Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации

Лекция 3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

1. Становление воспитания как общественного явления.

2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ

Первобытное общество — это архаическая форма общественно государственного устройства. Оно характеризуется о(и собственностью, коллективным трудом и потреблением.

В науке существует несколько концепций происхождения иск питания. Так, эволюционно-биолбгическая теория объясняет питательную деятельность людей первобытного общества прису щим для высших животных инстинктом заботы о потомстве. Другие теории связывают происхождение воспитания с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Становление воспитания как общественного явления прошло длительный путь.

некоторые авторы утверждают, что историческая необходимость возникновения воспитания объясняется объективной, социальной по своей природе потребностью в Подготовке подрастающих поколений к трудовым функциям, что предполагало усвоение ими опыта производственной деятельности. Именно необходимость общественного воспроизводства труда вызвала к жизни объективную потребность в воспитании.Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда.

Происхождение воспитания исторически связано с возникновением системы социального наследования, которая не передается через биологические структуры и формируется у каждого человека в каждом поколении путем усвоения исторического опыта в процессе общественно-практической деятельности. Передача этого опыта истории от поколения к поколению называется социальным наследованием.

Хранение и передачу подрастающим поколениям образцов производственного и социального поведения обеспечивает культура, которая представляет собой своеобразное «общение поколений» и является ядром механизма социального наследования.

Включаясь в этот процесс, дети и подростки становятся субъектами социальной деятельности. Обязательным условием усвоения ими достижений предшествующих поколений является общение в форме совместной деятельности или речевого общения.

Социальное наследование осуществляется в процессе социализации, которая понимается как система целостного социального формирования индивида, превращения его в общественное существо, в человека.

Воспитание дополняет и направляет стихийное социальное становление ребенка. Другими словами, воспитание изначально является целенаправленно организованным процессом по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе.

Существуют доказательства что человек жил на Земле более 100 млн лет назад: во многих районах Земли в породах очень древнего возраста были обнаружены «следы» человека. Воспитание в этот период осуществлялось по законам первобытного и «человеческого стада».

Как социальное явление оно связано с выделением человека из мира животных, с передачей опыта от поколения к поколению.Считается, что зачатки социальных, в том числе и воспитательных, механизмов трансляции от поколения к поколению опыта жизнедеятельности зародились у хабилисов, ископаемых гоминид, которые создали распространенную в Африке олувайскую археологическую культуру 2, 5—1, 5 млн. лет назад.

Данная культура характеризуется наличием первых достоверных искусственно созданных каменных орудий, а также орудий из кости, дерева, раковин. Эти орудия знаменовали собой зарождение зачатков социальности, начало перехода к новым общественным формам передачи опыта жизнедеятельности от поколения к поколению. Был сделан первый шаг в создании специфических социальных средств передачи опыта, который аккумулируется в культуре. Именно к этому периоду относят развитие охоты — первой формы кооперации, также повлиявшей на становление воспитания.

Археологические данные говорят о том, что потребление основной части добычи осуществлялось не там, где животное было убито, а на местах, где находились дети, женщины и старики. Таким образом, хабилисы вплотную подошли к социальным способам добывания, распределения и потребления пищи. Такая практика должна была передаваться из поколения в поколение, ее усвоение осуществлялось в процессе включения детей и подростков в жизнь группы и по мере необходимости дополнялось специальным вмешательством взрослых.

Следующий этап становления воспитания как общественного явления начался примерно 1, 5 млн лет назад и был связан с процессом зарождения речи. Речь становится важнейшим средством общения, накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось в процессе трудовой деятельности, оно становилось одним из главных средств воздействия на психику и поведение детей и взрослых. Возникновение речи и развитие психики – свидетельство качественно нового этапа в общем процессе становления воспитания.

Дальнейшее становление воспитания как общественного явления было обусловлено изменениями в образе жизни формирующихся людей, в уровне культуры, в структуре психики. Эти изменения выразились в появлении архантропов, прогрессивная эволюция которых, как считают археологи и этнографы, продолжалась более 1 млн лет. Они обладали зачатками понятийного мышления и речи, жили в коллективах, социальный характер которых проявлялся уже вполне очевидно. Они создали археологическую культуру. Более современными становятся орудия труда, о чем говорит появление ручного рубила, изготовление и пользование которым требовало обучения, поскольку простого подражания уже было недостаточно. Развивалась и охота, которая, в свою очередь, требовала более высокого мастерства, хорошей подготовки охотников и предварительного обучения подростков (мальчиков) важнейшим охотничьим приемам.

