Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности универсальных международных экономических организаций.






Организация Объединенных Наций (ООН)

 

Государства-основатели ООН подписали Устав о создании этой Организации 26 июня 1945 г. на учредительной конференции, которая состоялась в Сан-Франциско. Устав вступил в силу 24 октября того же года. В начале 1985 г. в состав ООН входили 185 государств.

Среди руководящих органов ООН - Экономический и социальный совет (ЕКОСОС). Она уполномочена исследовать и составлять докладу по международным вопросам в сферах экономики, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии, социальной сферы и присылать соответствующие рекомендации Генеральной Ассамблее ООН, ее членам, специализированным агенциям ООН, координировать их деятельность, заключать с ними соглашения (их утверждает Генеральная Ассамблея), получать от них доклада, присылать соответствующую информацию к Совета Безопасности.

Экономический и социальный совет собирается на сессии дважды в год. Совет состоит из 54 членов ООН. Их избирает Генеральная Ассамблея. Каждый год состав ЕКОСОС возобновляется на треть. Этот орган имеет региональные комиссии.

Специализированные учреждения ООН:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

 

Банк - межгосударственная валютно-финансовая и кредитная организация. Созданный в 1944 г. (по некоторым данным - в 1945 г.) как акционерное общество. Предоставляет средне- и долгосрочные кредиты государствам-членам. Начал операции в 1946 г. Ныне его членами - около 180 государств мира. Членами Банка могут быть государства, которые принадлежат к Международному валютному фонду (МВФ). Этот Банк, а также три связанные (ассоциированные) с ним организации - Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ) - образовывают так называемый Мировой банк. Понятие " Международный банк реконструкции и развития" и " Мировой банк" часто употребляются как синонимы.

Штаб-квартира МБРР расположена в Вашингтоне - столица США. Всемирный банк проводит гибкую кредитную политику, осуществляя долгосрочное банковское кредитование инвестиционных проектов в частном секторе бывших социалистических стран и государств, которые развиваются. Банк является специализированной агенцией ООН.

Международный валютный фонд (МВФ)

 

Это специализированная агенция ООН. Созданная в 1944 г. для упорядочения валютно-финансовых отношений между странами, поддержки валютных курсов и предоставления кредитной помощи в выравнивании платежных балансов.

Действует как акционерное общество. Капитал МВФ представляют взносы государствам-членам в соответствии с их квотами. Последние, в свою очередь, учитывают удельный вес стран в мировой экономике и торговле. Процедуры голосования учитывают размеры квот держа_-членов.

Этот фонд предоставляет коротко- и среднесрочные кредиты для покрытия дефицита платежного баланса и с целью поддержки экономической и структурной перестройки хозяйственного механизма стран-членов. При этом кредитные операции осуществляются лишь с официальными государственными органами.

Финансирование выполняется на порционной основе. Эти порции называются траншами. Получение каждого из них жестко связывает с выполнением государством-заемщиком взятых на себя обязательств.

Штаб-квартира МВФ расположена в Вашингтоне (США

 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Этот орган ООН создан в 1964 г. Ныне в его состав входят около 170 государств. Основные задачи этого органа состоят в развитии международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества государств, разработке рекомендаций, которые касаются международных экономических отношений.

ЮНКТАД была создана по инициативе социалистических стран и стран, которые развиваются. В свое время она рассматривалась как противовес Генеральному соглашению по тарифам и торговли, в которой тон задавали США. На Конференции 1964 года страны, которые развиваются, впервые выступили организационным блоком, образовав так называемую " Группу 77".

На основании резолюции Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН от 30 декабря 1964 года Конференция ООН по торговле и развитию была признана как постоянный орган ГА ООН.

На Женевской конференции ЮНКТАД 1964 года был принят важный документ, который имел название " Принципы международных торговых отношений и торговой политики, которые оказывают содействие развитию" и около шестидесяти рекомендаций с многих аспектов международной торговли. В частности, одна из них касалась внедрения " Общей системы преференций для стран, которые развиваются".

Конференция применяет групповой метод деятельности - государства распределяются на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципом. Решение Конференции ООН набирают форму резолюций, заявлений и т.п.. Они имеют рекомендательный характер.

Под эгидой ООН разрабатываются многосторонние конвенции и соглашения. В работе Конференции ООН принимают участие отдельные международные организации. Вышестоящие органы - Конференция и Совет из торговли и развития. Совет состоит из шести комитетов.

Организация Объединенных Наций по промышленному развития (ЮНИДО)

Созданная в 1966 г. с целью содействия промышленному развитию и ускорение процессов индустриализации стран, которые развиваются. Организация призванная также координировать деятельность ООН в сфере промышленного развития. Членами Организации - свыше 160 государств. Штаб-квартира расположена в Вене.

