреческий исследователь, прозванный иудохристианами " отцом истории". Стремился к достоверному изложению событий, много путешествовал. Автор " Истории" в 9-ти кн., посвященной описанию греко-персидской войны /500-449 до н.э./. В 4-й книге - первое в античной литературе систематическое описание жизни и быта скифов.

С. 11, 75, 77, 97, 106, 129, 131.

ГЕСИОД /VIII-VII вв. до н.э./ - древнегреческий поэт. Его сочинения: " Теогония" /" Происхождение богов" - попытка привести в систему мифологические представления греков/, " Труды и дни" /земледельческая поэма - источник сведений о календаре и технике сельского хозяйства в Древней Греции/, " Щит Геракла", " Эойя" /сведения о женщинах - прародительницах знатных родов/.

С. 11.

ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович /1831-1872/ - русский славяновед, фольклорист. Председатель Отделения этнографии императорского географического общества, член-корреспондент Петербургской АН. Крупнейший собиратель былин в Онежской губернии /записал 318 текстов с большой точностью/. Осн. работы: " О сродстве языков славянского с санскритским" /1853/, " Об отношениях языков славянских к языкам родственным" /магистерская диссертация, 1853/, " История прибалтийских славян" /1855/.

С. 366, 367, 368, 371, 374.

ГИППОКРАТ /ок. 460 - 377 до н.э./ - выдающийся врач Древней Греции, основоположник античной медицины; его труды объединены в " Гиппократов сборник".

С. 219.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин /ок. 329-390/ - арианин, деятель восточно-римской церкви, патриарх Константинополя. Один из " отцов церкви".

 

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ /538-594/ - франкский писатель из среды галло-римской аристократии. С 573 года епископ г.Тура. Автор " Истории франков" /до 591/ - важнейшего источника сведений о политической жизни Франкского государства V-VI вв.

С. 315.

ГРИГОРЬЕВ Александр Дмитриевич /1874-1940/ - русский фольклорист, собиратель древнерусской литературы. Записал более 400 былин, народных песен, духовных стихов на побережье Белого моря - " Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899 - 1901 г." /1904/. Исследование " Повесть об Акире Премудром" /1913/ охватывает период в две тысячи лет. С 1922 г. жил в Польше и Чехословакии.

С. 364, 365, 368, 372, 374.

ГРИНЕВИЧ Геннадий Станиславович - русский языковед-исследователь. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества. Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Осн. работы: " Праславянская письменность. Результаты дешифровки" /1993/, " В начале было слово" /1997/.

С. 35, 36, 43, 44, 45, 62.

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич /1912-1989/ - русский историк, географ, этнолог. Главная тема его исследований - история этногенеза. Осн. работы: " Древняя Русь и великая степь" /1992/, " Древние тюрки" /1993/, " Этногенез и биосфера Земли" /1993/, " Этносфера. История людей и история природы" /1993/.

С. 336, 355.

ГУСЕВА Наталья Романовна - крупнейший специалист по культуре Индии. Доктор исторических наук, лауреат международной премии имени Дж.Неру, член СП СССР. Автор более 150 работ, среди которых: " Индуизм" /1977/, " Художественные ремесла Индии" /1987/, " Раджастханцы" /1988/, " Русские сквозь тысячелетия" /1998/.

С. 69.

ДАЛЬ Владимир Иванович /1801-1872/ - русский писатель, лексикограф, этнограф. Член-корреспондент Петербургской АН. За труд " Толковый словарь живого великорусского языка", в 4-х тт. /1863-66/ удостоен звания почетного академика. Другие работы: " Пословицы русского народа" /1861-62/, " Повести. Рассказы. Очерки. Сказки" /1861/.

С. 153, 389.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ /ок. 90 - 21 до н.э./ - древнегреческий ученый эпохи эллинизма. Сочинение " Историческая библиотека", в 40 тт. включает наследие Египта, Ассирии, Индии, Мидии, островов Зап. и Вост. Средиземноморья. До наших дней сохранилось 15 томов /события с древнейших времен до сер. I в. до н.э./, остальные - во фрагментах.

С. 11, 46, 129, 130, 132, 135, 140.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ /V или нач. VI в./ - христианский мыслитель, первый епископ Афин, член Ареопага. Ему приписывают появившиеся в V в. в Сирии трактаты и послания с проповедью мистицизма, в которых была попытка соединить христианство с неоплатонизмом Плотина, Прокла, Ямвлиха. Впервые в подлинности авторства усомнился итальянский гуманист сер. XV в. Лоренцо Валла. По мнению Ш.Нуцубидзе /" Тайна Дионисия Ареопагита", 1942/ и Э.Хонигмана /" Петр Ивер и сочинения псевдо-Дионисия Ареопагита, 1952" /, автором книг, предписываемых Д.А., является Петре Ивер /412-488/ - грузинский мыслитель, деятельность которого проходила главным образом в г. Газа в Палестине.

С. 392, 395.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ /2-я пол. I века до н.э./ - древнегреческий ритор. Автор " Римских древностей" /наследие Рима с мифических времен до 264 до н.э./ в 20 кн., где сохранил варианты ранних римских сказаний. Автор сочинений по риторике.

С. 46

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Памфил /ок. 260 - 339/ - римский церковный историк и писатель, приверженец Оригена. Епископ Кесарии /Палестина/. Работы: " Церковная история" /краткий обзор всемирной жизни, Римской империи и христианства до 324 г./, " Житие императора Константина".

С. 131.

