Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поддержка и динамика педагогического сопровождения






Педагогическая поддержка не просто помощь, а деятельностная позиция учителя по отношению к ребенку. Эта позиция включает понимание педагогом того, что его долг – не руководить ребенком, а создавать условия для того, чтобы ребенок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным, индивидуальным способом, не вступающим в противоречие с культурно-нравственными ценностями общества. Педагог в позиции поддержки всегда не впереди, а рядом с ребенком, не навязывает себя и свое мнение, а отзывается на индивидуальный запрос только в том случае, когда ребенок не может справиться с проблемой сам.

В этой концепции сочетаются разные уровни поддержки воспитанника.

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Содержание педагогической деятельности должно учитывать возраст, взросление, возрастные кризисы и динамику саморазвития.

Важно, что педагогическая поддержка подразумевает условия, подчеркивающие сотрудничество и взаимопонимание в педагогическом процессе:

– согласие ребенка на помощь и поддержку;

– опора на его личные силы и потенциальные возможности;

– вера в эти возможности;

– ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

– создание отношений содействия и сотрудничества;

– соблюдение конфиденциальности;

– доброжелательность и безоценочность;

– защита здоровья;

– обеспечение безопасности и прав человеческого достоинства;

– реализация принципа «не навреди»;

– рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Очевидно, что самой главной ценностью в концепции педагогической поддержки ребенка в образовании является воспитанник, а помощь ему в самоорганизации, самореализации, самоактуализации и других «само» - ведущая идея.

С возрастом ребенок все в меньшей степени нуждается в защите и в большей степени – в поддержке, в сопровождении. Также и в теоретических работах, выступлениях сторонников идеи педагогической заботы, помощи и поддержки красной нитью проходит идея постепенного перенесения ответственности за собственную жизнь и самостоятельное решение индивидуальных проблем на самого растущего человека.

Важное значение для организации педагогической поддержки приобретают: философская (задает стратегию действий педагога), психологическая (определяет тактику, профессиональную позицию), социально-педагогическая (основана на оперативных процессуальных действиях) направленности педагогического мышления.

Философская направленность предполагает:

– сложившееся мировоззрение педагога;

– личностное признание и присвоение наивысших ценностей;

– безусловное уважение личности;

– гуманистическая позиция участников педагогического процесса;

– учет истории жизни личности;

– уважение достоинства своей личности и личности ребенка, коллеги, родителя и т.д.; доверие и понимание;

– признание интересов, ожиданий и устремлений ребенка.

Психологическая направленность обеспечивает:

– безоценочное восприятие;

– принятие тех или иных проявлений личности в их постоянном изменении как данности;

– собственный самоанализ, постоянный самоконтроль, способность изменить позицию и оценку, самооценку;

– стимулирование самоанализа и саморегуляции ребенка;

– рефлексия и сопереживание;

– умение гибко изменить поведение, установку во имя развития личности всеми участниками педагогического процесса.

Социально-педагогическая направленность порождает: принцип совместно-разделенной деятельности; преобладание диалоговых форм общения с детьми; вера в успешное решение проблемы, в ресурсы личности; готовность оказать содействие при решении проблемы; признание права ребенка на свободу выбора; поощрение и одобрение самостоятельности, личной и взаимной ответственности; акцент на сильных сторонах личности; готовность и способность быть на стороне ребенка, признание права на ошибку личности; принцип оценки, следует учитывать, что поддержка - это всегда оценка состояния, условий, возможностей личности и т.д.

Система педагогической поддержки является сложной и часто требует от педагога большой душевной отдачи и сил, высокого уровня профессионализма. Поэтому педагог, работающий по этой технологии, обладает знаниями философии, психологии и педагогики поддержки, а уровень его профессионального мышления есть общее условие реализации идеи педагогической поддержки.

Осмысление ребенком возникшего отрицательного или нового, позитивного опыта помогает ему развивать самостоятельность, ответственность, умение преодолевать конфликты.

Задачи педагога:

– помочь ребенку увидеть проблему, осознать ее причину, найти способы ее разрешения;

– научить ребенка на некоторое время сжиться с ней, переместив на менее значимый уровень, создать условия для актуализации иных потребностей или найти причину неразрешенности первой проблемы.

Поддержка может иметь прямое и превентивное действия. Прямая поддержка осуществляется педагогом, например, во время проведения индивидуальной рефлексивно-терапевтической беседы (с использованием психотерапевтического метода К. Роджерса). Превентивная поддержка - развитие атмосферы сотрудничества в детском сообществе. Так как поддержка обеспечивает индивидуализацию, создавая условия для саморазвития личности ребенка, то даже в связке с групповыми методами она центрирована на конкретном ребенке и его самоопределении.

Толчком к самоопределению служат ситуация выбора и принятие ответственности. Сначала выбор ребенка осуществляется на основе предложенных вариантов деятельности, затем он ищет варианты сам, занимая позицию в отношении обстоятельств. Задача учителя - помочь ребенку осуществить творческий акт самоопределения, суметь защитить свои цели и ценности. Это требует развития в себе уверенности и чувства ответственности.

Самореализация дает возможность личности раскрыть свои индивидуальные способности, определить потребности, замыслы, цели. И здесь каждому человеку требуется воля, осознанное включение механизма внутренней защиты. Педагогу необходимо создать условия для позитивного самоутверждения детей, способствовать выработке умения защитить себя физически и психически в трудных ситуациях.

Самоорганизация – способность человека организовать свой режим жизни, поэтапно идти к достижению целей.

Самореабилитация – способ восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности. Задача педагога заключается в оказании помощи ребенку в освоении способов самореабилитации.

Т. В.Анохина выделяет следующие этапы оказания поддержки:

– диагностический этап – фиксация факта проблемности, установление контакта с ребенком, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, вербализация проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

– поисковый этап – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны;

– договорный этап – проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора;

– деятельностный этап – в ситуации, когда действует ребенок: со стороны педагога важны одобрение его действий, стимулирование, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации, когда действует сам педагог: важна координация действий специалистов в школе и вне ее;

– рефлексивный этап – обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или переопределение затруднения, осмысление нового опыта.

Нормы педагогической поддержки:

1. Контролируйте свои эмоции. Успокойтесь и подбодрите себя.

2. Передайте ребенку ответственность за его поступки.

3. Взаимодействуйте с ребенком, опираясь на его позитивные черты.

4. Поверьте в то, что ребенок знает, как надо поступать правильно.

5. Замечайте случаи, когда вы пытаетесь принимать решения за ребенка.

6. Научитесь радоваться, когда ребенок принимает решение сам.

7. Измените взгляды относительно ребенка.

8. Учите детей видеть и учитывать все последствия принятого решения.

9. Установите отношения доверия.

10. Умейте договариваться.

11. Научитесь слушать себя и других. Без этого понять другого нельзя.

12. Не надо жертвовать собой. Педагогическое общение предполагает равенство и защищенность прав и интересов не только детей, но и воспитателей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.