Основные органы — Генеральная конференция, Совет из промышленного развития, Постоянный комитет и Секретариат. Организация имеет собственный бюджет, который формируется из взносов стран-членов.

Главными видами деятельности - оперативная и вспомогательная. Оперативная охватывает предоставление технической помощи странам, которые развиваются, в осуществлении конкретных проектов (предоставление консультаций, командировка экспертов, обеспечение кадрами и т.п.). Вспомогательная деятельность касается собирания, обобщение, публикации информации, выполнение исследований, организации конференций и т.п. по вопросам промышленного развития.

Под эгидой этой Организации обрабатываются десятилетние региональные стратегии развития. Действует Банк промышленной и технологической информации, воплощается Технологическая программа, направленная на создание национальных учреждений по исследованию мирового рынка технологий, укрепление собственного научно-технического потенциала.

 

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

 

Организация является специализированной агенцией ООН. Конвенцию о международной гражданской авиации(далее - Конвенция) заключили в 1944 г., и эта дата считается днем создания организации, хотя деятельность она начала в 1947 г.

Цель этой Организации - розробатывать принципы и методы международной аэронавигации, оказывать содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, совершенствовать полетно-технические правила, гарантировать безопасность полетов.

Вышестоящим органом агенции является Ассамблея. Она созывается по меньшей мере раз в 3 года. Ассамблея определяет направления деятельности Организации. Работой в межасамблейний период руководит Совет. Она является постоянным органом и подотчетная Ассамблее. Советом руководит президент. Она имеет обязательные и факультативные функции. К важнейшим обязательным функциям Рады принадлежат разработка и принятия международных стандартов и рекомендаций, направленных на достижение максимально возможной унификации правил в сфере международной воздушной навигации. Международные стандарты и рекомендации оформлены в виде 17 приложений к Конвенции 1944 г.

Постоянным органом Организации является Аэронавигационный комитет. Именно он разрабатывает новые международные стандарты и рекомендации относительно правил полетов, управление воздушным движением, предоставление информации воздушным судам и т.п.. Авиатранспортный комитет занимается изучением экономических и коммерческих аспектов авиаперевозок.

Организация имеет Постоянный секретариат. Возглавляет его Генеральный секретарь. Секретариат обеспечивает роботу Ассамблеи, Совета и других органов; состоит из пяти специализированных управлений.

Штаб-квартира Организации расположена в Монреале (Канада), а региональные представительства - в Париже (Франция), Каире (Египет), Бангкоку (Таиланд), Лиме (Перу), Мехико (Мексика), Дакаре (Сенегал).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)

Имеет статус специализированной агенции ООН. Была основана 16 октября 1945 г., и именно этот день ежегодно в мире отмечается как Всемирный день продовольствия. В 90-середине 20 столдетия в состав ФАО входили около 170 государств.

Цель деятельности ФАО - оказывать содействие развитию сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства. Организация собирает, изучает и распространяет информацию относительно питания, продовольствия, сельского хозяйства, улучшение производства и сбыта продовольствия, предоставляет техническое содействие и продовольственную помощь, готовит прогнозы и статистические данные по вопросам развития сельского хозяйства мира и т.п..

Считается одной из наибольших и наиболее эффективных агенции ООН. Штаб-квартира ФАО расположена в Риме, региональные отделения - в Аккре (Гана), Бангкоку (Таиланд), Риме, Сантьяго (Чили), Каире (Египет). В Вашингтоне и Нью-Йорке расположенные бюро по связем с Северной Америкой.

Вышестоящим органом ФАО - Конференция.

На конференциях утверждаются основные принципы деятельности ФАО, бюджет, анализируется ситуация в мире относительно продовольствия и положение мирового сельского хозяйства. Конференция в пределах своей компетенции принимает также рекомендации относительно международных и национальных мероприятий и программу дальнейшей деятельности.

Исполнительным органом ФАО на протяжении межсессионного периода - Совет. Он состоит из 49 избранных Конференцией государств-членов. Совет выполняет рекомендательные, консультативные и контрольные функции.

В пределах ФАО создано пять комитетов, которые занимаются вопросами продуктов, рыболовства, лесов, сельского хозяйства и всемирной продовольственной безопасности.

Высочайшее должностное лицо ФАО - Генеральный директор. Его избирает Конференция на срок 6 лет. Секретариат ФАО делится на семь департаментов (экономической и социальной политики, сельского хозяйства, рыболовства, лесов, развития, управление финансов и информации).

Деятельность ФАО финансируется за счет преимущественно трех источников: взносов государств-членов, Программы развития ООН, средств Всемирного банка. Как дополнительный источник используются также средства Опекунского фонда.

Верховная Рада Украины 25 ноября 2003 г. приняла Закон Украины " О принятии Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций" № 1334. Указанный Устав было принято 16 октября 1945 г. в г. Квебек.

