Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические положения. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.






Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, комплектующих, полуфабрикатов или готовых изделий). Деятельность этого подразделения, обеспечивающего вход материального потока в логистическую систему, требует решения задач, связанных с оптимизацией количества закупаемой продукции, предназначенной для последующей переработки или реализации и рассма­тривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновре­менно является:

– элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

– элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию це­лей этого предприятия;

– самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Реализация функции снабжения предприятия осуществляет­ся в процессе решения большого количества разнообразных за­дач и выполнения различных видов работ. Основные вопросы, на которые требуется ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

– что закупить;

– сколько закупить;

– у кого закупить;

– на каких условиях закупить.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

– как увязать закупки с производством и сбытом;

– как увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет этапность и состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

Первый этап. Определение потребности в материальных ресурсах

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо:

– установить всех возможных поставщиков ресурсов, потребляемых предприятием;

– выполнить расчет потребности в ресурсах;

– разработать планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры поставок.

Для потребляемых предприятием материальных ресурсов целесообразно решение задачи «сделать или купить». Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно – задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

– потребность в комплектующем изделии невелика;

– отсутствуют необходимые мощности для производства комплектующих;

– отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

– потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

– комплектующие изделия могут быть изготовлены на имеющемся оборудовании.

Второй этап. Исследование рынка закупок

Данная задача включает в себя реализацию следующих целей:

– систематизация возможных поставщиков, работающих на традиционных территориальных рынках, на новых рынках, на рынках заменителей;

– предварительная оценка возможных источников приобретения материальных ресурсов;

– анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

Третий этап. Выбор поставщиков

После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какие материалы и на каких рынках необходимо закупить, решается задачу выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи следующие.

1. Поиск потенциальных поставщиков

При этом могут быть использованы следующие методы:

– объявление конкурса;

– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

– посещение выставок и ярмарок;

– переписка и личные контакты с возможными поставщи­ками.

В результате перечисленных мероприятий формируется спи­сок потенциальных поставщиков, который постоянно обновляет­ся и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков

Составленный перечень потенциальных поставщиков анали­зируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество та­ких критериев может составлять несколько десятков. Однако к основным, как правило, относятся цена и качество поставляемой про­дукции, а также надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляе­мой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

– удаленность поставщика от потребителя;

– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

– наличие резервных мощностей;

– организация управления качеством у поставщика;

– психологический климат у поставщика (возможности за­бастовок);

– способность обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставляемого оборудования;

– финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формиру­ется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками

На выбор поставщика существенное влияние оказывают ре­зультаты работы по уже заключенным договорам. Для этого раз­рабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчи­тать рейтинг поставщика. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирова­ния произведений значимости критерия на его оценку для данно­го поставщика.
Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего парт­нера.

Четвертый этап. Осуществление закупок

К осуществлению закупок относят:

– выбор метода закупок;

– разработку условий поставки и оплаты;

– организацию транспортировки материальных ресурсов;

– разработку графиков поставки;

– организацию приемного контроля.

Вся эта работа завершается оформлением договорных отношений, т.е. заключением контракта.

Пятый этап. Контроль поставок

Контроль поставок включает в себя:

– отслеживание сроков поставки;

– отслеживание сроков оформления заказов;

– контроль сроков транспортировки;

– контроль состояния запасов на предприятии.

Одной из значимых задач данного этапа является контроль качества поставок, т.е. учет рекламаций и брака.

Шестой этап. Подготовка бюджета закупок

На данном этапе выполняются экономические расчеты, предусматривающие определение расходов на следующие виды работ:

– затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

– затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

– затраты на грузопереработку;

– затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;

– затраты на приемку и проверку материальных ресурсов.

Седьмой этап. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Эта специфическая комплексная задача закупочной логистики, решение которой ориентировано:

– на регулирование наличия запасов материальных ресурсов в соответствии с производственным циклом и потребностями предприятия;

– разработку четкой системы поставок комплектующих, при которой минимизируются потребности в собственных складских площадях;

– организацию системы поставок, при которой входной приемный контроль может осуществляться у поставщика при отправлении материальных ресурсов для предприятия.

Перечень задач может быть продолжен и в значительной степени зависит от большого количества факторов, таких как вид выпускаемой продукции, надежность поставщиков, производственный процесс предприятия, особенности рынка сбыта и другие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.