Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие реформы в России во второй половине XIX в.






Лекция № 7: РОССИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ

 

План:

 

1. Реформы и реформаторы в России.

2. Контрреформы Александра III.

3. Особенности социально экономического развития России в

пореформенный период

4. Идейная борьба и общественные движения России во второй половине Х1Х в. Формирование многопартийной системы..

 

 

1. Реформы и реформаторы в России.

 

На внутреннюю политику российского государства во второй половине XIX в. оказывали огромное влияние многие факторы:

- поступательное экономическое развитие;

- изменения в социальной структуре российского общества, в том числе и появление новых социальных слоев - буржуазии и пролетариата;

- мощный подъем общественного движения в стране.

Главной целью политики самодержавного правительства стало приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени, при сохранении самодержавной формы правления и господствующего положения дворянского сословия.

В 60-70-е гг. XIX столетия наступает время коренных преобра­зований в важнейших областях государства и жизни российского общества - социально-экономической, политической, в образовании и культуре.

Толчком к преобразованиям послужили:

- во-1-х, проигранная в 1853-1856 гг. Крымская война, убедитель­но показавшая несостоятельность политической и экономической системы России;

- во-2-х, Россия потеряла авторитет у европейских передовых держав и оказалась в международной изоляции;

- в-3-х, в результате поражения в Крымской войне, в России активизировалась либеральная часть общества и ряд чиновников в правительственных кругах. Предлагаются и обосновываются проекты о необходимости преобразований в российском государстве.

Великие реформы в России во второй половине XIX в.

Отказ от решения назревших проблем приводил всё к большему и большему кризису. Крепостничество уродовало страну. Техническая и экономическая отсталость России от передовых стран Западной Европы становилась всё более очевидной.

Поражение в Крымской войне, вызванное им изменение во внутрен­ней жизни страны, общественный подъем, наступивший после смерти Николая 1, указывали на необходимость перемен в России. Самодержа­вие, ставшее в начале 20-х гг. на пути прогресса, силой самих обстоятельств вынуждено было„начать преобразования. Буржуазные реформы на исходе 50-х гг. XIX в. становятся неизбежными.

В области экономической в России начинают утверждаться буржуаз­ные
отношения. О чем свидетельствовало: 1) наличие капиталов у
владельцев мануфактур; 2) формируется рынок наемной рабочей силы;
3) складывается рынок сбыта промышленной продукции. Развитию
буржуазных отношений в России препятствовало крепостничество.
Поэтому экономической основой необходимости крестьянской реформы
становится преодоление противоречия между возросшими производи-­
тельными силами и устаревшими феодальными отношениями, которые
носили крепостнический характер.

В Феврале 1855 г. на российский престол вступает Александр II, правительство которого начинает осознавать о необходимости отмены крепостного права. 30 марта 1856 г. на собрании московских предводителей дворянства император заявил об освобождении крестьян " Гораздо лучше, - по его мнению, - чтобы это произошло свыше, нежели снизу".

Несостоятельность системы хозяйствования особенно остро проявилась в области финансовой. За время Крымской войны с 1853 по 1856 г
дефицит бюджета по обыкновенным расходам возрос почти в 7 раз
/с 9 млн. руб серебром почти до 61 млн. руб./, а общая сумма дефицита - в 6 раз /с 52 млн. до 307 млн. руб./. Более чем на 50 % снизилась золотая обеспеченность бумажных денег.

Новизна внутренней политики Александра II в 1856 г. выразилась в снятии множества запретов: отменялись стеснения, введенные в университетах после 1848 г., уничтожались военные поселения, генерал-губернаторства в Харькове и Витебске, разрешалась свобод­ная выдача заграничных виз, ослаблялся цензурный гнет, предоставля­лись возможности укреплять торговые связи с иностранными государствами, сокращалась армия, прощались недоимки, освобождались на 3 года податные сословия от рекрутских наборов идр.

В начале 1857 г. Александр II создает Секретный комитет по подготовке крестьянской реформы, в который вошли министр внутренних дел граф Ланской, его помощники Н.Милютин, генерал-граф Ростовцев и др. Император заявил, что реформа должна быть проведена в короткие сроки. Однако реакционные круги бюрократии и дворянства не были заинтересованы в радикальном освобождении крестьян.

В подготовительный период реформы были созданы 50 губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян и выработке положений об устройстве крестьянского быта. В 1859 г. создаются «редакционные комиссии», которые должны были на основании проектов губернских комитетов, составить общее положение о новом устройстве крестьянского сословия. При обсуждении предложенного проекта поло­жения консервативной части дворянства удалось внести в него ряд принципиальных изменений. В частности, 1/ сокращался размер земель­ного надела для крестьян; 2/ увеличивался выкуп крестьянам за надел; 3/ возросли повинности на крестьян в пользу помещиков. В результате этих изменений проект реформы приобрел более консервативный характер. После острых дискуссий по основным направлениям реформы Главный комитет представил проект крестьянской реформы в Государственный совет, который им был утвержден 19 февраля 1861 г.

