Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование ЭВТ для систематизации






законодательства.

* * *

1. Система права - это обладающая системными свойствами целостная совокупность правовых (юридических) норм, правовых институтов, отраслей права, составляющих ее (этой системы) структуру. Признаки системы права: единство, дифференцированность и иерархичность.

Единство системы права обусловливается, в конечном счете, целями государственной власти. Рассогласование, неясность или столкновение лей различных властвующих структур нарушает единство системы права. Это характерно для периодов острой политической борьбы и политической неопределенности. Сейчас Россия переживает именно такой период, - с большим трудом решаются две сложнейшие формационные задачи: переход к рыночной экономике и новому государственно-политическому устройству общества. В результате создается новая по ее основным целям и содержанию система права.

Дифференцированность системы права означает ее разделенность на части-элементы, которыми являются нормы, институты и отрасли. Сейчас особенно активно появляются новые нормы (например, о борьбе с коррупцией), институты (например, право частной собственности) и отрасли права (например, предпринимательское право).

Иерархичность системы права менее выражена, чем иерархичность системы нормативных правовых актов, но существует, особенно в подсистеме отраслей права. Например, государственное право - во главе иерархии (высказывается мнение, что на этом месте должно быть частное (гражданское) право).

2. Предмет правового регулирования - конкретная отрасль (груп­па, сфера, область) общественных отношений, регулируемая кон­кретной же группой правовых норм. В принципе, сколько сфер об­щественной жизни, столько возможно отраслей права, - важны сте­пень остроты общественных проблем и мера необходимости воздей­ствия на них со стороны государства.

Метод правового регулирования - совокупность способов воздей­ствия государства на определенную сферу (или сферы) обществен­ных отношений. Главное здесь: какими способами и насколько ин­тенсивно государство, государственная власть понуждает к испол­нению норм права.

«Полюсовые» методы - административно - и гражданско-правовой. Первый: суборди-нация, руководство и подчинение, а в край­них проявлениях - принуждение; второй: равенство сторон, а, сле­довательно, договоренности, согласование, координация, взаимо­действие, хотя не исключены и санкции.

3. Начальный элемент системы права - юридические нормы - уже изучен. Правовой институт - это обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, автономно существующие в рамках одной, но обычно нескольких отраслей права (например, институт гражданства, институты частной собственности и ответственности). Критерии обособления той или иной совокупности норм в правовой институт: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативно-правовых актов.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородную сферу общественных отношений. Или: совокупность правовых норм, объединенных одним (отраслевым) предметом правового регулирования.

Основными (говорят также базовыми, фундаментальными) от­раслями права являются конституционное, гражданское, админис­тративное и уголовное. Особое место занимает международное право.

Следует различать нормы и отрасли права материальные и про­цессуальные. Первые отвечают на вопрос «что», вторые – «как». Наиболее широко применяются нормы уголовно - гражданско- и административно-процессуальные. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - подотрасль права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права (например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: жилищное, транспортное, авторское, наследственное право). В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права.

4. Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное. Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Это право лично-свободное, область свободы и частной инициативы. Частное право образуют следующие правовые отрасли: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право.Его сущность выражается в таких принципах, как независимость и автономия личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. Основная функция частного заключается в распределении идеальных и материальных благ, в прикреплении их за определенными субъектами. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действие общедозволительного типа регулирования.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Таким образом, сфера действия публичного права – поведение, деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публичноправовой характер. В публичноправовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.

5. Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Следует отметить, что в современных условиях все большее число сторонников находит концепция примата международного права. Российская Федерация признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). Необходимо вспомнить, что в Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

6. Систематизация и цель, и средство, и результат упорядочения массива нормативных правовых актов. Систематизация бывает официальной и неофициальной (например, доктринальной или лич­ной).

Виды систематизации: - кодификация - переработка правовых норм и нормативных пра­вовых актов и создание единого, логически и юридически цельного нормативного правового акта (наиболее известны кодексы по от­раслям права); - инкорпорация - объединение правовых норм и нормативных правовых актов в сборниках, составленных по какому-либо призна­ку (хронологическому, тематическому, алфавитному и т.д.). Специфическим видом систематизации является консолидация. Ее цель – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

7. Учет нормативно-правовых актов осуществляют государственные органы, юридические лица сообразно собственным информационным потребностям путем сбора федеральных законов, нормативных указов Президента и постановлений Правительства РФ, нормативных актов министерств. Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Особой разновидностью учета является государственная регистрация ведомственных нормативных актов, которая начиная с 1992 г. осуществляется министерством юстиции РФ. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов – обязательная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в газете «Российские вести» нормативных актов министерств, затрагивающих права и свободы граждан и носящих межведомственный характер.

8. В середине ХХ в. во всех развитых странах начался стремительный рост объема правовой информации. Это было вызвано усложнением задач социального управления и регулирования. Число нормативных актов перевалило за сотни тысяч, что приводит к накоплению значительных объемов правовой информации, а по существу, к перманентному информационному кризису, ибо правовая информация не доходит в полном объеме до адресатов, т.е. до соответствующих субъектов права. Возникает своеобразный парадокс: чем больше законодательных актов принимает законодатель, тем меньше их общая и специальная эффективность. Выход из создавшегося положения был найден на путях эффективного применения современных ЭВМ и др. средств электронно-вычислительной техники. Как показала практика, ЭВТ является эффективным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и др. нормативных правовых актах. В РФ информатизация в правовой сфере поднята до уровня государственной политики. Государственная политика информатизации правовой сферы России – это целенаправленный комплекс проводимых государством мер по внедрению в деятельность органов власти и управления, всех юридических органов и отдельных должностных лиц новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей. Термин «государственная политика информатизации правовой сферы» получил нормативное закрепление в Указах Президента РФ «О концепции правовой информатизации России» от 28.06.93 г. № 996 и «О президентских программах правовой информатизации» от 04.08.95 г. № 808.

Лекция 15

 

Правотворчество






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.