Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Развитие теорий информации и коммуникации

1. Генезис исследований коммуникационных процессов в эпоху античности

2. Средневековая герменевтика и её научный вклад

3. Проблематика исследований коммуникации в Новое время

4. Междисциплинарный подход в исследовании информации и коммуникации (К.Шеннон, Н.Винер и др.);

5. Классическая парадигма коммуникации (Г. Лассуэл);

6. Современные направления научного исследования коммуникационных процессов

Таблица 1

Эволюция научных представлений о коммуникации

Эволюция научных представлений о коммуникации
Культурная эпоха, период Дисциплины, науки Форма выражения
1) античность Риторика, логика Культура речи, ораторство
2) средневековье Герменевтика Толкование, постижение текста
3) Новое время   Научные исследования
XVIII-XIX вв. Языкознание Как отражение генезиса и динамики общества
XIX-XX вв. Соц. психология, социология
XX – нач. XXI вв. Психология, социология, культурология, философия, лингвистика
 
 

 

 

 

Начало исследований коммуникационных процессов приходится на античную эпоху. Ораторское искусство требовало освоения коммуникационных навыков.

Греция является родиной искусства убеждения – риторики. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в трактате «Риторика» отмечает, что повлиять на людей или убедить в чем-то возможно только в случае их благосклонности или симпатии к себе. Он предложил одну из первых моделей коммуникации: оратор речь аудитория.

Блестящий римский оратор, мыслитель и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) указывал на необходимость внимательно изучать и учитывать интересы, вкусы и желания публики. Главная задача оратора, по его мнению, состояла в том, чтобы эстетически воздействовать на народ, уметь влиять на поведение и волю человека, убеждать его и призывать к активной деятельности.

2. Средневековье, отражая главный идеал эпохи – Слово и Текст, – обратились к герменевтике (греч. ἑ ρ μ η ν ε υ τ ι κ ή, от ἑ ρ μ η ν ε ύ ω – разъясняю, истолковываю) – искусству толкования текстов классической древности, Библии, учение о принципах интерпретации.

Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем – в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения. В этом смысле герменевтика – дисциплина филологической критики.

Автором первой обобщающий работы по герменевтике был ещё в позднюю античную эпоху христианский мыслитель Аврелий Августин (354 – 430). Его труд назывался «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия».

 

3. Возрождение и Новое время (период от начала английской революции (1640) до начала Первой мировой войны (1914) приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой, секуляризированной, «обмирщенной» культуры уже не Бог, а Человек.

На рубеже XVIII – XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру – «объекту».

Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер (1768 – 1834), видный представитель немецкого романтизма, более последовательно рассматривал проблему общения. Для него общение между людьми – это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений.

Шлейермахер определяет герменевтику и как метод всех наук о духе (гуманитарных наук). Он развивает понятие герменевтического круга, вводя две его разновидности. Первая, традиционная для герменевтики – когда часть текста соотносится со всем текстом как целым и мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая интерпретация герменевтического круга состоит в том, что текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое.

Семиотика – новое направление исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание знаковой природе коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом сопоставлялось (придавалось) некоторое значение.

Основные принципы семиотики сформулировал американский философ и логик Ч. Пирс (1839 – 1914), который ввел и само понятие «семиотика». Коммуникация имеет знаковую природу и невозможна без знаков.

Ф. Ницше (1844 – 1900) стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов «бытия» — естественности, страстей, непосредственности, стихийности.

 

4. Факторы, обусловившие развитие проблем коммуникации в ХХ веке:

1. Социально-экономический фактор.

2. Научно-технический прогресс.

Создание в XX веке новых технических систем – средств коммуникации и формирование принципа свободного обмена создают предпосылки для нового понимания процесса коммуникации как фактора, интегрирующего общество. В серединеXX века коммуникация становится мощным средством, обеспечивающим свободный концептуальный междисциплинарный обмен.

В 1948 году американский математик Клод Шеннон (1916 – 2001) опубликовал монографию «Математическая теория коммуникации», в которой он, основываясь на итогах своей работы над секретными кодами в области криптографии начиная с 1941 года, выдвинул ряд гипотез, приведших его позднее к созданию математической теории и модели коммуникации. Шеннон предложил схему «базовой модели коммуникации», рассматривая технические стороны процесса передачи информации. Согласно его предположению, проблема коммуникации заключается в «репродуцировании в данном месте с определенной точностью сообщения, переданного из другой точки».

Клод Шеннон выделил три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности. Технические проблемы связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы – с интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено отправителем. Проблема эффективности отражает успешность, с которой удается изменить поведение в связи с переданным сообщением.

