Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское учение о материи






Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем развитии: 1. наглядно-чувственный, представленный в трудах древних греков; 2. естественно-научный, представленный в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона; 3. философский (французский материализм XVIII в., К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); 4. гуманистический материализм, возникший в середине ХХ века и представляющий новый синтез предшествующих этапов. В рамках первого этапа в качестве первоосновы мира рассматривались те или иные природные стихии: вода, воздух, земля и т.п. Так считали Фалес, Гераклит и др. Демокрит создал представление об атомах как бескачественных неделимых первочастицах, из которых состоят все тела окружающего мира. На втором этапе, связанном с бурным развитием естественных наук в XVI-XVII вв., материя также отождествляется с первовеществом (атомами или корпускулами). Так, Декарт считал, что существует две субстанции: материальная (тела, обладающие протяженностью и движением) и духовная. Третий этап связан с созданием философского представления о материи. Приведем определение материи, ставшее классическим: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Это определение можно назвать философским, т.к.: а) материя не отождествляется с веществом, б) не сводится к первоначалу, в) определяется через соотнесение с сознанием.

Итак, материя с философской точки зрения является абстракцией (категорией), в которой фиксируются наиболее общие свойства конкретных материальных форм бытия. Выделим две стороны в философском определении материи. Первая – гносеологическая. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Материя и сознание с гносеологических позиций рассматриваются как абсолютные противоположности. Материя есть объективная реальность. Сознание – это субъективная, идеальная реальность (образы, мысли, идеи), которая не включают в себя ни грана вещественности ни от самих объектов, ни от нейродинамических кодов головного мозга. Эти образы создаются творчеством человека и не имеют прямых прототипов в материальной действительности. Вторая сторона определения материи – онтологическая. Материя – это субстанция. Мир материален, в мире нет ничего, кроме разнообразных форм движущейся материи. Материя как субстанция несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Всеобщие свойства материи – способность к отражению (взаимодействию материальных систем друг с другом), самодвижение, пространственно-временная представленность, системность.

Отражение – это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Отражение заключается в воспроизведении отражающим объектом особенностей отражаемого объекта. Формы отражения подразделяются на несколько основных видов в зависимости от их сложности, в соответствии с порядком их возникновения на Земле. 1. Малоактивные формы отражения: а) в неорганической природе (например, след, произведенный воздействием одного тела на другое, след ветра на песке); б) в простейшей органической природе (например, растения, бактерии). Данная форма называется раздражимостью. 2. Активное отражение, для которого характерны процессы управления и самоуправления. Данная форма называется психикой и присуща всем биологическим формам (животные). 3. Человек обладает высшей формой отражения, называемой сознанием. Для него характерно целенаправленное и целеустремленное преобразование себя и внешнего мира.

Современный (четвертый) этап развития философского учения о материи – программа плодотворного развития понятия «материя» в рамках гуманистического материализма. Позицию гуманистического материализма можно выразить так: поскольку кроме материи ничего нет, а материя включает в себя сознание, постольку материя одухотворена. В этом положении нет никакого пантеизма или идеализма. Материя в своем субстанциональном аспекте включает в себя человека в его духовном многообразии. Человек – это часть материи, следовательно, материя включает в себя и духовность.

Учение о материи лежит в основе научной картины мира. Картина мира – это философский термин, который обозначает образно-описательную и системно-теоретическую модель мироздания, его портрет, взглянув на который, можно было бы более-менее четко представить связи, отношения, место интересующих тебя вещей внешнего мира. Научная картина мира опирается на открытия естественных наук и принимает в качестве исходных материалистические принципы (объективности и материальности мира).

Представления о строении материи – одна из важнейших проблем научной картины мира. Она находит свое выражение в борьбе двух концепций: корпускулярной и континуальной. Первая была создана Ньютоном, который распространил принципы атомистики на световые явления и создал теорию света. Свет он считал потоком корпускул (частиц). Ньютон, как и Декарт, стремился построить общую картину природы, в которой все явления природы объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Сокрушительный удар по принципам механицизма был нанесен открытиями XIX-XX вв. (радиоактивное излучение, электромагнитное поле, делимость атома и др.). Формируется принципиально новая картина мира (континуальная, т.е. непрерывная).

Современная научная картина мира определяется научными открытиями начала ХХ в., теорией относительности А. Эйнштейна, квантовой физикой, теорией синергетики, биоэнергетикой. Важнейшее завоевание современной научной картины мира заключается в том, что сознание человека изначально включено в наше восприятие действительности. «Антропный принцип» гласит: мир таков, каков есть потому, что мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в самочувствии и самосознании меняет картину мира. Чисто объективное описание мира невозможно. Теория относительности показала, что поток времени не является равномерным и зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Квантовая физика показывает, что один и тот же феномен может выступать и как вещественная частичка, и как волна. Современные представления о материи получили четкое выражение в двух видах материи: веществе и поле, различие между которыми явно фиксируется на уровне явлений микромира. Частицы, однако, как было доказано Планком, неотделимы от создаваемых ими полей, что является показателем единства прерывности и непрерывности в структуре материи. Данная концепция имеет название континуальной.

Современной науке известны следующие структурные уровни материи: Уровень неживой природы (элементарные частицы, атомы, молекулы) состоит из объектов микромира, макро- и мегамира. Уровень живой природы (биологический) включает следующие подуровни: макромолекул (ДНК, РНК, белки), клеточный, микроорганический (одноклеточные организмы), органы и ткани организма в целом, популяционный (например, стая волков), биоценозный (совокупность популяций), биосферный (глобальная система жизни). Уровень социальной деятельности включает индивидов, коллективы, группы, государства, человечество в целом, ноосферу.

Теория синергетики, созданная лауреатом Нобелевской премии И.Р. Пригожиным положила начало новому осмыслению действительности с точки зрения эволюционных процессов. Второй закон термодинамики, говорящий о том, что все сложное стремится к хаосу (энтропийный закон), не всесилен, ибо все системы имеют способность к изменению в направлении большей сложности. Вселенная бесконечно развивается к новым ступеням бытия. Все связано со всем: каждый цветок, каждый камень – это элементы мировой гармонии. Неосторожное вмешательство в процессы даже второстепенной важности могут привести к нарушению гармонии мира.

Новая наука биоэнергетика опирается на открытие торсионного взаимодействия в макромире, фиксирующего и передающего информацию без энергетических затрат. Торсионные поля (поля кручения) обладают способностью почти безэнергетически передавать информацию в любую часть Вселенной. Поэтому есть все основания считать, что эти поля ответственны за парапсихологические феномены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.