Положение провозглашало:

1. " Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других вместе с оными изданных Положениях и Правилах...

2. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения им быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основании указанных в местных Положениях...

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещиков определяется преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению...

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установлен­ные повинности землею, на основании местных положений, не обязаны впредь ни в коем случае наделять их каким бы ни было сверх того количеством земл2耀..

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне, составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным.

148. Помещику предоставляется на основаниях и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.

149. Помещик имеет право надзора за сохранением общественного порядка... на пространстве принадлежащего ему имения....

158. Помещику в продолжение первых 9-ти лет по утверждении сего Положе­ния предоставляется право, если он признает присутствие какого--либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и предоставлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества с предло­жением помещика, он может обратиться о сем с просьбой в уездной мировой суд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию ....

160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сель­ского общества, или же нарушающее права помещика, то, приостанав ­ ливал исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения миро­ вого посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика.....

187. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей.

Положение предоставляет крестьянам следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:

- по делам гражданским: отыскивать свои права, вчинять иски и тяжбы и ответственность за себя лично или через поверенных, а равно быть поверенными как крестьян своего общества, так и лиц посторонних;

- по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными законом способами, лично и через поверенных; быть свидетелями и поручителями на общем основании;

- крестьяне не могут быть подвергнуты никакому наказанию иначе как по судебному приговору, или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей;

- крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости получают право участвовать в сходах при составлении мирских приговоров и в общественных выборах, занимать общественные должности по выборам!

- перечисляться в другие сословия и общества, поступать на военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании;

- отлучаться от местожительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

- отдавать своих детей в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, ученой частям;

- крестьяне не могут быть лишены прав состояния, или ограничены в этих правах иначе, как по суду, или по приговору общества на основании Положения.

Во 2-й главе Положения определены имущественные права крестьян, которые могут приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество, а также отчуждать их, отдавать в залог и т.д.

Основным содержанием крестьянской реформы являлся выкуп. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка. Эта сумма будучи положена в банк под 6 % годовых должна была приносить помещику ежегодный доход в сумме оброчных платежей.

Таким образом, фактически крестьянами выкупалась не земля и не личная свобода, а повинности.

Выкупные платежи и все подати /государственные, земские и мирские/ крестьяне платили сообща, миром, который был связан " круговой пору­кою", т.е. коллективной ответственностью и потому должен был платить подати за своих неисправных, или несостоятельных членов. Каждый крестьянин был приписан к своему обществу и без согласия " мира" не мог из него выйти. В действительности Положение закрепляло право крестьян на выход из крестьянской общины, но реализовать его практи­чески не представлялось возможным. Для получения права на выход требовалось согласие более половины членов крестьянского мира.

Органом сельского мира был сход, в котором участвовали все крестьяне-домохозяева. Он выбирал сельского старосту и уполномоченных по 1-му от каждого 10-ти дворов, которые образовывали волостной сход,
избиравшего волостного старшину и состав волостного суда - от 4 до 12
судей.

В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распростра­нены на " удельных крестьян", а в 1866 г. - на государственных /составлявших 10 млн. душ мужского пола, т.е. половина всего крестьян­ского населения России/, которые должны были вносить выкупные платежи за свои земельные владения в казну.

Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно лучше, нежели помещичьих. Средний размер надела на душу мужского населения у удельных крестьян составлял 4, 8 десятины, а у государственных - около 6 десятин.

Для проведения крестьянской реформы на местах была учреждена должность мировых посредников, которые действовали до 1874 г. Они назначались правительством из местных дворян, которым надлежало в обязанность разбирать недоразумения и споры между помещиками и крестьянами и оказывать помощь при составлении " уставных грамот". Для решения более важных дел они образовывали уездный мировой съезд во главе предводителя дворянства при участии члена от правительства.

Получив свободу, крепостные крестьяне были крайне недовольны условиями " воли". Они отказывались от составления и подписания уставных грамот, веря, что взамен «подложной воли», которую им даровали помещики, они скоро услышат о подлинной " царской воле".

Крестьянская реформа 1861 г. была непоследовательной, для которого были характерны как буржуазные, так и крепостнические черты.

Буржуазные черты реформы;

- освобождение крестьян от крепостной зависимости, создавало условия для роста наемных рабочих и формированию рынка наемного труда;

- крестьяне втягиваются в систему товарно-денежных отношений;

- земля становится товаром, широко практикуется капиталистическая

аренда и купля земли;

- крестьянам предоставляются демократические права;

- складывается рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Крепостнические черты реформы;

- сохраняется самодержавие и помещичье землевладение;

- продолжают применяться старые формы феодальной эксплуатации крестьян; как барщина и натуральный оброк;

- сохраняется власть помещика над крестьянами и крестьянским самоуправлением;

-закрепляется общинный уклад с его круговой порукой и принудительным прикреплением крестьян к земле и т.д.