ЗУБОВ Николай Николаевич /1885 - 1960/ - советский океанолог, исследователь Арктики, доктор географич. наук. Окончил морской корпус и Морскую академию /1910/, участник Цусимского сражения. Инженер - контрадмирал. Создатель и руководитель кафедры океанологии в Моск. гидрометеорологическом институте, руководитель нескольких научных экспедиций. Выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях. Осн. труды: " Льды Арктики" /1945/, " Избранные труды по океанологии" /1955/.

С. 13

ИБН АЛЬ-ФАРИД Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади /1182-1235/ - египтянин. Крупнейший арабский поэт-мистик. Наиболее известны произведения: " Винная песня" и " Большая таийя".

С. 183, 391, 393, 394, 395.

ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович /р. 1929/ - российский лингвист, филолог, переводчик. Доктор филологических наук. Работы по индоевропейскому, славянскому, общему языкознанию, по фольклору и мифологии славян. Фундаментальное исследование /совместно с Т.В. Гамкрелидзе/ - " Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры", в 2-х тт. /1984/. Осн. работы: Иванов В.В., Топоров В.Н. " Славянские языковые моделирующие семиотические системы /древний период/" /1965/, " Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев" /1976/, ст. " Славянская мифология" в энциклопедии " Мифы народов мира" /1988/.

С. 48.

ИЕРОНИМ Блаженный /340-420/ - богослов. Перевел Библию с греческого на латинский язык, за это был причислен к лику святых.

С. 80.

ИННОКЕНТИЙ IV /1195-1254/ - римский папа. Боролся за верховенство над светской властью. Идейно возглавил наступление католицизма и немецких феодалов на Прибалтику /" Дранг нах Остен" /. Поддерживал Тевтонский орден в походах в Вост. Европу. Пытался толкнуть Александра Невского на поход против татар в 1252 г., когда Русь была ослаблена. Одновременно посылал миссию к татарам для сотрудничества против Руси.

С. 85.

ИОАНН БОГОСЛОВ /I в./ - один из 12 апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Ему приписывается составление Евангелия от Иоанна, Апокалипсиса и трех посланий /в дей-ствительности являющихся сочинениями различных авторов/.

С. 173, 174, 390, 397, 410, 425.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Хризостом /ок. 350-407/ - византийский церковный деятель, константинопольский патриарх. Видный идеолог вост.-христ. церкви. Прозвище Златоуст получил за свое красноречие. Автор многих проповедей, псалмов, комментариев к Библии. Ошибочно считают его автором литургий. Его работы интересны в культурно-историческом смысле. Причислен к лику святых.

С. 299, 309, 327, 351, 410.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ /Сергеев Иван Ильич, 1829-1908/ - протоирей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Имел при жизни славу " народного святого". Канонизирован Русской православной церковью.

С. 5.

ИОАНН МАЛАЛА - Ритор /491-578/ - сириец, византийский хронист. Автор Хроники в 18-ти тт. /всемирная летопись от египтян до 563/, которая была известна русским летописцам и входила в Ипатьевскую летопись 1114 г. Содержит интересный материал о жизни Византии VI в.

С. 120.

ИОРДАН /VI в./ - алан или гот из знатного рода в Мезии. Имел духовный сан и выступал посредником между готами и Византией. Главное сочинение - " О происхождении и деяниях готов" /" Гетика" / доведено до 551 г. Дополнил преданиями германских племен. Источник о жизни готов периода их переселения и основания государств вестготов и остготов, содержащий важные сведения по наследию древних славян, доказывающие их этногенетическую связь с венедами. Отмечает важную роль славян в жизни Византии.

С. 95, 98.

КАРАМЗИН Николай Михайлович /1766-1826/ - русский писатель. Почетный член Петербургской АН. Много сделал для становления национального литературного языка. С 1803 г. занимался русским наследием, получил звание официального историографа и пенсию от царя. В 1811 году подал Александру I " Записки о древней и новой России". С 1816 г. начали выходить первые тома " Истории государства российского", 12-й том вышел в 1821 г.

С. 102, 355.

КИННАМ /ок. 1143 - неизв./ - византийский секретарь императора Мануила I Комнина. Сохранился в отрывках труд о Византии /1118-1176/.

С. 75, 80.

КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич /1808-1856/ - русский собиратель фольклора, археограф, публицист. Привлек к этому многих видных деятелей /А.С. Пушкина, В.И. Даля, Н.М. Языкова и др./. В 1838 г. были подготовлены к изданию 800 свадебных песен, но не изданы. В 1848 г. изданы 55 духовных стихов под названием " Русские народные лирические и духовные песни". Народные песни и былины из архива изданы только после его смерти и включают несколько тысяч текстов /" Песни, собранные Киреевским", 1860/.

С. 366, 371, 372, 373.

КИРША ДАНИЛОВ /Кирилл Данилович, XVIII в./ - составитель и исполнитель первого сборника русских былин, духовных и лирических песен, стихов, записанных после 1742 г. Сборник представляет большую научную ценность. Его составитель, по-видимому, уральский казак, выполнил эту работу для заводчика П.А. Демидова. Письмо Демидова к Г.Ф. Миллеру свидетельствует, что былины записаны в приуральских западно-сибирских районах. 26 текстов сборника впервые опубликовал А.Ф. Якубович в книге " Древние русские стихотворения" /1804/. Наиболее полное и научное издание /71 текст с нотами/ - " Сборник Кирши Данилова" /1901/.

С. 369, 370, 372, 373.

