Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение и его основные формы






Движение – это категория философии, отображающая любые изменения, происходящие в природных, духовных и общественных системах. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменчивости, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции. Материалистическая концепция рассматривает движение как способ существования всех материальных систем, как внутренне присущий им атрибут. Это означает признание неразрывной связи между материей и движением. Движение является объективной характеристикой бытия. Движение реализуется через взаимодействие, и наоборот, любое взаимодействие порождает движение. Основные свойства движения: объективность, всеобщность, неуничтожимость и несотворимость, абсолютность.

Под формой движения материи понимается движение, связанное с определенным материальным носителем, имеющее достаточно широкую область распространения и охватывающее явления, которые обладают определенным качественным единством, подчиняются одним и тем же основным закономерностям. Первая классификация была предложена Ф.Энгельсом в середине XIX в. и включает пять форм движения материи: механическую (перемещение в пространстве макротел), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (формы существования белковых тел) и социальную. Эта концепция не может не устаревать в силу постоянного прогресса научного знания. Так, в рамках физического движения различают на сегодняшний день движение элементарных частиц, внутриатомные, ядерные, молекулярные, электромагнитные процессы. В рамках химической формы: неорганические реакции, процессы образования органических веществ, элементоорганические процессы и т.д. Однако классификация Энгельса имеет непреходящую ценность, поскольку вытекает из принципов диалектического материализма.

Принципы построения данной классификации используются и в современной научной картине мире, конечно, с дополнением и уточнением. Это пять основных принципов: 1) Принцип развития. Субординация форм движения непосредственно совпадает с реальным процессом эволюции материальных систем от простого к сложному, от низшего к высшему. 2) Принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем. 3) Принцип генетической и структурной обусловленности высших форм низшими. Каждая высшая форма движения порождается более простой, является естественным продуктом ее развития. 4) Принцип несводимости высших форм к низшим. Например, сущность жизни нельзя понять только через изучение тех химических процессов, посредством которых осуществляются процессы жизнедеятельности. 5) Принцип связи каждой формы движения с определенной группой наук.

Диалектический материализм XIX века и современный материализм рассматривают движение как проявление внутренней активности материи, ее самодвижения. Данный принцип отстаивали Б. Спиноза, П. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, а также современная концепция синергетики. Так, Энгельс писал о том, что источником самодвижения материи являются диалектические противоречия между устойчивостью и изменчивостью, простым и сложным, прогрессивным и регрессивным. Теория синергетики была создана бельгийским ученым Ильей Романовичем Пригожиным (род. В 1917 г.). Долгое время в науке преобладало представление о том, что процессы самоорганизации присущи только живым системам. Что же касается неживых, то, согласно второму закону термодинамики, они могли эволюционировать лишь в сторону хаоса и беспорядка. Но тогда становится непонятным, откуда появились живые системы, способные к самоорганизации и почему физические законы не применимы к живым телам, состоящим из тех же молекул и атомов? Синергетика – это теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы. Сложнодинамические самоорганизующиеся системы (например, отдельная живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив, машина-автомат, машина-робот) способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта. Самоорганизующиеся системы приобретают присущие им свойства или функции без какого бы то ни было вмешательства извне. Примерами могут служить деление клеток в биологии или рост снежинок.

Признавая многообразие типов изменчивости, диалектический материализм уделяет особое внимание прогрессивному развитию. Проблема прогресса имеет несколько аспектов. 1. Выявление критериев прогресса как на универсальном, всеобщем уровне, так и на уровнях трех сфер бытия – неорганическоой природы, органической природы, социальной. 2. О формах прогрессивного развития. 3. О конечности или бесконечности прогресса человеческой цивилизации. Необходимо подчеркнуть трудность выделения универсального критерия прогресса. Относительно прогресса общественной системы можно говорить о его критериях только в комплексном подходе: темпы роста производства и производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; степень свободы работников производства от эксплуатации; уровень демократизации общественной жизни. Можно предположить, что универсальный критерий прогресса включает целый ряд признаков, например: увеличение степени разнообразия системы, сопряженное с интегрированностью ее частей; усиление мобильности и надежности системы; увеличение способности преодолевать противоречия; воспроизведение в расширяющихся масштабах основных функций системы; рост автономности системы по отношению к внешним условиям; усиление степени целостности системы.

Прогресс всегда относителен. Прогресс, хотя и связан с гармоничным развитием системы, однако в нем есть и дисгармония, и конфликты, и регресс. Всегда нужно ставить вопрос: по отношению к чему рассматривается ряд изменений? В проблему прогресса, как уже отмечалось, входит вопрос о формах прогрессивного развития. Исследователи сходятся только в одном: формы такого развития многообразны. Выделяются линейная (восходящая линия), спиралеобразная, веерная, волновая и другие формы. В связи с вопросом о прогрессе встает проблема конечного или бесконечного развития человеческой цивилизации. Другими словами, это вопрос о развитии человеческого духа и познания. Научная философия, в принципе, не ставит пределов духовному прогрессу, за исключением одного: дух, сознание всегда будут находиться во взаимодействии с природой; материя неисчерпаема, поэтому при постоянном росте объема информации познание все же никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.