Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Договоры фрахтования трампового тоннажа






Как уже отмечалось, договор фрахтования отражает ответственность сторон при перевозке груза. В настоящее время существуют следующие виды договоров фрахтования трампового тоннажа:

- рейсовый чартер;

- фрахтование на последовательные рейсы;

- контрактное фрахтование;

- тайм-чартер;

- бербоут-чартер.

Рейсовый чартер (voyage charter) – наиболее распространенный вид фрахтования.

Судовладелец предоставляет определенное судно в распоряжение фрахтователя для перевозки груза из одного или нескольких заданных портов погрузки в один или несколько заданных портов вы­грузки по фрахтовой ставке, согласованной между сторонами при переговорах. Перевозка, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную за­грузку судна. Ставка фрахта указывается за единицу веса или объема груза (тонну, кубометр и т.п.).

Судовладелец должен:

- подать судно под погрузку в заданный порт к определенному
времени;

- перевезти груз до заданного пункта назначения;

- заботиться о грузе, пока он находится под его контролем.

Фрахтователь должен:

- своевременно доставить в порт погрузки оговоренный груз;

- оплатить фрахт после выгрузки груза (если не предусмотрена дру­гая схема оплаты).

Судовладелец имеет залоговое право на груз, т.е. может удержать груз и продать его, если фрахтователь не оплатит перевозку.

При рейсовом фрахтовании судовладелец несет ответственность за все расходы, связанные с эксплуатацией судна. К ним относятся посто­янные расходы, включающие содержание экипажа и техническое обслуживание судна, а также расходы, связанные с выполнением данного рейса:

- расходы на топливо;

- портовые и канальные сборы;

- комиссии.

Расходы, связанные с грузом: стоимость погрузки и выгрузки, укладки и разравнивания груза, – чаще возлагаются на фрахтователя.

Фрахтование на последовательные рейсы

Если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико и судно может перевезти его только за несколько рейсов, заключается договор фрахтования на последовательные рейсы (consecutive voyage).

В этом случае весь груз должен быть перевезен на одном судне, которое после погрузки очередной партии груза возвращается в порт погрузки в бал­ласте (без груза), и так до тех пор, пока не будет перевезен весь груз. Как правило, перевозки осуществляются по одному чартеру, в котором может быть указано определенное количество рейсов судна или период времени, в течение которого судно должно совершить столько рейсов, сколько сможет. Фрахтовая ставка устанавливается для каждого рейса отдельно или оговаривается средняя ставка для всех рейсов.

Для наливных судов перевозки с обратным балластным перехо­дом – обычная практика, так как танкеру трудно найти груз в обратном направлении. Владельцы сухогрузных судов стараются избегать балластных переходов, которые не приносят им никакого дохода. Поэтому сухогрузные суда обычно фрахтуются на последовательные рейсы при перевозках на относительно короткие расстояния.

Контрактное фрахтование морского тоннажа

Контрактное фрахтование (contract of affreightment) также предусматривает перевозку большого количества груза между определенными портами в течение некоторого периода времени (обычно года или нескольких лет). Однако перевозки в этом случае могут осуществляться несколькими судами. В контракте нет названий судов, которые будут участвовать в перевозках. Заранее оговариваются лишь некоторые характеристики. Если судовладелец не может обеспечить все перевозки своими судами, он вправе зафрахтовать подходящее судно другого судовладельца.

Период действия договора обычно устанавливается точно: датами первой и последней отгрузки. В контракте указываются общее количество груза и размер отдельных партий груза.

Распределение перевозок во времени определяется заранее по со­гласованной схеме или указывается, что груз должен перевозиться рав­номерно в течение срока действия договора. Обычно контракт предус­матривает достаточно гибкую программу перевозок, а более детальная схема определяется позже.

Контракт может включать согласованную единую фрахтовую став­ку, действующую в течение всего времени контракта, или разные ставки в зависимости от срока отгрузки и номинированных портов погрузки и выгрузки.