КЛАССЕН Егор Иванович /1795-1862/ - русский ученый-энциклопедист, доктор философии. Статский советник, секретарь Московской Коммерческой Академии, где преподавал с 1825 по 1847 гг. математику, механику, технологию и каллиграфию. Автор книг, учебных пособий. Написал ряд трудов по естественным и гуманитарным наукам: " Физика в приложении к зодчеству" /1835/, " Руководство к устройству артезианских или водометных колодцев", " Речь об основании истинного просвещения и о ходе оного в России". Наиболее известный труд - " Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-русов до рюриковского времени в особенности" /1854/.

С. 3, 35, 49, 74, 79, 95, 96, 98, 100, 101, 102, 105, 106, 108, 147.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ /Тит Флавий, ок. 150 - ок. 215/ - христианский теолог и писатель. Большой знаток греческой философии, в своих трактатах цитирует более 360 древних авторов. Осн. труды: " Увещевание к эллинам", " Педагог", " Строматы".

С. 105.

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович /1841 - 1911/ - крупнейший представитель русской историографии, профессор Московского университета. Занимался вопросами хозяйственного и общественного развития Древней Руси. Издал: " Курс русской истории", в 5 тт. /1908/, " Сказания иностранцев о Московском государстве" /1866-67/, " Древнерусские жития святых как исторический источник" /1871/, труды по историографии с привлечением большого архивного материала.

С. 355.

КОМНИН АННА /1083 - ок. 1148/ - дочь императора Алексея I Комнина. Автор трактата " Алексиада" /события царствования Алексея I/ - ценный источник к. XI - н. XII вв. по наследию Византии и первого крестового похода.

С. 75, 80.

КОНСТАНТИН VII, Багрянородный /905-959/ - византийский император с 913 г. /фактически с 945 г./. Долгие года вынужденного бездействия провел в занятиях наукой и литературой, собрал вокруг себя ученых. Был инициатором и организатором изданий компилятивных сборников типа энциклопедий. Автор работ: " О фемах", " Об управлении империей" и др. - ставших ценными источниками по русско-византийским отношениям X в. В них есть сведения о " варварских" народах, обитавших на окраинах империи и рекомендации дипломатического характера.

С. 75, 80, 85, 98.

КОНФУЦИЙ /Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э./ - древнекитайский мыслитель. Основные взгляды изложены в книге " Лунь юй" /" Беседы и суждения" /, составленной его учениками в VI в. до н.э.

С. 138.

КОССОВИЧ Каетан /Гаэтан/ Андреевич /1815-1883/ - русский востоковед, санскритолог. Впервые перевел на русский язык и издал " Махабхарату". В 1854 г. начал издавать оставшийся незавершенным " Санскритско-русский словарь". С 1858 г. читал лекции по санскритскому языку и литературе, преподавал древнеперсидский и авестийский языки в Петербургском университете. Осуществил издание свода древнеперсидских клинообразных надписей и перевод " Еврейской грамматики" В. Генезиуса.

С. 140.

ЛЕВ ДИАКОН, Колайский /X в./ - византийский хронист из придворных кругов. Сочинение " История", в 10-ти кн. посвящено событиям 959-976 гг. - важный источник по наследию Древней Руси /описание походов князя Светослава на Балканы/.

С. 75.

ЛЕВОЧКИН И.В. - доктор исторических наук, палеограф. Зав. сектором славяно-русских рукописных книг Отдела Рукописей РГБ, председатель Московского отделения Русского исторического общества. Рецензировал издание " Велесовой книги" в 1994 г.

С. 61.

ЛИВИЙ ТИТ /59 до н.э. - 17 н.э./ - римский ученый. Автор компилятивной работы " Римская история от основания города" в 142-х кн. /с прибытия Энея в IX в. до н.э./. Важный документ по изучению ранних периодов жизни Рима. Превозносил культ предков.

С. 46, 83.

ЛИКУРГ /IX-VIII в. до н.э./ - спартанский правитель и законодатель. Ему приписывают заимствование законов с о. Крит по велению Дельфийского Оракула и нахождение текстов Гомера в Кеми.

С. 102.

ЛОМБРОЗО Чезаре /1835-1909/ - итальянский психиатр, криминалист. Родоначальник антропологического направления в криминологии и праве. Выдвинул идею о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков. Работа: " Гениальность и помешательство".

С. 238.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич /1711-1765/ - выдающийся русский ученый-энциклопедист, поборник отечественного просвещения. Академик Петербургской АН, инициатор создания Московского университета. Работы в области физики, химии, астрономии, геологии, географии, литературы. В 1749 г., когда на публичном собрании Академии обсуждался доклад Миллера Г.Ф. " Происхождение народа и имени российского", резко выступил против норманской теории. В 1751 г. начал работу над созданием труда по наследию России, но закончил только 1-ю часть /" Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года", 1766/. Осн. труды: " Российская грамматика" /1757/, " Краткой Российской летописец с родословием" /1759/.

С. 95, 96, 348.

ЛУКАШЕВИЧ Платон Акимович /1809-1887/ - русский филолог, лингвист. Автор исследований: " Чаромятие, или священный язык магов, волхвов и жрецов" /1854/, " Примеры всесвятского славянского чаромятия астрономических выкладок" /1854/, " Объяснение ассирийских имен" /1868/, " Мнимый индо-германский мир или истинное начало образования языков" /1873/.

С. 95, 104.

ЛУРЬЕ Соломон Яковлевич /1891-1964/ - еврейский историк, автор работ по древнегреческой литературе, языкознанию, фольклору, истории, философии. Основные труды: " Антисемитизм в древнем мире" /1922/, " История античной общественной мысли" /1929/, " История Греции" /1940/, " Очерк по истории античной науки" /1947/.

