Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный цикл товара






 

Созданный товар выводится на рынок. Предприятие ве­рит, что время пребывания товара на рынке, т. е. его жиз­ненный цикл, будет довольно продолжительным и оно смо­жет вернуть все затраты, связанные с разработкой, органи­зацией производства и выходом на рынок, а также получит, необходимую прибыль. Однако это не всегда обеспечивает­ся.

Жизненный цикл различных товаров протекает по-разному. Для его полной характеристики обычно рассмат­ривают четыре этапа.

1. Во время первого этапа, этапа выхода на рынок, объемы продаж медленно растут, однако предпри­ятие прибыли еще не имеет. Его основная задача - ознако­мить как можно большее число потенциальных покупателей с основными характеристиками товара, его преимуществами по сравнению с аналогичными товарами.

2. На последующем этапе - этапе роста - объемы продаж быстро растут и достигают существенной величины, значительна и прибыль предприятия.

3. Наконец, наступает третий этап - этап зрелости – темпы прироста объемов продаж уменьшаются, объем продаж достигает максимальной величины и начинает снижаться, уменьшается прибыль.

4. Более существенное уменьшение объемов продаж характерно для последнего жизненного цикла товара – этапа спада. На этом этапе снижаются затраты на продвижение товара и в конечном счете принимается решение о снятии товара с производства и с рынка.

Один и тот же товар предприятия может находиться на разных рынках и быть на разных этапах жизненного цикла. Поэтому очень важно определить, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, что бы обеспечить эффективную коммерческую деятельность предприятия как в рассматриваемый период, так и в перспективе. Чтобы это сделать, можно воспользоваться матрицей «Бостон консалтинг групп».

Типичный жизненный цикл товара (ЖЦТ) и характер сбыта и прибыли на протяжении (ЖЦТ) представлен кривой на рис.2.


Рис. 2. Жизненный цикл товара

Одним из часто встречающихся вариантов является кривая с повторным циклом (рис.9.5.), вызванным мероприятиями по стимулированию сбыта, модернизации товара и т.п.

Гребешковая разновидность (рис.9.6) состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей(нейлон и использование его: парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия и т.д.).

Рисунок 3. – Кривая ЖЦТ с «повторным циклом»

 

Рисунок 4. – Гребешковая диаграмма ЖЦТ

 

Основные характеристики каждого этапа жизненного цикла товара и ответные типичные маркетинговые реакции фирмы на каждом из этапов приведены в табл. 1.

 

 

Таблица.1- Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей.

  Этап выведения на рынок Этап роста Этап зрелости Этап упадка
Характеристика
Сбыт Слабый Быстрорастущий Медленнорастущий Падающий
Прибыль Ничтожная Максимальная Падающая Низкая (0)
Потребители Любители нового Массовый рынок Массовый рынок Отстающие
Число конкурентов Небольшое Постоянно растущее Большое Убывающее
Ответная реакция производителей
Основные стратегические усилия Расширение рынка Проникновение вглубь рынка Отстаивание своей доли рынка Повышение рентабельности производства
Затраты на маркетинг Высокие Высокие, но несколько ниже в процентном отношении Сокращающиеся Низкие
Основные усилия маркетинга Создание осведомленности о товаре Создание предпочтения к марке Создание приверженности к марке Селективное воздействие
Распределение товара Неравномерное Интенсивное Интенсивное Селективное
Цена Высокая Несколько ниже Самая низкая Возрастающая
Товар Основной вариант Усовершенствованный Дифференцированный Повышенной рентабельности

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.