Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические положения






Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей. В структуре обще­ственного производства деятельность транспорта в области грузовых перевозок относится к сфере производства материальных услуг (рис. 5.1).

 

 

Рис. 5.1. Место транспорта в структуре общественного производства

 

Благодаря транспорту процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их временном хранении. Выделению транспорта в самостоятельную область логистики способствуют следующие основные факторы:

– способность транспорта реализовать основную идею логистики – создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение – производство – распределение – потребление»;

– неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;

– высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50 % в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;

– наличие значительного числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организа­ции любых перевозок. Однако приоритетным объектом изуче­ния и управления в этом случае является материальный поток в процессе перевозок грузов транспортом общего поль­зования. Транспортная логистика решает большой круг задач, среди которых в качестве основных можно выделить:

– выбор способа транспортировки и транспортного средства;

– определение рациональных маршрутов доставки;

– совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

– транспортировка;

– формирование транспортных логистических цепей, под которой понимается совокупность участников товародвижения (грузовладельцы, перевозчики, координаторы перевозки, терминалы, порты), организующих и обеспечивающих доведение определенного материального потока от отправителя до получателя.

Таким образом, транспортная логистика – это организационно-техно­логическая деятельность по физическому перемещению продукции от производителя (продавца) до потребителя в соответствии с требованиями заказчика, осуществляемая субъектами транспортного рынка (как правило, логистом предприятия, координатором перевозки и перевозчиками) под общим руководством менеджера-логиста предприятия.
При этом под предприятием (заказчиком) может пониматься производитель, трейдер или оптовый продавец. В общем виде функциональная структура транспортной логистики представлена на рис. 5.2.

 

 

Рис. 5.2. Функциональная структура транспортной логистики

Как спектр задач в рамках транспортной логистики, так и круг участников товародвижения достаточно велик, поэтому выбор задач для решения тем или иным субъектом транспортного рынка зависит от его профессиональной компетенции.

С точки зрения грузовладельца (менеджера-логиста предприятия), транспортная логистика – это, в первую очередь, возможность выбора способа транспортировки и транспортного средства, а также определение маршрутов доставки, обеспечивающих удовлетворение его критериев предпочтения. Для перевозчика – это разработка таких технологий перевозочного процесса, а также соответствующих технических и транспортных средств, которые обеспечивают его востребованность при формировании конкретной транспортной логистической цепи. Координатор (оператор) перевозки, работающий на условиях аутсорсинга от имени грузовладельца, включает в задачи транспортной логистики комплекс вопросов, связанных с оформлением взаимоотношений с перевозчиком на условиях, максимально удовлетворяющих клиента (грузовладельца), а также обеспечение взаимодействия различных видов транспорта при организации перевозки конкретного груза в рамках мультимодальной (смешанной) перевозки.

Задача выбора вида транспорта является одной из основных задач транспортной логистики. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 5.1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов, при этом единице соответствует наилучшее значение.

 

Таблица 5.1

Оценка различных видов транспорта

 

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Время доставки Частота отправлений груза Точность доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку Стоимость перевозки
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

Значимость различных факторов при выборе вида транспорта, определенная методом экспертных оценок, приведена в табл. 5.2.

 

Таблица 5.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.