Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановление ЦК ВКП (б) от14 марта 1930 г.






 

“О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении”

В Постановлении ЦК обращается внимание на целый ряд серьезных ошибок, допущенных партийными и советскими руководителями в ходе коллективизации.

В частности, нарушался принцип добровольности в колхозном строительстве, который заменялся принуждением к вступлению в колхозы под угрозой раскулачивания и лишения избирательских прав. В результате в число “раскулаченных” попала часть середняков и бедняков, причем в некоторых районах процент “раскулаченных” доходил до 15, а лишенных избирательских прав – 15 – 20 %.

· Наблюдались факты исключительно грубого, безобразного, преступного обращения с населением со стороны некоторых низовых работников.

· В ряде районов подготовительная работа по коллективизации и терпеливое разъяснение основ партийной политики как бедноте, так и середнякам подменяются бюрократическим, чиновничьем декретированием сверху раздутых цифровых данных и искусственным повышением процента коллективизации (в некоторых районах коллективизация за несколько дней “доходила с 10 до 90 %”).

· Нарушался Устав сельскохозяйственной артели, в котором прямо сказано, что батраки, бедняки и середняки добровольно объединяются в сельскохозяйственную артель.

· Имеют место факты принудительного обобществления жилых построек, мелкого скота, птицы, нетоварного молочного скота и в связи с этим попытки к перескакиванию с артельной формы колхозов, которая является основным звеном колхозного движения, к коммуне.

· ЦК отмечает недопустимые искривления партийной линии в области борьбы с религиозными предрассудками, а так же и в области товарооборота между городом и деревней. Например, проводится административное закрытие церквей без согласия подавляющего большинства населения сел, упраздняются в ряде мест рынки и базары, что ведет к ухудшению снабжения города.

Эти ошибки, говорится в Постановлении, являются основным тормозом дальнейшего роста колхозного движения, которые необходимо немедленно ликвидировать.

 

Начало культурной революции.

 

Придя к власти, большевики поставили задачу изменить духовный мир народов России, организовав его на коммунистический принцип. Они решили в сжатые исторические сроки осуществить “культурную революцию”, под которой следует понимать, прежде всего, переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе идеологии марксизма – ленинизма; изменение психологии, нравов, привычек и быта широких народных масс; воспитание советских людей в духе высокой идейности и нравственности, морали и патриотизма.

Культурная революция в условиях нашей страны представляла огромную по масштабам и сложности задачу. От царизма мы получили страшную отсталость – 75 % неграмотного населения, а в некоторых районах была поголовная неграмотность. Неграмотность являлось опасным препятствием на пути строительства социализма. Ликвидация массовой неграмотности среди советских людей стала первоочередной задачей культурной революции.

Бороться с неграмотностью начали во время гражданской войны, прежде всего в рядах Красной армии. В декабре 1919 г. был принят декрет “О ликвидации безграмотности”, по которому граждане от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, были обязаны обучиться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе создали Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности и малограмотности, которая называлась ВЧКликбез. Обучение взрослого населения вели школы грамоты и пункты ликбеза, создававшиеся при библиотеках, на предприятиях. Система обучения имела две основные формы: школьную (ликвидационную) и индивидуально –групповую, которая была распространена в деревне.

В 20 – е гг. темпы ликвидации неграмотности упали из – за сокращения государственного финансирования социально – культурных программ, а местные бюджеты были слабы и принуждение к обучению отменили. Упор был сделан на сознательность и общественность. В 1923 г. создали Всероссийское общество “Долой неграмотность” во главе с председателем Калининым М.И. Активистами общества по ликвидации неграмотности было обучено около 40 % общего числа взрослого населения.

Особенностью борьбы с неграмотностью у тюркоязычных народов стала реформа алфавита, проведенная во второй половине 20 – х гг. Этой работой занимался, созданный в 1925 г. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита. Вместо сложного арабского был введен латинский алфавит. Впервые его применили в Азербайджане, где с 1925 г. на новый алфавит перевели школы первой ступени. Позднее латинский алфавит был введен у 68 народов общей численностью 25 млн. человек.

В тридцатые годы “левацкий загиб” латинистов был осужден, и у тюркоязычных народов провели вторую реформу – вместо латинского был введен русский алфавит. Замена латиницы кириллицей объяснялось интересами сближения культур народов СССР с русской культурой.

Второй особенностью борьбы с неграмотностью стала создание письменности у народов, не имеющих таковой (малые народы Севера, Сибири, Дальнего Востока). Работа была начата в 20-х годах за счет госбюджета. За 10 лет 46 народов получили свою письменность на основе русского алфавита. Это был настоящий прорыв в цивилизацию.

По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51, 1 % в т.ч. по России – 55 % (против 32 % в 1920 г.). Грамотность городского населения была выше, чем средняя по стране (76, 3 %), а сельского – ниже (45, 2 %). Значительные успехи были достигнуты национальными республиками: на Украине число обучившихся в 1925 г. увеличилось по сравнению с 1922 г. в 28 раз, в Грузии в 15 раз, в Казахстане в 5 раз, в Киргизии – почти в 4 раза, в Узбекистане – в 3, 3 раза.

Проведенная в 1921 – 1925 гг. работа по массовой ликвидации неграмотности взрослого населения положила начало выполнению этой важной общегосударственной задачи.

Общегосударственная школа.

 

Строительство советской общеобразовательной школы было начато в 1918 г. декретом СНК РСФСР “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” и постановлением ВЦИК “О единой трудовой школе”. Школа становилась не только главным средством образования народа, но и очагом его коммунистического воспитания. Большевики строили государственную, общенародную, трудовую школу с бесплатным и совместным обучением детей, независимо от их национальности, пола и социального происхождения. Национальность учитывалась лишь как специфика образования в национальных районах, там обучение велось на родном языке.

Прежде всего было упразднено дореволюционное деление школ на церковно – приходские, начальные, гимназии, реальные училища. Всего было около 30 типов школ, которые принадлежали 17 ведомствам.

Вводилась единая трудовая школа с делением на 2 ступени: первая (5 лет обучения)- для детей от 8 до 13 лет; вторая (4 года обучения)- от 13 до 17 лет. Из учебных планов были исключены древние языки, закон Божий и введены общественно – политические дисциплины коммунистического содержания. Школа была обязана совместить обучение с общественно полезным трудом. В ней создавались органы школьного самоуправления. Школьная реформа демократизировала систему школьного обучения, но серьезно подорвала его качество.

20 –е годы для школьного образования оказались достаточно трудными, тогда широко распространилась теория отмирания школы как особого общественного института. Это был период разнообразных педагогических экспериментов, поощрения детской самодеятельности, развитие природных способностей детей, а также усиленное формирование качества “нового человека” у детей – коллективиста и труженика.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.