ЮНСИТРАЛ – Комиссия ООН по праву международной торговли;

МАР – Международная ассоциация развития;

МФК – Международная финансовая корпорация;

ИМО – Международная морская организация;

И т.д.

ВТО:

Вопрос о создании Международной торговой организации возник в 1943 г. на маериканско-британских консультациях по вопросам международной торговли. В 1945 г. США предложили союзникам провести Международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО. Дальнейшая работа над ее созданием осуществлялась в рамках Экономического и Социального Совета (ЕКОСОС) 00Н. Первая сессия ЕКОСОС, которая состоялась в феврале 1946 г. приняла резолюцию о проведении Конференции 00Н по торговли и занятости. Был образован Подготовительный комитет из представителям 19 государств. Этот комитет создал проекты Устава МТО и Генерального соглашения по тарифам и торговли (ГАТТ). Свой взнос в это дело внесли Лондонская (октябрь 1946 г.) и Женевская (август 1947 г.) конференции.

Проект Устава МТО был разослан в сентябре 1947г. правительствам на рассмотрение, а между государствами, которые принимали участие в работе указанного Подготовительного комитета, начались переговоры о взаимном снижении пошлин.

Заключительный акт Второй сессии Подготовительного комитета содержит текст ГАТТ, перечни тарифных уступок, Протокол о временном применении ГАТТ.

Конференция 00Н по торговле и занятости проходила в Гаване (Куба) с 21 ноября 1947 г. до 24 марта 1948 г. Она приняла Устав МТО, который получил название Гаванской хартии. Его подписали свыше 50 государств. Планировалось, что он вступит в силу после ратификации его большинством государств, которые его подписали. 1 января 1948 г. вступил в силу текст ГАТТ, подписанный 23 государствами. С октября 1947 г. предполагалось, что он будет действовать до вступления в силу Устава МТО.

Новый состав Конгресса США (где преобладали представители Республиканской партии) отказался ратифицировать Устав. Его также не ратифицировали и другие государства. МТО так и не была созданна. СССР участия в образовании МТО не брал.

По результатам Уругвайского раунда переговоров осталось действовать ГАТТ. ГАТТ перестала считаться отдельным учреждением, так как превратилась на составляющую ВТО. Но если ГАТТ охватывала лишь товарную торговлю, то ВТО поле своей деятельности распространила и на торговлю услугами. Содействуя экономическому развитию путем расширения торговли, ВТО уделяет надлежащее внимание защите и сохранению окружающей среды.

ГАТТ не имела учредительного документа, который, как правило, определяет организационную структуру учреждения, ее компетенцию, сферу действия и т.п. Т.е. ГАТТ была своеобразной параорганизацией.

Сессия Договорных Сторон считалась вышестоящим органом ГАТТ. Созывалась она, как правило, один раз в год. Могла и дополнительно созываться в зависимости от потребности. На XVI Сессии был создан постоянный руководящий орган - Совет представителей Договорных Сторон. Заседание Совета происходило один раз в месяц. ГАТТ имела Секретариат. Функции Секретариата сначала выполняла Временная комиссия для Международной торговой организации. Возглавлял Секретариат Генеральный директор. Он выполнял также функции Исполнительного секретаря. ГАТТ постепенно обрастала комитетами, подкомитетами, группами.

Итак, ВТО является преемницей ГАТТ, заключенного в 1947 г., и вступившего в силу в 1948 г. Бывший СССР получил в ГАТТ статус наблюдателя в 1990 г.

В преамбуле соглашения об образовании ВТО отмечается, что Организация призвана оказывать содействие подъему уровня жизни и доходов, обеспечению полной занятости, расширению производства и торговли, оптимальному использованию мировых ресурсов.

Главные функции ВТО:

1. Содействие внедрению и использованию международно-правовых актов Уругвайского раунда ГАТТ и договоров, которые будут заключаться в будущем.

2. Выполнение роли форума для переговоров между государствами-членами по вопросам международной торговли.

3. Обеспечение функционирования механизма решения споров между странами-членами в сфере международной торговли.

4. Осуществление периодических обзоров торговой политики стран - членов.

Эта организация считается " зонтичной", поскольку к ее компетенции принадлежат также отдельные межправительственные соглашения. Создание ВТО означало отказ от практики проведения периодических переговоров в пределах раундов ГАТТ. Эта Организация является учреждением для проведения переговоров на постоянной основе.

Организация регулирует международную торговлю и регламентирует торговую и тарифную политику стран-членов. В поле ее зрения находятся принципы и правила международной торговли, пошлина, договорные обязательства, стандартизация и сертификация продукции, лицензирование импорта, субсидирование экспорта. Важным направлением деятельности ВТО считает либерализацию международной торговли, снижение торгово-политических барьеров и разработку правил применения неторговых ограничений (в частности, технических барьеров и иных форм нетарифных ограничений).