С. 314, 318.

МАВРИКИЙ, Стратиг /к. VI - нач. VII вв./ - византийский писатель, живший во времена императора Маврикия. Автор трактата " Стратегикон" о военном искусстве. Особое внимание в трактате обращается на описание способов ведения войны со славянами - наиболее сильными и опасными противниками Византийской империи в VI-VII вв. Значительный интерес представляют сведения о военной организации, тактике, быте, нравах и обычаях славян. Рекомендуя разорять славянские поселения и истреблять жителей, автор предостерегает императора от возможных военных хитростей и ловушек противника.

С. 74, 93.

МАКАРИЙ /1482-1563/ - московский митрополит и всея Руси, церковный и политический деятель, писатель. Составил Минеи-четьи, Никоновскую летопись, " Степенную книгу". Под его влиянием Иван IV в 1547 г. принял царский титул. Предпринял канонизацию пантеона русских святых с целью унификации местных культов.

С. 135.

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович /1804-1873/ - украинский и русский ученый, философ, фольклорист, ботаник, зоолог. Профессор Московского и Киевского университетов. Изучал русское наследие и языкознание. Работы: " Откуда идет русская земля по сказанию Несторовой повести" /1837/, " О происхождении вармо-руссов" /1841/, " История древней русской словесности", " В каком веке жил Илья Муромец", в 3-х тт.; издал " Малоросские песни" /1827/ и сборник украинских песен /1849/. Перевел " Слово о полку Игореве" на украинский язык и посвятил ему ряд статей.

С. 95.

МАНЕФОН /Манетон/ /к. IV - нач. III вв. до н.э./ - древнеегипетский верховный жрец в г. Гелиополе. Написал на греческом языке " Историю Египта" /от мифических времен по 343 г. до н.э./ в 3-х тт., используя документы египетских архивов. Впервые разделил наследие Др. Египта на периоды /Древний, Средний, Новый/. Это произведение, содержащее ценные хронологические данные, нам известно через иудейского историка Иосифа Флавия, римского исследователя Евсевия и др.

С. 131, 132.

МАРКОВ Алексей Владимирович /1877-1917/ - русский фольклорист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Приобрели известность собранные им " Беломорские былины" /1901/. Исследования: " К вопросу о методе исследования былин" /1907/, " Поэзия Великого Новгорода и ее остатки в Северной России" /1909/, " Обзор трудов В.Ф. Миллера по народной словесности" /1916/.

С. 364, 372.

МЕРКАТОР /латинизированная фамилия Кремера/ Герхард /1512-1594/ - выдающийся фламандский картограф. Опираясь на древние знания, предложил новый способ составления карт. Вычислил координаты магнитного полюса Земли. С нач. XVII в. по настоящее время почти все навигационные морские карты составляются в проекции Меркатора. Итог деятельности - сборник карт европейских стран, изданный после его смерти /" Атлас", 1595/.

С. 12.

МИЛЛЕР Всеволод Федорович /1848-1913/ - русский фольклорист, языковед, этнограф, археолог. Академик Петербургской АН. Изучая былины, разработал основы методологии в фольклористике. Работы: " Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой" /1867/, " Осетинские этюды" /1881-1887/, " Экскурсы в область русского народного эпоса" /1892/, " Былины новой и недавней записи" /1908/.

С. 363, 365, 372, 373.

МИЛЛЕР Герард Фридрих /1705-1783/ - немец, русский историк и археограф. В России с 1725 г. Член Петербургской АН. Сторонник " норманской теории". Проводник фальсификации наследия России. В течение 10 лет /1733-43/ обследовал архивы административных центров Зап. и Вост. Сибири и Приуралья, где собрал коллекцию документов /т.н. " портфели Миллера" /. Осн. труд: " История Сибири".

С. 95.

МИРОЛЮБОВ /Лядский/ Юрий Петрович /1892-1970/ - украинский литератор, транслитерировавший текст Велесовой книги. В 1920 г. был вынужден покинуть Россию. Жил в Праге, Бельгии, США. Осн. труды: " Риг-Веда" и язычество" /1981/, " Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов" /1982/, " Русская мифология. Очерки и материалы" /1983/, " Славяно-русский фольклор" /1984/.

С. 9, 61, 63, 85, 92, 95, 119, 124, 278, 346.

МОММЗЕН Теодор /1817-1903/ - немецкий исследователь Др. Рима. Руководил кафедрой римской истории в Берлинском университете. Иностранный почетный член Петербургской АН. Осн. труд: " История Рима" /1854-55/, где обобщает большой фактический материал. Инициатор и главный редактор многотомного издания " Корпуса латинских надписей" /1863-1902/.

С. 56, 57, 317.

МОРОЗОВ Николай Александрович /1854-1946/ - ученый-энциклопедист, почетный член АН СССР. Труды по химии, физике, астрономии, математике; занимался литературной деятельностью. Занимал пост директора Естественно-научного института им Лесгафта. Пытался пересмотреть ряд вопросов всемирного наследия, в т.ч. по формированию христианства /" Пророки", 1914; " Христос", в 7-ми тт. 1924-32 гг., /.

С. 299, 353.

НАГАРДЖУНА /ок. II в./ - древнеиндийский философ, богослов, поэт, преобразователь буддизма. Ему приписывают более 150 текстов. Основные трактаты: " Мадхьямака-карика" /" Мадхьямика-сутра" /, " Виграхари-вьявартани". От Н. берут начало школы виджнянавада, тантрич. буддизм, дзен-буддизм, основывающиеся на идее интуитивного знания.

С. 391, 410.