Контрактное фрахтование имеет преимущества по сравнению с фрахтованием на последовательные рейсы, так как позволяет судовладельцу более гибко распоряжаться своими судами и дает возможность фрахтователю сэкономить на фрахте. При фрахтовании на последова­тельные рейсы ставки фрахта обычно выше, так как судовладельцы стараются компенсировать в цене перевозки свои расходы, связанные с балластными переходами судна.

Тайм-чартерное фрахтование

Фрахтование судна в тайм-чартер (time-charter) означает, что судовладелец сдает свое судно в аренду фрахтователю на определенный период времени (несколько месяцев, лет или один рейс).. Фрахтователь может перевозить любой груз, не запрещенный к перевозке условиями договора, используя все грузовые помещения судна.

Судовладелец отвечает за техническую эксплуатацию и обслуживание судна, а также за его экипаж. В согласованном месте в согласован­ное время он должен передать фрахтователю полностью готовое к пере­возкам судно, укомплектованное командой. В течение времени дейст­вия тайм-чартера судовладелец должен поддерживать судно в пригодном для эксплуатации состоянии.

Эксплуатационные расходы распределяются между фрахтователем и судовладельцем следующим образом:

- фрахтователь оплачивает расходы на топливо, портовые и канальные сборы, расходы, связанные с погрузкой и выгрузкой перевозимых грузов;

- судовладелец отвечает за выплату заработной платы и питание экипажа, страховку судна и поддержание судна в рабочем состоянии.

В чартере оговариваются место и время сдачи судна судовладельцем. Возвращаемое из тайм-чартера судно должно быть в том же состоянии, в котором его принял фрахтователь, за исключением естественного износа.

При рейсовом фрахтовании предметом договора является перевозка груза и соответственно фрахт рассчитывается исходя из количества груза. В основе тайм-чартерной сделки лежит судно, и фрахтователь платит фиксированную сумму за сутки или месяц пользований судном. Фрахтователь оплачивает все время, пока судно находится в его распоряжении независимо от того, работает судно или простаивает из-за отсутствия груза, непогоды или задержек в портах. Исключаются только периоды, когда судно выведено из эксплуатации для ремонта.

Кто и в каких случаях прибегает к тайм-чартерному фрахтованию:

- крупные грузовладельцы (экспортеры или импортеры), в част­ности нефтяные компании, заключают долгосрочные тайм-чар­терные сделки, если хотят контролировать перевозку своих гру­зов, но не хотят покупать суда;

- судовладельцы, в том числе линейные компании, время от вре­мени фрахтуют суда, когда испытывают недостаток в собствен­ном флоте;

- грузовладельцы, опасаясь повышения цен на фрахтовом рынке, фрахтуют суда в тайм-чартер, пока арендные ставки не очень высоки;

- в свою очередь судовладельцы при неблагоприятной конъюнкту­ре рынка предпочитают отдать судно в аренду, не надеясь, что им самим удастся найти грузы.

Бербоут-чартерное фрахтование

Бербоут-чартер (bareboat charter), или димайз-чартер (demise charter), также является договором аренды судна на время. От тайм-чартера отличается тем, что фрахтователь осуществляет не только коммер­ческую, но техническую эксплуатацию судна. Фрахтователь нанимает экипаж судна и выплачивает команде заработную плату. Техническим обслуживанием судна и его ремонтом также занимается фрахтователь. Фрахтователь обычно несет расходы и по страхованию судна.

Арендная плата выплачивается ежемесячно. В чартере указывается фиксированная ставка аренды за месяц. Срок аренды при бербоутном фрахтовании обычно больше, чем при тайм-чартерном. Он может охватывать несколько лет, а иногда достигает 10-15 лет. При больших сроках бербоут-чартера стороны нередко договариваются о передаче судна в собственность фрахтователя после окончания срока действия чартера. Такие сделки фактически являются продажей судна в рассрочку.

 

Структура и содержание чартера.