К характеризуемой эпохе относятся первые данные об использовании огня, который продлевал время жизни, труда и досуга, делал возможным заселение пещер, способствовал зарождению социальности и становлению

воспитания, направленного на включение подрастающих поколений в социальную жизнь и подготовку к будущим половозрастным социальным ролям.

К эпохе архантропов некоторые исследователи относят начальную стадию формирования речи, которая служила средством общения, способом кодирования полученного опыта. Одним из важнейших стимулов развития речи являлась необходимость передачи накопленного опыта из поколения в поколение. Это облегчало и совершенствовало воспитательную деятельность, способствовало складыванию первых методов воспитания и обучения — одобрения и неодобрения действий ребенка.

Очередной этап процесса становления воспитания начинается около 250 тыс. лет назад. К этой эпохе относятся достоверные данные о зарождении кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Содержание воспитания все более усложняется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков поведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и т.д.

Около четверти миллиона лет назад начался новый этап становления воспитания. Он продолжался более 200 тыс. лет и считается временем существования последнего типа формирующихся людей — палеоантропов, в общинах которых продолжалось развитие общественных отношений и становление естественного разделения труда. Именно к этому периоду относятся первые достоверные данные об оформлении кровнородственных и семейнобрачных отношений, о зарождении зачатков искусства и религии. Эти изменения способствовали совершенствованию специальной деятельности по передаче потомкам накопленного опыта и формированию следующего этапа процесса становления воспитания. Важнейшее значение имело дальнейшее развитие охотничьей деятельности, а также способов изготовления каменных орудий. Специализация в трудовой деятельности по признакам пола приводила к дифференциации в подготовке мальчиков и девочек, к различию в их воспитании.

Одним из основных способов накопления и передачи опыта становятся в рассматриваемый период ритуалы, в которых передавались элементы трудового процесса и социальные стереотипы поведения в целом. Им была присуща и воспитательная функция, которая выражалась в передаче подрастающим поколениям опыта охоты на животных, в выработке определенных умений и навыков, в физической тренировке.

На смену праобщине палеоантропов пришла раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов, возник человек современного физического типа.Община существовала в течение двух археологических эпох — верхнего палеолита и мезолита, когда развивался единый хозяйственно-культурный тип общества, основанный на присваивающей экономике, половозрастном разделении труда, полном социальном равенстве всех членов первобытных коллективов.

Археологические, этнографические и фольклорные источники помогают реконструировать воспитание в раннепервобытных общинах, а современное педагогическое и социологическое знание позволяет специалистам его теоретически интерпретировать.

Объективная потребность в воспроизводстве каждым новым поколением орудий труда, которые использовались первобытными людьми, делала необходимым включение в содержание обучения знаний, умений и навыков по их изготовлению. Посредством обучения должна была передаваться также определенная часть охотничьего опыта, который постоянно совершенствовался.

Взрослые регулировали действия подростков, связанные со сбором растений, кореньев, насекомых, и снабжали их необходимыми знаниями и навыками.

Археологи и этнографы отмечают, что в позднем палеолите и мезолите накопился большой опыт ведения домашнего хозяйства, тем более что оно уже требовало определенной специализации. Все это предполагало наличие целенаправленной специальной педагогической деятельности.

Этнографы, которые исследовали отсталые в своем социальном развитии сообщества (многие племена аборигенов Австралии, бушменов Африки и др., находящихся на уровне развития, соответствующем в своих главных чертах эпохе мезолита), обратили внимание на особенности их воспитательной практики. В период трех-четырехлетнего кормления грудью ребенок был на попечении матери, его учили ходить и говорить. За детьми специально никто не присматривал. Цель воспитания состояла в привлечении к доступным формам труда.

Постепенно процесс воспитания усложнялся: оно становится разным по полу, возрасту, содержанию, формирующим навыки обращения с орудиями труда, луком и стрелами, копьем. Уже тогда взрослые воспитывали у детей такие нравственные качества, как послушание, смелость, следование традициям, взаимная выручка, гостеприимство.