 

 

Крестьянская реформа 1861 г. являлась важнейшим событием в истории России XIX в. Отмена крепостного права изменило основы российской государственности. Освобождение крестьян вело за собой преобразования всех социально-экономических отношений, меняло социальную структуру и правовые отношения. Говоря о значении реформы славянофильская газета " День" отмечала: " 19 февраля 1861 г. начинает­ся новое летоисчисление русской истории".

 

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 г.

В предшествующий период все органы самоуправления в России носили сословный характер. После крестьянской реформы необходимо было создать новые всесословные органы управления. 1 января 1864 г. император издал Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства избирались всеми сословиями на 3 года. Они состояли из распорядитель­ных органов /уездных и губернских земских собраний/ и исполнительных /губернских и уездных управ/.

Выборы в уездные земские собрания проводились на 3-х избиратель­ных съездах /по куриям/. Избиратели делились на 3 курии:

1-я уездные землевладельцы;

2-я городские избиратели, в основном торговая и промышленная буржуазия;

3-я курия была крестьянской.

Выборы по первым двум куриям были прямыми, а по третьей - многоступенчатые: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщи­ков, т.е. сначала сельский сход избирал представителей на волостной сход, который выбирал выборщиков, а те уже депутатов в уездное земство. Последнее избирало губернскую земскую управу.

В число уездных и губернских гласных от 3-й курии могли избирать­ся представители местного дворянства и духовенства. От первой, с очень немногочисленной курии избиралось столько же гласных, сколько от 2-х первых. В результате земства находились под опекой дворян. В губернских земских управах дворян было около 90 %, а крестьян только 1, 5 %.

Гласные земских собраний созывались ежегодно. Они рассматривали годовые отчеты земских управ, утверждали планы земского хозяйства, сметы доходов и расходов.

Земские управы действовали постоянно. Земства были лишены политических прав (функций). Они находились под контролем местной и центральной власти.

Земства были введены в 33 губерниях России, но их не было на окраинах государства, т.е. это меньше половины всех губерний.

Не предусматривалось введение земств в Сибири, Архангельской и Астраханской губерниях, Польше, Прибалтике, Кавказе, Области Войска Донского, Казахстане и Средней Азии.

Дополнением к земской реформе стало Городовое положение 1870 г., на основе которого создавалось городское самоуправление. Более чем в 500 городах России вводились всесословные органы городского управ­ления - распорядительные городские думы и исполнительные городские управы. Они избирались на 4 года, во главе которых стоял городской голова.

Избирательное право предоставлялось мужчинам старше 25 лет, платившим городские налоги и сборы. Избиратели делились на 3 разряда, курии, по размерам уплачиваемых налогов. В результате большинство городского населения, не имевшее собственности и не платившее налогов, в выборах не участвовало.

Сферой деятельности городских дум были административно-хозяйствен­ные вопросы: освещение, отопление и водоснабжение городов, городской транспорт, благоустройство улиц, очистка от мусора. Они строили школы, больницы, приюты для детей и престарелых, учреждения культуры.

В своей повседневной деятельности они были относительно независимыми от местной администрации. Любые политические инициативы органов городского самоуправления жестко пресекались.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г.

Старый дореформенный суд в закрытых заседаниях, без участия
сторон или их представителей, на основе полицейских бумажных " дознаний", без всякого общественного контроля, выносил приговоры, которые обусловливались не требованием закона, а пристрастием, произволом и взятками. Поэтому назрела необходимость в создании нового судопроиз­водства, основанного на демократических принципах. 20 ноября 1864 г. были изданы новые судебные уставы. Создание современного суда было настоятельным требованием, которое стояло в одном ряду с отменой крепостного права. Основные начала судебной реформы, по мнению Александра II должны стать: " суд скорый, правый, милостивый, равный", " надлежа­щая самостоятельность" судебных учреждений. Задача заключалась в том, чтобы утвердить в народе " уважение к закону".

Суд строился на принципах бессословности судопроизводства, равенства сторон перед законом, гласности, состязательности судеб­ного процесса, независимости его от администрации. Страна была разделена на 100 судебных округов. Вводилось два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые суды избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные дела, причем уголовные дела с участием присяжных заседателей. Судебные палаты /по одной на несколько округов / рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и гражданских дел. Сенат являлся высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза /2 тыс. рублей в городах/ Судьи общих су² 耀 в назначались императором. Они были включены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады.

По судебным уставам прокуратора осуществляла судебный надзор, а не общий надзор как раньше. Судебные следователи занимались предварительным расследованием. Полиция в следствие не вмешивалась. Вводилась адвокатура, - присяжные поверенные и частные поверенные.

Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и пр. Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение 30-ти с лишним лет.

Новые суды скоро приобрели большую популярность в либеральных, общественных кругах и вызывали большое недовольство консерваторов и реакционеров, которые усматривали в многочисленных оправдатель­ных приговорах, выносимых присяжными заседателями, политическую опасность для общества. Правительство также было смущено либерализ­мом новых судов и уже при Александре II дела о " государственных преступлениях" были изъяты из ведения судов присяжных и передава­лись для суждения в " особые присутствия" Сената или судебных палат, а в исключительных случаях - в военные суды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.