В трамповом судоходстве договор перевозки груза оформляется в виде чартера – документа, в котором перечислены права и обязанности сторон, заключивших договор, и все условия сделки.

В судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров, уравновешивающие интересы судовладельцев и грузовладельцев.

Стандартные формы чартеров одобрены такими международными организациями, как Британская палата судоходства и Балтийский и международный морской совет. Существуют стандартные чартеры на перевозку отдельных грузов: зерна, сахара, угля, руды, леса, удобрений, нефти.

Любой чартер начинается с указания места и времени заключение договора. Далее следуют имена судовладельцев и фрахтователей и юридические адреса. Иногда вместо фрахтователя записывают имя адрес его агента.

Судно.

В рейсовом чартере указывают название судна (иногда с правом замены на другое судно, имеющее тот же класс и размер) и такие характеристики судна, как валовая и чистая регистровая вместимость, дедвейт или грузоподъемность и грузовместимость.

Валовая и чистая регистровая вместимостьсудна – это объем помещений судна, измеренный специальным образом и выраженный в регистровых тоннах, равных 100 куб.футам. Эти характеристики судна не имеют прямого отношения к количеству груза, которое судно может взять на борт. Они служат основой для расчета портовых сборов.

Дедвейт –это общий вес груза, топлива, воды и запасов, которые может принять судно.

Грузоподъемностьсоставляет часть дедвейта — это только вес груза (в тоннах).

Грузовместимость – это объем грузовых помещений судна, измеряемый в кубических метрах или кубических футах.

Если судовладелец неправильно укажет в чартере грузоподъемность или грузовместимость и фрахтователь вследствие этого не сможет погрузить на судно весь груз, он вправе потребовать от судовладельца возмещения убытков.

Порты погрузки и выгрузки.

В чартере могут присутствовать:

- конкретные названия портов;

- названия портов с указанием конкретного причала;

- перечень портов (если предполагается погрузка или выгрузка грузов в нескольких портах);

- перечень возможных портов (если конкретный порт еще не определен).

В чартере оговаривается срок, когда фрахтователь должен принять окончательное решение относительно портов погрузки и выгрузки.

В любом случае в чартере делается оговорка, что порт должен быть безопасным. Под безопасностью подразумевается не только то, что судно физически не будет повреждено, находясь в данном порту, но и безопасность с политической точки зрения, т.е. оно не будет, например, арестовано или задержано в связи с военными действиями. Если в чартере указано, что порт безопасный, а судно, находясь в порту, получает повреждения, например из-за сильного ветра и волн, то фрахтователь несет ответственность за причиненный ущерб.

Груз.

В чартере указываются название груза и его особенности, если в этом есть необходимость. Например, вид упаковки или удельный погрузочный объем.

Возможное отклонение от средней величины может быть задано в виде процента (30 тыс.т±10%) или просто словом «около» (около 30 тыс.т). В последнем случае допустимое отклонение будет зависеть от вида количества груза (приемлемой считается величина 5%).

Фрахт.

Цена перевозки груза в рейсовых чартерах может быть выражена двумя способами:

- ставкой фрахта за единицу груза;

- фиксированной суммой, независимо от количества груза (люмпсум).

В первом случае сумма фрахта будет равна ставке фрахта, умноженной на количество перевезенного груза. Применяется, если количество груза задано точно и фрахтователь предъявляет к перевозке именно это количество груза, вопросов не возникает. Если фрахтователь не может предоставить согласованное количество груза, то судовладелец вправе потребовать компенсацию за потерю фрахта, которая называется мертвый фрахт.

Обычно мертвый фрахт оплачивается по той же фрахтовой ставке, что и погруженный груз.

Если при составлении чартера нет определенности в отношении груза или предполагается перевозить разнородные грузы, имеющие различные удельные погрузочные объемы, судовладелец предпочитает оговорить не зависящую от количества груза сумму фрахта – люмпсум.

В чартере указываются порядок оплаты фрахта, валюта платежа, наименование банка и номер банковского счета судовладельца.