Соглашение об учреждении ВТО состоит из 16 статей, которые определяют компетенцию, функции, структуру, статус этой межправительственной организации, а также ее привилегии, иммунитеты, процесс принятия решений и т.п..

Свою деятельность ВТО начала 1 января 1995 г. Сначала в нее входила 81 страна. Было установлено двухлетний переходной период (начиная 01.01.95) для присоединения к ВТО 125 стран-членов ГАТТ после ратификации ими Заключительного акта Уругвайского раунда. По состоянию на 25 октября 1995 г. количество членов ВТО увеличилось до 110. Украина, Россия и другие страны ведут переговоры о вступлении в ВТО. Необходимым условием присоединения к ВТО новых членов – проведение ими мероприятий по приведению национального законодательства соответственно нормам международных договоров, которые принадлежат к компетенции ВТО. " Новички" должны снизить тарифы и модифицировать правила с целью улучшения доступа на их рынки иностранных товаров и услуг. Соответствующие обязательства " новичков" получили название " вступительный билет". Он дает право на пользование результатами либерализации международной торговли, осуществленной другими странами-членами ВТО в прошлом.

Вышестоящим органом ВТО- Министерская конференция, которая проводится раз в два года. В промежутке между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет.

Генеральный совет действует как орган по решению споров между государства-членами. Она рассматривает жалобы и принимает необходимые меры для решения разногласий между странами-членами. Совет осуществляет также обзоры торговой политики конкретных стран, опираясь на доклады, который готовит Секретариат ВТО.

Генеральному совету помогают выполнять ее функции:

• Совет по торговли товарами;

• Совет по торговли услугами;

• Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

В состав ВТО входят также несколько комитетов по разным аспектам мировой торговли.

Решения принимаются по принципу консенсуса. Он означает, что на время принятия решения ни одна страна не выдвинула своего возражения (хотя решение ей может и не нравиться). Когда же достичь консенсусу невозможно, то решения принимаются большинством голосов, причем каждая страна имеет лишь один голос. Специальные правила голосования предусмотрены относительно толкования заключенных международных договоров (требуется 3/4 голосов) и внесение поправок к ним (требуется 2/3 голосов).

В большинстве ситуаций применяется принцип консенсуса, поскольку он дает возможность избегать явления, которое называется " тирания большинства", - ситуация, при которой не учитывается даже значительная оппозиция относительно решений, которые принимаются. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре. На ней, в частности, было принято Соглашение о торговле товарами для информационных технологий. Основные итоги пятидесятилетия деятельности ГАТТ / ВТО подвели на второй конференции, которая состоялась в мае 1998 г. в Женеве.

Четвертая конференция в г. Доха (Катар), которая состоялась 9-13 ноября 2001 г. приняла решение о начале девятого раунда переговоров. Его окрестили " раундом развития".

В мексиканском городе Канкун в сентябре 2003 г. состоялась пятая конференция. Она подбила промежуточные итоги нового раунда. Его планировали завершить к началу 2005 года.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария). Возглавляет ВТО Генеральный директор. Он имеет 4 заместителей, которые помогают ему в текущей деятельности. Заместители назначаются Генеральным директором после консультаций со странами-членами.

С сентября 2002г. Генеральным директором ВТО - Супачай Паничпакди. Он был в свое время вице-премьер-министром Таиланда.

Численность Секретариата - 450 человек. Они являются гражданами разных стран. Во время выполнения своих обязанностей Генеральный директор и члены Секретариата считаются независимыми от правительств своих и других стран, организаций и т.п.. Секретариат имеет международный статус.

В начале XXI ст. свыше тридцати государств имели в ВТО статус наблюдателя. Большинство из них были на разных стадиях присоединения к ВТО. Статус наблюдателя имел также ряд межправительственных организаций. Среди них была ООН и несколько ее специализированных агенций. Украина и Россия наблюдатели ВТО.

ВТО по состоянию на середину 2003 г. насчитывала около 150 государств-участников; более 30 государств ведут с ней переговоры о вступлении.

 

Бюджет ВТО формируется за счет взносов стран-членов. В Украине с 1994 г. проводятся ряд мероприятий по вступлению Украины в ВТО. Остаются неурегулированными вопросы аграрного сектора, ценообразования, стандартизации и предоставления услуг.

 

3.3.Организации сотрудничества и организации, служащие основой интеграции.

В последние десятилетия в МЭО, в ряду международных экономических организаций особенно заметным стало явление " регионализации". Региональные организации становятся средством " ускоренного", скоординированного преодоления или устранения экономических границ между государствами региона.

Экономический регионализм развивается в двух главных формах - в форме " просто" сотрудничества и в форме экономической интеграции.