Особое значение в воспитании имели игры, имитирующие охоту, войну, труд, семейные отношения, обряды. Игры подчинялись половозрастному делению. Наставления и рекомендации передавались младшему поколению посредством фольклора: преданий, сказок, пословиц, песен, дидактических рассказов и мифов.

Процесс становления воспитания как общественное явление завершился примерно 35-40 тыс. лет назад: человек, обладающий сознанием и речью, живущий первобытной общиной, целенаправленно и организованно осуществлял воспитание молодежи. Трудовая деятельность, рост социального опыта привели к осознанию значения воспитания для общины и каждого ее члена.

Таким образом, становление воспитания как целенаправленного и осознанного взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого осуществляется подготовка к будущей самостоятельной жизни, начинается примерно около 2, 5 млн лет назад. Завершение этого процесса происходит с появлением «человека разумного».

Особенностями социального воспитания в этот период является его органическая целостность, комплексность и единство: воспитание – физическое, умственное, нравственное и трудовое – и обучение были слиты в один процесс.

Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадлежало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях (охотник, воин, змеелов и т.п.). Все большая специализация в трудовой деятельности по половозрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек.

Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Социальное воспитание в общине проходило в единстве с жизнью, оно было ее естественной и органичной частью и не рассматривалось как подготовка к будущей жизни. Высокая эффективность социального воспитания обеспечивалась могучим фактором – единством требований, предъявляемых подрастающим поколениям общиной, воспитателями, самой жизнью; устойчивостью этих требований.

Этнографические данные свидетельствуют, что в раннепервобытных общинах воспитание существовало как сложившееся общественное явление, и позволяют выделить его из числа прочих механизмов социализации.

Именно в позднем палеолите-мезолите, в эпоху раннепервобытных общин, возникает исторически первый тип воспитания как качественно определенное социальное явление, для которого была характерна принадлежность детей не родительской семье, а всему родственному коллективу (Корнетов Г.Б., 1992).

Особенности исторически первого типа воспитания во многом определялись также спецификой психики людей первобытной эпохи, которой были свойственны внушаемость, образный и наглядно-действенный характер мышления. Это обусловливало исключительную эффективность воспитательного воздействия различных церемоний и обрядов, которые сопровождались танцами и песнями.

В социокультурных условиях раннепервобытной родовой общины внутренними движущими силами воспитания являлись противоречия самого движения от незнания к знанию и от неумения к умению. Воспитание выливалось в способы ненасильственного включения воспитуемых в реальную жизнедеятельность.

Педагогическая мысль как совокупность общественных представлений о воспитании существовала на этом историческом этапе развития только на уровне обыденного сознания и отражалась в фольклоре в форме педагогических идеалов и конкретных рекомендаций.

Дальнейшее развитие социальных процессов привело к разложению первобытнообщинного строя, что также было связано с освоением земледелия и скотоводства, появлением прибавочного продукта. В результате этих процессов цели воспитания и содержания образования детей и подростков начинали дифференцироваться. Воспитание большинства общинников стало носить преимущественно трудовой характер, в то время как воспитание вождей и жрецов становилось в основном интеллектуальным, а вождей и воинов — военно-спортивным.

В конце первобытнообщинного периода появились специальные центры воспитания — дома молодежи для детей и подростков. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. Подростки и юноши готовились здесь к будущей трудовой деятельности, занимались самообслуживанием и участвовали в общественных работах: строительстве зданий, каналов, уходе за скотом и т. п. Взрослые обучали их приемам военного дела.

В домах молодежи большое внимание уделяли идеологической стороне воспитания, приучая подростков к выполнению религиозных обрядов и торжественных ритуалов. Их обучали пению, танцам, рассказывали различные предания, знакомили с историей рода и т.п.

Социальное и имущественное расслоение общин сопровождалось появлением самостоятельных хозяйственных ячеек-семей. Проявлялась устойчивая тенденция к осуществлению семейного воспитания, которое постепенно пришло на смену коллективного, хотя активизировался этот процесс гораздо позже.

ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИНИЦИАЦИИ

Существует мнение, что исчезновение посвящения является одной из характерных черт современного мира. Будучи важной особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Конечно, следы таинств посвящения в той или иной мере присутствуют и в настоящее время. Например, в христианстве крещение в основе своей – один из обрядов посвящения.

Очевидно, существует множество типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры. Обычно под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых – радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. К концу испытания неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим. Из различных категорий посвящения, посвящение, связанное с достижением половой зрелости, с взрослением, особенно важно для понимания человека. Там, где они существовали, обряды возрастного перехода были обязательными для всей молодежи племени. Чтобы получить право быть допущенным в сообщество взрослых, подросток должен был пройти через ряд обрядовых испытаний и получить знания, заключенные в них. Только после этого он признавался ответственным членом общества. Посвящение вводит неофита одновременно и в человеческое общество, и в мир духовных ценностей. Он узнает правила поведения, производственные приемы и организацию взрослых, а также мифы и священные традиции племени, имена богов и историю их деяний и, что особенно важно, мистические отношения между племенем и Сверхъестественными Существами, в том виде, в каком они установились с начала мира. Каждая первобытная община обладала собранием мистических традиций, своей «концепцией мира», которая постепенно открывалась новичку в процессе посвящения.

В настоящее время принято различать три большие категории – или типа посвящения:

первый включает коллективные обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту и обязательные для всех членов общества. В этнологической литературе эти образы рассматриваются в терминах: «обряды, связанные с возрастом половой зрелости», «племенные посвящения» или «возрастные посвящения». Другие посвящения отличаются от названных тем, что они не обязательны для всех членов общины и по большей части производятся индивидуально или в узких группах;

вторая категория посвящений включает все виды обрядов вступления в тайное общество, в союз или братство. Эти тайные общества предназначены для людей одного пола и очень ревниво охраняют свои секреты. На уровне первобытных культур общества, приемлемые для обоих полов крайне редки;

третья категория посвящения подтверждает мистическое призвание, которое на уровне первобытных религий представляет собой призвание колдуна – знахаря или шамана. Одна из специфических особенностей этой третьей категории состоит в той значимости, которую придает человеку индивидуальный опыт. В общем можно сказать, что те, кто проходят через испытания этой третьей категории посвящения, предназначены, хотят они того или нет, для участия в религиозном переживании более сильном, чем то, которое выпадает на долю остальным членам общины.

Между всеми категориями посвящения существует структурное единство. Посвящение составляет решающий опыт в жизни каждого индивидуума.

Инициации рассматриваются специалистами как предшественники институализированных форм воспитания и обучения. Однако они являют собой первую форму социального образования, выполняя не столько педагогическую, сколько социально-педагогическую функцию.

Общая модель воспитания в первобытной общине выглядела следующим образом: первые 3-4 года ребенка воспитывает мать; с 3-4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6-8 лет происходит разделение воспитания по полу; с 9-11 лет начинается подготовка к инициации; в 13-15 лет прохождение через инициацию. Сам обряд в сущности определялся как смерть детства и рождении взрослости.

Посвящение, связанное с достижением половой зрелости, начиналось с разрыва: ребенок или подросток отделялся от матери, причем это иногда происходило довольно грубо. Но посвящение имело значение не только для неискушенной молодежи. Обряд охватывал все племя. Новое поколение обучали, делали его достойным интегрироваться в общество взрослых.При этом воспроизводились традиционные обряды, благодаря чему перерождалась вся община. В первобытных обществах обряды посвящения относились к разряду самых значительных религиозных празднеств. Празднества начинались с ритуальных действий (костер, танцы, принесение жертвы и т.д.). Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость. Выдержавшие испытание становились полноправными членами общины.Система подготовки молодых поколений как бы естественно замыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчивала ее, принимая экзамен на социальную зрелость. Инициации завершали подготовку молодых поколений: этой акцией проверялись и закреплялись в них необходимые ценностные основания и ориентиры, отвечающие интересам всего общества.

Таким образом, с изменением объема и качества социально-культурного опыта, передаваемого молодежи старшими поколениями, с осмыслением значения этого факта для общества и его членов возникает воспитание как целенаправленное взаимодействие детей и взрослых. Большое значение в процессе воспитания имела инициация.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Двойственная задача. | С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.