Стандартные чартеры могут предусматривать разные схемы оплаты:

- предварительную оплату по окончании погрузки судна;

- оплату по мере выгрузки груза;

- оплату по окончании выгрузки груза. Последний вариант наиболее распространен.

Предварительная оплата фрахта в наибольшей степени отвечает интересам судовладельца. Фрахт выплачивается по окончании погрузки груза на судно и не подлежит возврату в случае гибели судна или груза.

Обычная практика – оплата фрахта по окончании перевозки, когда груз доставлен в порт выгрузки. При этом фрахтователь может выплатить аванс из общей суммы фрахта, для того чтобы судовладелец оплатил портовые сборы в порту погрузки. В случае гибели судна или груза фрахтователь освобождается от обязанности оплачивать фрахт, но он не вправе требовать от судовладельца возвращения аванса.

Судовладелец может застраховать судно и груз, но он не может застраховаться от неуплаты фрахта, если фрахтователь оказался неплатежеспособным. На этот сличай чартеры предусматривают залоговое право судовладельца на груз. Оно действует в отношении фрахта, мерт­вого фрахта и других причитающихся судовладельцу платежей.

Погрузка и выгрузка груза.

Судовладелец и фрахтователь договари­ваются о времени, когда судно должно быть готово начать погрузку. Обычно в чартере фиксируются две даты. Первая – она называется лейдейс – обозначает самый ранний срок начала погрузки. Если судно придет раньше указанной даты, то фрахтователь не обязан начинать погрузку, и судно будет простаивать, не принося владельцу никакого дохода.

Вторая дата – канцелинг – обозначает крайний срок прихода судна под погрузку. Опоздание судна к этому сроку дает фрахтователю право аннулировать сделку. Если судно опаздывает к дате канцелинга, то судовладелец должен известить фрахтователя о возможной задержке.

Если судно действительно готово к погрузке или выгрузке, то спустя некоторый оговоренный период времени начинается отсчет сталийного времени – времени, отведенного фрахтователю для погрузки груза на судно и его выгрузки.

Продолжительность сталийного времени может быть задана в чартере определенным количеством дней на погрузку и выгрузку отдельно: «2 дня на погрузку/3 дня на выгрузку» или общим количеством дней на погрузку и выгрузку: «5 дней на все».

Расход времени в порту учитывается в согласованной ставке фрахта. Если погрузка или выгрузка занимает больше времени, чем это было заявлено в чартере, фрахтователь платит судовладельцу компен­сацию за каждый день задержки – демередж – по согласованной ставке, которая указывается в чартере. Иногда в чартере указывается и ставка диспача – премии за досрочное освобождение судна, которую судовладелец платит фрахтователю, если погрузка или выгрузка закончилась раньше обусловленного срока. Отсчет сталийного времени продолжается непрерывно с момента подачи нотиса о готовности судна, если в чартере не оговорены исключаемые периоды. К исключаемым из сталийного времени периодам могут относиться: выходные и праздничные дни, дни, когда грузовые работы не производились по причине плохой погоды, из-за забастовок портовых рабочих и т. п.

Если фрахтователь уже превысил лимит времени, отведенный для грузовых операций, и находится «на демередже», то отсчет времени не прерывается. Оговорки об исключаемых периодах не относятся ко времени демереджа, и фрахтователь должен будет заплатить штраф за каждый день задержки независимо от того, производились грузовые работы в этот день или нет.

Кроме указания продолжительности стояночного времени и ставки демереджа чартер содержит статьи, в которых подробно описывается, как распределяются расходы и ответственность по погрузочно-разгрузочным работам между судовладельцем и фрахтователем.

В чартере также освещены такие вопросы:

- ответственность сторон в случае аварии, возникновения военных действий, забастовок, при столкновении судов, при ухудшении ледовой обстановки;

- распределение ответственности за оплату налогов и сборов;

- порядок разрешения споров по чартерам (арбитраж).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.