При региональном сотрудничестве не затрагивается государственный суверенитет; оно требует единогласия государств-участников. Поскольку организация международного сотрудничества по определению не налагает каких-либо ощутимых ограничений суверенитета, большое число стран, вне зависимости от их уровня развития, использует эту форму на практике. Поэтому региональное сотрудничество ширится как среди развитых, так и среди развивающихся стран. И наоборот, экономическая интеграция затрагивает вопросы суверенитета, требует других методов взаимоотношений.

Очевидно, что интеграция как правовое явление отличается от " просто" экономического сотрудничества и, соответственно, международная экономическая организация, являющаяся инструментом интеграции, отличается от международной экономической организации, обеспечивающей различные формы экономического сотрудничества.

Некоторые из этих отличий заключаются в следующем:

? государства - члены интеграционного объединения передают интеграционному " центру" больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции;

? в рамках интеграционного объединения создается специальный правовой режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, являющийся исключением из сферы действия принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), если сторонами не согласовано иное;

? международные экономические организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую внутреннюю структуру, предусматривающую наличие не только органов по выражению и обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формированию и обеспечению общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного характера; характерной тенденцией становится образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции;

? в рамках интеграции происходит взаимопроникновение, слияние государственных интересов, а не только их координация;

? в рамках интеграционных объединений появляются элементы " права интеграции", обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к МП. Право интеграции наиболее быстрыми темпами становится наднациональным (хотя понятно, что эта наднациональность - вторична; она - производна от источников международно-правового характера).

Не обязательно, впрочем, чтобы в интеграционных процессах того или иного межгосударственного объединения наличествовали все эти признаки полностью.

Формы интеграционных объединений государств.

На практике принято (достаточно условно) различать следующие государственно-правовые формы интеграционных объединений:

- зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами);

- таможенный союз (введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам);

- общий рынок (отмена таможенных пошлин и нетаможенных барьеров при трансграничном перемещении товаров/ услуг по территории государств, участвующих в интеграционном объединении;

- платежный союз (создание согласованного расчетно-платежного механизма между странами-участницами);

- валютный союз (создание согласованного механизма курсового обращения валют);

- экономический союз (свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы, финансов, единая внешнеэкономическая политика, усиление и расширение сферы «наднационального» метода регулирования);

- единое экономическое пространство с соответствующей политической надстройкой (единой валютой, тенденция конфедеративного устройства).

 

В целом можно утверждать, что для экономического сотрудничества в качестве метода правового регулирования более характерен метод координации, а для экономической интеграции - метод субординации (наднациональное регулирование).

Логика экономической интеграции ведет, таким образом, к экономическому федерализму, который предполагает, что создание между государствами единого рынка должно проходить на основе глубокой гармонизации всей совокупности условий производства и циркулирования лиц, товаров и услуг.

Такая гармонизация может иметь место, только если государства согласны с необходимостью передачи компетенции, ее ограничения, в пользу органов экономической интеграции.

При строительстве экономического союза этот процесс еще более выражен. В этом смысле показателен пример Европейского сообщества. От общего рынка Сообщество переориентировалось на образование экономического и валютного союза. Момент федерализации проступает в данном случае со всей очевидностью.

Примеры региональной интеграции.

ЕС:

Начало европейской " управляемой" многосторонней интеграции было положено образованием трех самостоятельных, но взаимосвязанных организаций - ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957 г.).

В апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. были подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и учредительный договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах:

- Римский договор об учреждении ЕЭС 1957 г. - создана главная организационно-правовая основа интеграции;

- Брюссельский договор 1965 г. - созданы единые органы трех сообществ - ЕЭС, Евратома и ЕОУС;

- Люксембургский договор 1971 г. - достигнута договоренность о принятии решений по жизненно важным вопросам на основе общего согласия;

- Единый Европейский акт 1986 г. - поставлены цели создания единого внутреннего рынка, единого экономического пространства;

- Шенгенское соглашение 1990 г. - принято решение о беспрепятственном перемещении через границы стран ЕС людей, грузов, капиталов;

- Маастрихтские соглашения 1992 г. - принято решение о создании валютно-экономического и политического союза(фактически завершило создание ЕС);

- Европейские Сообщества с 1 января 1994 г. стали именоваться Европейским Союзом;

- Амстердамский договор 1997 г. - предусмотрена реформа институтов ЕС, расширение компетенции ЕС в сфере полицейских, таможенных дел;

- Ниццский договор 2001 г. - подготовка к масштабному расширению ЕС, изменение порядка функционирования всех институтов ЕС, введение нового порядка распределения взвешенных голосов, совершенствование судебного механизма.

Практически каждый договор вносил изменения в первоначальный текст Римского договора 1957 г.