НАДЕЖДИН Николай Иванович /1804-56/ - русский критик, этнограф. Окончил Московскую духовную семинарию, профессор Московского университета. Занимался разносторонней научной деятельностью. Руководил отделением этнографии Русского географического общества. Статьи: " Опыт исторической географии Русского мира" /1837/, " О русских народных мифах и сагах, в применении их к географии и особенно к этнографии русской" /1857/.

С. 95.

НЕСТОР /XI-XII вв./ - древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печорского. Большинство историков называет его составителем " Повести временных лет".

С. 75, 76, 77, 84, 85, 106, 115, 120, 146, 343.

НИДЕРЛЕ Любор /1865-1944/ - чешский ученый, археолог, славист. Профессор Пражского университета, член АН. Занимался античной и славянской археологией. В кн. " Человечество в доисторические времена" /1893, рус. пер. 1898/ особое место уделено славянам. Впервые на огромном археологическом материале представил миру их древнюю и самобытную культуру. Сопоставляя филологич. и этнографич. данные, установил культурную общность славян в средние века. Последовательно выступал против попыток немецких ученых принизить древнюю культуру славян. Его фундаментальное исследование " Славянские древности" /1916/ посвящено изучению духовной и материальной культуры древних славян. Особое внимание уделено чешскому и русскому народам.

С. 97

НИКИТА ХОНИАТ /Акоминат/ /сер. XII - 1213/ - византийский писатель. Занимал высокие административные посты. Автор " Хроники" /события 1118-1206 гг./, которая содержит личные наблюдения и мемуарные подробности - важный источник по наследию Византии и соседних народов в XII в., один из лучших памятников средневековой прозы, где сделана попытка психологической мотиваций событий.

С. 97.

ОМАР ИСФАГАНИ Абу - ль - Фарадж аль - Исфахани /894 - 967/ - арабский писатель, учитель, музыкант. Составитель фундаментальной анталогии арабской и арабоязычной поэзии VII - X вв. /" Книга песен" /.

С. 135.

ОНЧУКОВ Н.Е. - собиратель и издатель русского народного творчества. Осн. работы: " Печерские былины, записал Н. Ончуков" /1904/, " Северные сказки" /1908/.

С. 364, 370, 373.

ОРИГЕН Александрийский /ок. 185-254/ - христианский теолог и теософ. Возглавлял школы в Александрии и Кесарии, вел аскетический образ жизни. Автор богословских и литературных трудов /" О началах", " Против Цельса" и др./. Составил комментарии к " Евангелию от Иоанна", используя метод аллегорического и символического толкования. Впервые сопоставил подлинник Ветхого завета на еврейском языке и различные переводы. В 543 году осужден как еретик.

С. 416.

ПЕНДЛБЕРИ Джон /1904-1941/ - английский археолог. В 1930-36 гг. руководил раскопками в Америке, затем - памятников минойской культуры на о. Крит. Убит гитлеровцами при оккупации острова.

С. 44.

ПЛАТОН /427 - 347 до н.э./ - выдающийся древнегреческий мыслитель, ученик Сократа. Основал Академию в Афинах. Автор " Законов" и др. трудов.

С. 113.

ПЛИНИЙ СТАРШИЙ /Гай Секунд, ок. 23-79/ - римский писатель, ученый. Занимал ряд крупных постов в Римской империи, командовал флотом. Труды по филологии, военному делу, риторике. Гл. сохранившийся труд - " Естественная история", в 37-ми кн. - обширная энциклопедия античных знаний. До XIX в. сохранилась его классификация мира природы как мира животных, растений и минералов. Погиб, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия.

С. 11, 46, 75, 80, 93, 98, 219.

ПЛУТАРХ /ок. 46 - после 119/ - древнегреческий писатель, из старинного состоятельного рода. Почетный гражданин Афин. Был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Много путешествовал. Из более чем 250 трудов по медицине, физике, музыке и др. сохранилась лишь треть. Гл. сочинение: " Сравнительные жизнеописания" - 50 биографий выдающихся греков и римлян.

С. 10, 11.

ПРАБХУПАДА СВАМИ /1896 - 1977/ - индийский филосов, писатель, общественный деятель. Сделал перевод " Шримад-Бхагаватам". Его труды переведены более чем на 30 языков. В 1966 г. основал Международное общество сознания Кришны. Читал лекции на всех шести континентах. Выпустил более 60 томов переводов, комментариев и обзоров произведений индийской классики в области религии, философии, литературы и искусства.

С. 394.

ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ /ок. 500 - после 565/ - крупнейший византийский писатель, юрист и ритор из сенатской аристократии. Советник полководца Велизария. Написал " Историю войн Юстиниана с персами, вандалами и готами" в 8-ми кн., трактат " О постройках Юстиниана" и " Тайную историю". Его сочинения - важнейшие источники по наследию Византии и соседних государств к. V - нач. VI вв.

С. 74, 80, 85, 93, 94, 95, 115.

ПРОПП Владимир Яковлевич /1895-1970/ - советский литературовед, фольклорист, профессор ЛГУ. Фундаментальные труды по теории фольклора: " Морфология сказки" /1928/, " Исторические корни волшебной сказки" /1946/, " Русский героический эпос" /1955/, " Русские аграрные праздники" /1963/, сборник статей " Фольклор и действительность" /1963/ и др.

С. 159

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ /ок. 81 - ок. 161/ - древнегреческий ученый и астроном, родом из Сред. Египта. Гл. труд - " Альмагест" /энциклопедия астрономических знаний древних/. В труде " География", в 8-ми кн. дал сводку географических сведений античного мира, к трактату приложены 1 общая и 26 специальных карт земной поверхности. Автор геоцентрич. системы мира.

