Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАДАНИЕ 1. Определение понятий.






Цель: выяснение возможности применить отвлеченные категории при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.

Материал: ряд слов, обозначающих различные понятия.

Инструкция: «Скажи, что такое... (стол)?»

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста описывают предмет с указанием его функционального признака. С 6-ти лет дети могут применять отвлеченные категории для описания предмета.

ЗАДАНИЕ 2. Сравнение и различение понятий.

Цель: выяснение возможности выделения существенных признаков сходства и различия понятий и категориальных суждений.

Материал: пары слов.

Инструкция: «Я назову тебе 2 предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются?».

Ход выполнения задания: детям предлагается по одной паре слов, для которых последовательно необходимо выделить сходство и различие.

Диапазон применения: детям с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста при сравнении понятий используют функциональные признаки. Начиная с 6-ти лет возможно применение отвлеченных категорий.

ЗАДАНИЕ 3. Вербальные аналогии.

Задание направлено на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: бланки, с левой стороны которых расположены пары слов, состоящих друг с другом в определенных отношениях, а с правой - 3-е слово, к которому нужно подобрать аналогичное отношение.

Например: Высокий Добрый

низкий?

ВАРИАНТ II: нужное слово предлагается выбрать из ряда возможных альтернатив (в этом случае снимается трудность активного нахождения нужного слова, но возникает необходимость затормозить побочные связи и сделать выбор адекватной альтернативы).

Например: Коньки Лодка

з има лед, каток, весло, лето, река

Инструкция: дается в форме совместного решения первых задач. «Смотри, здесь написано два слова. Сверху коньки, внизу – зима. Какая связь между ними? На коньках катаются зимой. А здесь справа тоже сверху одно слово – лодка, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «лодка», как «зима» к слову «коньки», то есть, чтобы оно обозначало, когда катаются на лодке. Значит, это будет слово … «лето».

Ход выполнения задания: после предварительного объяснения ребенку предлагается провести самостоятельный анализ отношений между словами.

Диапазон применения: от 4-х лет и старше.

Норма выполнения: в норме дети усваивают порядок решения задач после 1-3-х примеров, ориентируясь на существенные признаки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.