В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе ЕС характеризуются следующими результатами:

? ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью остаточные таможенные барьеры были отменены в 1994 г.); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);

? установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);

? достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы; создано единое экономическое пространство; в юридических рамках Европейского Союза продолжают автономно существовать " в свернутом виде" три первоначальных Сообщества (Евратом, ЕОУС, ЕЭС);

? обеспечено проведение единой торговой политики;

? осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;

? ускорен процесс превращения национальных предприятий в многонациональные предприятия (ТНК);

? осуществлен (в 2002 г.) переход к единой денежной единице - " евро";

? осуществлены сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;

? создана, функционирует и развивается особая система права - европейское право; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности;

? количество членов ЕС возрастает вначале с 6(Германия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Люксембург) до 15 государств(Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Австрия, Финляндия), а в 2004 г. в состав ЕС вошли еще 10 стран: Чехия, Венгрия, Польша, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Кипр, Мальта. На 2007 г. намечено новое расширение (Болгария, Румыния, Турция).

? сложилась система прикрепления к ЕС большой группы PC-свыше 70 государств - участников Ломейских конвенций. Свои отношения с другими " центрами экономической силы"

ЕС скрепил подписанием в 1990 г. Трансатлантической хартии с США, а в 1991 году - рамочного соглашения и совместной декларации с Японией.

Важнейшим достижением ЕС является создание так называемой Шенгенской зоны - зоны безвизового въезда-выезда.

В 1985 г. в люксембургской деревне Шенген было подписано соглашение о постепенной ликвидации на внутренних границах между странами-участницами всех форм контроля. Положения Конвенции стали применяться первой группой стран в 1995 г.

По состоянию на ноябрь 2002 г. в Шенгенскую зону входят 15 стран: страны ЕС минус Великобритания и Ирландия, плюс Норвегия и Исландия.

Граждане этих стран могут свободно выбирать место жительства и работы на территории всей Шенгенской зоны.

Эти страны совместно решают, граждане каких государств имеют право въезжать в зону без виз в качестве туристов.

По состоянию на ноябрь 2002 г, право на безвизовый въезд в страны ЕС имели граждане 45 государств: Аргентины, Коста-Рики, Гондураса, Латвии, Литвы. Гражданам других стран (например, Украины, России) для въезда в ЕС необходима виза.

Процесс экономической интеграции вплотную приблизил страны Европы к существенным подвижкам в политической надстройке: по сути, в Европе уже создана некая экономическая конфедерация, и развитие конфедеративных основ продолжается в политической, государственно-правовой сфере.

" Наднациональный" характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства. Источником " наднациональной" компетенции является Римский договор 1957 г.

Право ЕС включает в себя учредительные международные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, изданные органами ЕЭС/ ЕС (регламенты, директивы, решения).

В системе международно-правового регулирования (МПР) ЕС и во " внутреннем праве ЕС" большое место уделяется регулированию таких комплексов правоотношений, как:

? применение таможенных барьеров;

? применение нетарифных (" технических") барьеров;

? применение мер по защите национальной экономики (защитных мер);

? правила происхождения товаров;

? использование антидемпинговых процедур, и т.п. Фактически изначально в ЕС создавался дифференцированный режим импорта товаров, предполагавший несколько режимов;

? режим импорта внутри создававшегося общего рынка;

? режим импорта в Сообщество из третьей страны - участницы ГАТТ;

? режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, являющегося членом ГАТТ;

? режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, не являющегося членом ГАТТ;

? режим импорта из PC.

Согласно Римскому договору (ст. 12) государства-члены Сообщества обязались не вводить новых импортных или экспортных пошлин и не увеличивать размеры уже существующих. На основании разъяснения Европейского суда физические и юридические лица государств - членов ЕС вправе предъявить иски государствам, допустившим нарушение запретительных норм прямого действия, например статьи 12 Римского договора.

В ходе работы над Единым таможенным тарифом (ЕТТ) члены Сообщества вели составление " совместных списков либерализованных товаров", а также заключили Соглашение о приведении в соответствие национальных нормативных актов на основе ГАТТ.

Римский договор (ст. 32, 33) запретил устанавливать контингенты в торговле между государствами - членами ЕС. Запрещается субсидирование экспорта. Предпринимателям запрещается (ст. 85, 86) " осуществлять любую координирующую деятельность, которая имеет целью или результатом воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции внутри Общего рынка", злоупотреблять " своим доминирующим положением в Общем рынке или в существенной его части".

В качестве препятствий в торговле рассматриваются так называемые " технические" барьеры - административные предписания, которые ставят продажу и использование товаров в зависимость от выполнения определенных условий относительно, например, внутренних и внешних свойств товара, получения разрешений, проведения контроля.