С. 46, 75, 80, 98, 108, 109.

РАМАКРИШНА Парамахамса /Гададхар Чаттерджи, 1836- 1886/ - жрец при храме богини Кали в Дакшинешваре. Один из величайших мистиков XIX века. Его учение не было изложено им самим в письменном виде. До нас дошли лишь пересказы поучений его учениками: " Евангелие Рамакришны", составленное Махендранатхом Гуптой и биография, написанная Свами Сараданандой. Литература: " Провозвестие Рамакришны" /1914/, " Рамакришна. Биографический очерк" /1915/ и др.

С. 197, 198.

РЫБАКОВ Борис Александрович /1908/ - советский археолог и историк. Член-корреспондент Российской АН, профессор Московского университета. Осн. труды по археологии, истории и культуре славян и Др. Руси: " Язычество древних славян" /1981/, " Язычество Древней Руси" /1988/.

С. 85.

РЫБНИКОВ Павел Николаевич /1831-1885/ - русский этнограф, собиратель народного творчества. Записал 224 былины и духовные песни. Им были " открыты" выдающиеся сказители былин - Т.Г. Рябинин, А. Сорокин, В. Щеголенок и др. См. работу: " Песни, собранные П.Н. Рыбниковым" /1909-10/.

С. 363, 364, 367-372, 374.

САВЕЛЬЕВ П.С. /1814-1859/ - востоковед, нумизмат, археолог. Составил общую карту торговли Руси с Ближ. Востоком в VII - XI вв. Занимался наследием Золотой Орды.

С. 95.

САКСОН ГРАММАТИК /ок. 1140 - ок. 1220/ - датский хронист-летописец, священник. Издал на латинском языке " Историю Дании", в 16-ти кн. /в 9-ти кн. изложил древнейшие саги Сев. Европы и в 7-ми кн. описал исторические события до 1185 г./.

С. 110, 112

СВЕН ОГЕСЕН /Агесан, XII в./ - скандинавский писатель-летописец из ютландской знати. Учавствовал в походах датского короля Киуда VI против славян-вендов /1184/. Написал краткую летопись Дании с древнейших времен до 1185 г.

С. 106, 110.

СИНЕСИЙ /Сенезий из Кирены, ок. 371 - ок. 414/ - греческий ведун и филосов из семьи знатных землевладельцев. Хотя и не был крещен, в 410 г. стал епископом Птолемаиды /Ливия/ в переходное время при сосуществовании христианских и славянских обрядов. В cочинении " Дион Хризостом, или О его образе жизни" и гимнах - характерное смешение христианских и неоплатонических элементов.

С. 417.

СИЛЬВЕСТР II, Герберт /IX в. - 1003/ - римский папа. Один из наиболее образованных людей своего времени - философ, математик, знаток античной литературы.

С. 80.

СНЕГИРЕВ Иван Михайлович /1793-1868/ - русский этнограф, фольклорист. Профессор Московского университета по римской словесности и древностям. Работы: " Русские в своих пословицах", " Русские народные пословицы и притчи" /1848/, " Русские простонародные праздники и суеверные обряды" /1837-39/. Один из первых собирателей материалов по русской этнографии и фольклору. Сделал выводы об общности фольклора славянских народов, об отражении мировоззрения народа и государственного права в пословицах и обычаях.

С. 153.

СОКОЛОВ Борис Матвеевич /1889-1930/ - советский ученый-фольклорист, этнограф. Директор Музея народов СССР. Работы: исследования отдельных сюжетов русского былинного эпоса, публикации былин старой записи, " Экскурс в область поэтики русского фольклора" /1926/, статьи по этнографии и музееведению, курс лекций по былинам и сказкам /" Русский фольклор", 1929/.

С. 368.

СОКОЛОВ Юрий Матвеевич /1889-1941/ - советский ученый-фольклорист, литературовед, действительный член АН Украины. Автор многих исследований фольклора народов СССР, автор учебника " Русский фольклор" /1938/. Ученики В.Ф. Миллера. Опыт их собирательной работы обобщен в кн. " Поэзия деревни" /1926/.

 

СТЕФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ - греческий грамматик. В правление императора Юстиниана I был издан географический лексикон " Описание народов", часть которого дошла в оригинале, остальное - в цитатах других авторов. Источник сведений того времени об античной географии, оракулах, волшебных событиях и т.д. Последующие географы /например, Константин Багрянородный/ опирались на его труд.

С. 46, 83.

СТРАБОН /греч. - Косой/, ок. 63 - ок. 20 до н.э./ - крупнейший древнегреческий географ. Много путешествовал. Его труды: " География", в 17-ти кн. и " Исторические комментарии" - итог географических знаний античности, интересны с мифографической и культурологической точек зрения.

С. 46, 73, 75, 85, 314.

ТАЦИТ, Публий Корнелий /ок. 55 - ок. 120/ - римский оратор и политик. Гл. труды посвящены наследию Рима и Римской империи: " История", в 14-ти кн. и " Анналы", в 16-ти кн., а также - религии, общественному устройству и быту древних германцев /географо-этнографический очерк " Германия" /.

С. 93, 98, 314.

ТИЛАК БАЛГАНГАДХАР /Бар Гангадгар, 1856-1920/ - индийский ученый, брахман по касте, маратх по национальности. Общественный деятель, юрист. Несколько научных работ посвящены анализу Вед и ранним этапам индийской культуры.

С. 8.