В ЕС была проведена работа и приняты директивы по сближению технических предписаний о проведении испытаний и контроля по товарным группам: транспортные средства, химическая продукция, моющие средства, измерительные и электроприборы, станки, медицинские товары, пищевые продукты, текстиль и др. - во всех важнейших сферах промышленной деятельности.

В ЕС действует принцип взаимного признания технических норм и стандартов стран-участниц, позволяющий товару свободно обращаться на территории ЕС.

Применение защитных мер допускается, когда " какой-либо товар импортируется в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям... " (ст. XIX ГАТТ).

При этом в отношении государств с монополией внешней торговли критериями применения защитных мер являются " экономическая структура стран" и " интересы Сообщества", а не наличие или угроза ущерба или " кризисной ситуации".

В ЕС действуют правила ГАТТ в том, что касается защиты против демпингового или субсидированного импорта промышленных и сельскохозяйственных товаров из стран, не являющихся членами ЕС.

Наличие демпинга устанавливается путем сравнения экспортной цены с нормальной ценой товара. Критерии определения " нормальной цены" также варьируются не в пользу стран с монополией внешней торговли.

В рамках ЕС на основе принятой директивы 1988 г. осуществлялась программа либерализации взаимного движения капиталов, в соответствии с которой страны-участницы сняли все оставшиеся валютные ограничения и обязались не вводить новых. В 1994 г. все имевшиеся ограничения на передвижение капитала были полностью устранены.

В ЕС ведется работа по сближению акционерного законодательства стран-участниц. Определяется статус компаний ЕС (из 13 директив, составляющих основу этого статуса, 10 уже приняты). Комиссией ЕС разработан проект устава " европейской компании", направленный на поощрение слияния западноевропейских компаний в крупные ТНК, подчиняющиеся единому правопорядку.

Главными органами ЕС являются: Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет ЕС, Европейский парламент, Европейский Суд. Председатель Европейского Совета В 1994 г. подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС в Люксембурге.

ЕАСТ.

В 1960 г. по инициативе Великобритании, после вступления в силу Стокгольмской конвенции 1959 г., была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с секретариатом в Женеве.

В состав ЕАСТ вошли: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария; позднее (в 1970 г.) – Исландия, Финляндия и Лихтенштейн.

В 1966 г. в рамках ЕАСТ сложилась зона свободной торговли промышленными товарами при сохранении национальных таможенных тарифов для торговли с третьими странами.

В 1972 г. Великобритания вышла из ЕАСТ и вошла в европейский общий рынок.

В 1977 г. было заключено Соглашение между ЕАСТ и ЕЭС о создании зоны свободной беспошлинной торговли (для промышленных товаров), а в 1992 г. - Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).

В ЕЭП обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг, капиталов, людей. Созданы органы ЕЭП: Совет ЕЭП, Совместный комитет, Консультативный комитет и др.

Между государствами ЕАСТ и ЕС подписаны также двусторонние соглашения об импорте некоторых сельскохозяйственных товаров, а между ЕС и Норвегией, Исландией - двусторонние соглашения о свободной торговле рыбой.

 

Региональная интеграция является проявлением глобальной тенденции. Она активно осуществляется на всех континентах, во всех " центрах экономической силы".

В Европе интеграционные процессы происходят в рамках ЕС, СНГ. В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), " Андская группа", торговый пакт " МЕРКОСУР".

Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свободной торговли в рамках Карибского сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.

В Америке, Азии, Африке в последние десятилетия возникло более 30 зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов. Постепенно набирают силы межрегиональные формы интеграции.

Интеграционные процессы на континентах и в регионах мира различаются по характеру, движущим факторам, темпам развития. Во многих межгосударственных объединениях, созданных с целью интеграции, реальные объединительные силы еще очень слабы, отсутствуют достаточные непосредственные связи на уровне предприятий и национальных хозяйств в целом, неразвита рыночная и финансовая инфраструктура, структура национальных хозяйств.

С учетом этого провозглашение интеграционных целей некоторыми объединениями государств следует рассматривать лишь как подготовительную ступень к действительной интеграции.

НАФТА.

В 1988 г. между США и Канадой было заключено Соглашение о зоне свободной торговли. В декабре 1992 г. между США, Канадой и Мексикой подписано Соглашение о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г. Основные положения Соглашения включают:

? отмену таможенных пошлин на товары государств-участников;

? защиту рынка от товаров, проникающих в США путем реэкспорта из Мексики;

? предоставление национального режима иностранным инвестициям;

? снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;

? создание условий для свободного движения не только товаров и услуг, но и капиталов, рабочей силы;

? мероприятия по защите интеллектуальной собственности;

? ликвидацию большинства ограничений для экспорта/импорта (кроме сельхозтоваров, текстиля и некоторых других товаров), валютных ограничений, гармонизацию технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

? обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.).Вместе с тем в рамках НАФТА пока не созданы механизмы, аналогичные существующим в ЕС, необходимые организационные структуры.

Интересно, что Мексика, будучи членом НАФТА, ведет переговоры об учреждении зоны свободной торговли с Японией. С вхождением Мексики в НАФТА мексикано-японский товарооборот сильно сократился. К тому же конкуренция с высокосубсидируемыми американскими сельскохозяйственными товарами на пространстве НАФТА заставляет Мексику искать новые рынки.

Двусторонняя зона свободной торговли, создание которой предполагается в течение года, должна содействовать решению этих проблем.

ЛАИ

В 1960 г. Договором, заключенным в Монтевидео (" Монтевидео-1"), была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли - ЛАСТ, просуществовавшая до 1980 г.

Страны ЛАСТ составляли национальные списки товаров, на которые они снижали пошлины в размере не менее 8 % средневзвешенной величины сборов, применяемых в торговле с третьими странами. Такие таможенные уступки согласовывались на двусторонней основе и распространялись на всех членов Ассоциации.

Параллельно на регулярной основе осуществлялось многосторонне согласование общих списков товаров, на торговлю которыми ограничения снимались полностью. В результате деятельности ЛАСТ доля взаимной торговли во всем товарообороте стран ЛАСТ увеличилась с 7 до 14 %. К 1966 г. была создана общая система многосторонних расчетов.

В 1980 г. Договором Монтевидео-11 была создана Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), заменившая ЛАСТ, в составе Аргентины, Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора.

В соответствии с Договором создана структура интеграции. В качестве органов ЛАИ функционируют: Совет министров иностранных дел (созывается по мере необходимости), Конференция по оценке и сближению (созывается раз в три года), Комитет представителей, Генеральный секретариат (исполнительно-технический орган).

Совет министров иностранных дел уполномочен в ряде случаев принимать обязательные решения и директивы.

Андская группа - Andean Community of Nation (Kapтахенское соглашение).

В 1969 г. между Боливией, Колумбией, Перу, Чили, Эквадором было заключено Картахенское соглашение с целью, в частности, развития интеграции, создания латиноамериканского общего рынка, либерализации торговли, введения единого таможенного тарифа.

Впоследствии к Соглашению присоединилась Венесуэла (1973 г.), вышла из него Чили (1976 г.). В текст Картахенского соглашения вносились изменения и дополнения Лимским протоколом 1976 г., Протоколом Арекипа 1978 г., Протоколом Кито 1987 г.

Государства - участники Картахенского соглашения:

- ввели (с 1974 г.) общий режим в отношении иностранных инвестиций, интеллектуальной собственности; иностранные компании обязывались к преобразованию в смешанные, а иностранные компании в банковской, страховой, информационной сферах, в сфере транспорта и внутренней торговли – в национальные;

- ввели статус многонационального регионального предприятия;

- обеспечили режим свободного передвижения рабочей силы;

- либерализовали взаимную торговлю между государствами -

- участниками, практически создали зону свободной торговли и приблизились к введению единого таможенного тарифа в отношении третьих стран;

- ввели особый (преференциальный) статус для Боливии и Эквадора как наименее развитых стран субрегиона;

- поставили задачу развития единого Андского экономического пространства (" Андская стратегия", Галапагос, 1990 г.).Основными органами интеграционного объединения государств являются: Комиссия, Хунта, Андский Суд, Андский Парламент.

Комиссия - высший орган с законодательной компетенцией. Состоит из представителей правительств: по одному представителю и одному заместителю представителя от государства-участника. Сессии Комиссии проводятся три раза в год.

Решения Комиссии, согласно тексту Картахенского соглашения и ее регламенту, носят юридически обязательный характер. Можно констатировать, что в государствах Андской группы сложился принцип примата " права интеграции" над внутренним правом.

Хунта - " технический" орган со штаб-квартирой в Лиме; состоит из трех членов, избираемых на три года, и действует в интересах субрегиона в целом. Готовит предложения по вопросам интеграции.

Андский Суд с местонахождением в г. Кито функционирует с 1985 г. на основе Договора 1978 г., определившего внутреннюю организацию и компетенцию Суда. Состоит из 5 судей, назначаемых на 10 лет. Правомочен отменять решения Комиссии и постановления Хунты, если они противоречат нормам Картахенского соглашения.

Возбуждать дела в Суде по данным вопросам могут не только государства-участники, но и физические, юридические лица стран-участниц.

Андский Парламент, учрежденный специальным Соглашением 1979 г., является совещательным органом государств Андской группы. Состоит из депутатов национальных парламентов (не более 5 от каждого государства). Готовит предложения по гармонизации законодательств.

В 1993 г. между ЕС и Андской группой (Картахенским соглашением) заключено Соглашение о сотрудничестве.

Не исключено интеграционное сближение между Андским пактом и МЕРКОСУР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.