ТИХОНРАВОВ Николай Саввич /1832-1893/ - русский ученый, литературовед, археограф. Занимался публикацией и изучением рукописных памятников древнерусской литературы. Профессор Московского университета. Академик Петербургской АН. Работы: " Летописи русской литературы и древности", в 5-ти тт. /1859-63/, " Памятники отреченной русской литературы" /1863/, исследование о " Слове о полку Игореве" /1866/, " Русские былины старой и новой записи" /1894/.

С. 363, 373.

ТОЛЛЬ Эдуард Васильевич /1858 - 1902/ - российский полярный геолог и географ, арктический исследователь, посвятивший свою жизнь поиску легендарной Земли Санникова. Возглавлял экспедиции в северные районы Якутии и к Новосибирским островам. Выполнил комплекс гидрографич., физико-географич. и геологических исследований. В ноябре 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел в свой последний маршрут к Земле Санникова, из которого не вернулся. Его сочинение - " Плавание на яхте " Заря" /1959/.

С. 13.

ТРЕШНИКОВ Александр Федорович /1914-1991/ - полярный исследователь, академик АН СССР. Президент Географического общества СССР. Руководитель многих полярных экспедиций. Участник создания " Атласа Антарктиды" /1966-69/, автор труда по Арктике и Антарктике.

С. 15.

ФИЛАРЕТ /Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867/ - церковный деятель, московский митрополит. Почетный член Петербургской АН. Ректор Петербургской духовной академии, профессор философии. Участник составления Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права и других документов.

С. 299.

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ /Томас Хамеркен, ок. 1379 - 1471/ - фламандский иеромонах, средневековый писатель-мистик. Наибольшей известностью пользуется его работа " О подражании Христу" /ок. 1418/, которая выдержала более 2000 изданий.

С. 176.

ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич /р. 1945/ - доктор физико-математических наук, профессор математики МГУ им. Ломоносова, академик Российской АН. Вместе с Носовским Г.В. издал книги: " Новая хронология Руси, Англии и Рима" /1995/, " Русь и Рим", " Российская империя".

С. 353.

ФОРТИНСКИЙ Федор Яковлевич /1846-1902/ - русский исследователь, профессор Киевского университета. Главный предмет исследований - германо-славянские отношения. Магистерская диссертация - " Титмар Мерзебургский и его хроника" /1872/; докторская диссертация - " Приморские вендские города и их влияние на образование Ганзейского союза до 1370 г." /1872/. В своих работах уделял большое внимание вопросам хозяйственной жизни славян Поморья.

С. 340.

ФРИДРИХ II, Великий /1712-1786/ - прусский монарх и полководец. Автор политических, философских сочинений и стихов.

С. 316.

ФУКИДИД /460-396 до н.э./ - древнегреческий исследователь из Афин. Автор " Истории Пелопонесской войны" - неоконченного труда в 8-ми кн. /до 411 г. до н.э./. Это сочинение считается ценным этнографическим, социально-экономическим материалом о раннем периоде древнегреческого наследия.

С. 80.

ХАЛКОКОНДИЛ /Лаоник, ок. 1430 - ок. 1490/ - византийский государственный деятель из знатной семьи. Автор " Истории" в 10-ти кн., в которой подробно излагается возникновение османского государства и падения Византии /1293-1463/.Труд также содержит сведения о народах Южной и Восточной Европы.

С. 80.

ХАРИТОН - игумен Валаамского монастыря /1933 - 47/. Составитель сборника " Умное делание. О молитве Иисусовой" /Валаамская обитель, 1936/.

С. 383

ЧЕРТКОВ Александр Дмитриевич /1789-1858/ - русский археолог, нумизмат. Участник войны 1812 г. Некоторые работы посвящены русско-византийским войнам. В 1838 г. впервые произвел тщательные раскопки славянских курганов в Подмосковье. Обладал одним из самых богатых в России собраний книжных, рукописных и нумизматических редкостей. На данной основе была создана частная Чертковская библиотека - бесплатная и общедоступная. Осн. работы: " Описание древних русских монет" /1834/, " Прибавления", в 3-х тт. /1837-42/; исторические изыскания: " Очерк древнейшей истории протославян" /1851/, " Фракийские племена, жившие в Малой Азии" /1852/, " Пеласго-фракийские, племена, населившие Италию" /1853/, " О языке пеласгов, населявших Италию, и сравнении его с древне-словенским" /1857/.

С. 95, 100, 101.

ШАРДЕН ЖАН /1643-1713/ - французский путешественник, сын ювелира. В 1664 г. отправился в Индию и Иран для закупки драгоценных камней. Большую известность получило многотомное " Путешествие", являющееся ценным источником для изучения стран Азии /особенно - Ирана/ и " Рассказ о короновании персидского шаха Солимана III" /1671/.

С. 140.

ШАФАРИК Павел Йозеф /1795-1861/ - чехо-словацкий ученый, филолог, поэт. Иностранный член-корреспондент Петербургской АН. Труды по славянским языкам и литературе, этнографии и археологии: " Славянские древности", в 2-х тт. /1837/, сборник " Татранская Муза со славянской мерой" /1814/.

С. 97, 112.

ШАХМАТОВ Александр Александрович /1864-1920/ - выдающийся русский языковед, филолог. Член Петербургской АН. Заложил основы изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Редактор академического " Словаря русского языка" /1891-1916/. Приобрел мировую известность трудами по восточнославянским языкам: " Исследование о языке новгородских грамот XIII и XIV вв.", " Очерк древнейшего периода истории русского языка", " Древнейшие судьбы русского племени". Впервые обрисовал сложную картину русского летописания XI-XVI вв. Восстановил гипотетическую картину создания " Повести временных лет".

С. 98.

ШАХРИСТАНИ /аш-Шахрастани Мухаммед ибн Абд аль-Керим, 1086-1153/ - мусульманский богослов и философ; писал по-арабски. Автор свода биографий философов и ученых. Наиболее известен труд " Книга о религиях и сектах".

С. 133.

ШЛЕЦЕР Август Людвиг /1735-1809/ - немецкий историк и филолог. Труды по всеобщей истории, источниковедению, истории летописания. Активный сторонник и пропагандист " норманской теории". В 1761 г. по приглашению Г.Ф. Миллера приехал в Петербург. В 1765 г. назначен академиком по русской истории. В 1767 г. вернулся в Германию и увез все собранные им материалы. Деятельность Шлецера А.Л. и Миллера Г.Ф. была направлена на искажение древнего наследия России и уничтожение письменных памятников, свидетельствующих о многотысячелетнем духовном опыте России. Гл. труд - " Нестор, русские летописи на древнеславянском языке" /1809/.

С. 49, 95, 348.

ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович - русский ученый, писатель-исследователь. Автор работ: " Все об Атлантиде" /1990/, " Асгард - город богов" /1991/, " Встречи с Богоматерью" /1993/, " Века Трояновы" /1995/.

С. 35.

ЭВАНС Артур Джон /1851-1941/ - выдающийся английский археолог. Президент Британской Академии /1916-19/. Проводил тщательные раскопки на о. Крит, открыл и исследовал минойскую культуру, доказал существование " дофиникийского" письма у древних критян. Сделал первую попытку расшифровать критские письмена.

С. 42-43.

ЭМПЕДОКЛ /ок. 495 - 435 до н.э./ - древнегреческий философ, поэт, врачеватель, жрец. Труды по астрономии, математике, физиологии, психологии и др. Основной труд: " О природе" сохранился во фрагментах. Считается создателем классического учения об элементах /земля, вода, воздух, огонь/. Философская поэма " Очищение" воспроизводит орфико-пифагорейское учение.

С. 219.

ЭФОР /405-330 до н.э./ - древнегреческий исследователь из Кимы. Составил первую " Всеобщую историю Греции", в 30-ти кн. /от дорийского вторжения до 340 до н.э./. " История" дошла до нас в пересказах и выдержках.

С. 77.

ЭЛЬ - КИФТИ /Ибн аль - Кифти, 1172 - 1248/ - арабский биограф. Составил своды биографий в области медицины, философии, естественных наук.

С. 135.

СПИСОК КНИГ

Абевега русских суеверий.-СПб., 1786.

Аделунг Ф. О сходстве санскритского языка с русским.-СПб., 1811.

Аксаков А.С. О древнем быте у славян.-СПб., 1856.

Он же. Сравнение русских слов с санскритом.-СПб, 1855.

Андреев Д.А. Роза Мира.-М., 1991.

Андреев Н.Н. Славянская или догосударственная Русь.-СПб., 1909.

Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М.-Л., АН, 1959.

Аничков Е.В. Язычество Древней Руси.-СПб., 1914.

Он же. Народная поэзия и древние верования славян. Ист.рус. литературы, 1872.

Артамонов М.И. Киммерийцы и Скифы.-Л., 1974.

Астахова А.М. Русский былинный эпос на Севере.-Петрозаводск, 1948.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3 т.-М., 1958.

Он же. Народные русские легенды.-Казань, 1914.

Бессонова С.С. Религиозные представления скифов.-Киев, 1983.

Бирнбиум. Прославянский язык.-М., 1987.

Бодянский. О времени происхождения славянских письмен.-М., 1855.

Он же. История о казаках запорожских.-М., 1847.

Он же. О народной поэзии славянских племен.-М., 1837.

Он же. По поводу описания славянских рукописей...-М., 1870.

Болсуновский К.В. Памятники славянской мифологии. -Киев, 1914.

Бонгард-Левин Г. и Грантовский Э. От Скифии до Индии.-М., 1977.

Бречкевич М.В. О славянах и их соседях в древнейшее время. 1857.

Брун В.К. О родстве гетов с даками, сих последних со славянами, и румынов с римлянами.-Одесса, 1868.

Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.-СПб., 1861.

Он же. Мифические предания о человеке и природе.-М., 1861.

Он же. Следы русского богатырского эпоса в мифических представлениях индоевропейских племен.Фил.записки, 1862-1863.

Будилович А.С. Первобытные славяне в их языке, быте и понятиях. Киев, 1878-1882.

Васильев Ал. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика.-СПб., 1858.

Велесова книга. Перевод и комментарии Александра Асова.-М., 1994.

Велецкая Н.Н. Языческая символика.-М., 1978.

Вельтман А.Ф. Атилла и Русь IV и V века.Свод исторических и народных преданий.-М., 1858.

Он же. Индо-Германцы или Сайване. Опыт свода и поверки сказаний о первобытных населенцах Германии.-М., 1856.

Он же. Кащей бессмертный, былина старого времени.-М., 1833.

Он же. Первобытное верование и буддизм.-М., 1864.

Он же. Троян и Ангелица.-М., 1846.

Венелин Ю.И. Окружные жители Балтийского моря.-М., 1846.

Он же. Мысли об истории вообще и русской в частности.

Вереникин А. Прошлое единого славянства.-Ростов, 1914.

Воланский Ф. Памятники Славянской письменности до Рождества Христова.-Польша, XVIII в.

Волконская З.А. Славянская картина V века.-М., 1825.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.