Системный подход Клода Шеннона рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения (цель), шум (фактор дисфункции). В этой линейной схеме коммуникация строится в виде цепочки элементов: источник (информации), который инициирует сообщение (например, разговор по телефону), передающее устройство, которое трансформирует сообщение в систему знаков, канал, по которому передается сигнал (телефонный кабель), декодер или приемник, который реконструирует сообщение, и направление (пункт назначения), человек, которому передается сообщение. В качестве технического шума может выступать, например, наличие нескольких сигналов в канале, в других видах коммуникации, например рекламе, такой шум может быть представлен в виде действий конкурентов. Следы модели Шеннона можно обнаружить во множестве более поздних моделей массовой коммуникации.

Другой известный ученый, которого по праву называют отцом кибернетики, Норберт Винер (1894 – 1964), обосновал циркулярную модель коммуникации, в основе которой была модель Шеннона, но при этом было выделено новое важное обстоятельство – обратная связь коммуникатора с коммуникантом и обоснована ее роль с точки зрения эффективности самого процесса коммуникации.

Н.Винер определил ряд особенностей социальной коммуникации и применил понятие энтропии. Информация должна постоянно циркулировать в обществе. Общество информации может существовать только при условии свободного информационного обмена. Система функционирует эффективно, если ее обратная связь дает достоверную информацию.

Согласно пониманию Н.Винера, сумма информации в какой-либо системе есть мера уровня ее организованности. Энтропия – мера уровня ее деградации. Одно является негативным последствием другого. Энтропия – тенденция в природе разрушать порядок вещей, ускорять процесс биологической деградации и социальный беспорядок, составляющие фундаментальную угрозу. Наступление энтропии прямо пропорционально отступлению прогресса.

 

5. Впервые в 30-е годы понятие массовой коммуникации сформулировал американский социолог Гарольд Лассуэлл (1902 – 1978), анализируя язык политической пропаганды. В 1948 году он определил три функции массовой коммуникации:

1) информационную функцию или обозрение окружающего мира;

2) преобразующую функцию или воздействие на общество через обратную связь;

3) познавательно-культурологическую функцию или передачу культурного наследия.

Основанная Г.Лассуэлом классическая парадигма коммуникации базируется на классическом ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает). В социальной коммуникации доминирующим является коммуникативный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный выполняет вспомогательную роль.

1968 году Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?

В основе современных теорий коммуникации–процесс научного поиска ответов на вопрос об отношении категорий материального и нематериального мира. Эти теории рассматривают природу (двуединство) таких понятий, как биологическое и социальное; природа и культура; макро- и микромиры; индивидуум и общество.

Социальная информация заново приобретается каждым поколением. Информация, которую использует человек, рассматривается как знание. В повседневной практике под информацией обычно понимают сведения, представляющие определенный интерес, которыми обмениваются люди в процессе общения. Таким образом, циркулирующая в обществе информация, к созданию которой причастен человек, называется социальной информацией. Носителями социальной информации являются речь, графика, знаковые системы, коды, символы и, наконец, технические сред­ства. Источником социальной информации является человеческая деятельность. Одной из подсистем социальной информации, к которой мы в дальнейшем будем часто обращаться, является массовая информация.

Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»), разрабатываемая американским антропологом Эдвардом Холлом (1914 – 2009), дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.

Создатель науки проксемики (от англ. proximity – близость) – область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.

Холл выделяет четыре межсубъектные зоны:

– интимная (0-0, 5м);

– персональная (личностная) (0, 5м-1, 2м);

– социальная (1, 2м-3, 65м);

– общественная (3, 65 м и более).

Размеры личностного пространства, вторжение в которое других людей нами допускается, как показали исследования Холла, культурно детерминированы (для людей различных культур (национальностей) различаются). Восточные культуры допускают меньшее расстояние при общении, нежели западные.

В теории «лица» (идентичности в переговорах), предложенной Стеллы Тинг-Туми, нашли отражение социокультурные аспекты коммуникации. Данная теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности.

В соответствии с теорией обсуждения идентичности (ТОИ) Стеллы Тинг-Туми (Stella Ting Toomey, 2005), созданной в 1986 и обновленной в 2005, человеческие существа любой культуры имеют потребность в уважении к своей идентичности в процессе коммуникации. Особенности культурной идентичности определены как эмоциональные значения, которые индивиды соотносят с чувством принадлежности или членства в более широкой национальной культуре. Особенностью этнической идентичности является субъективная преданность и лояльность к группе – большой или малой, социально доминантной или второстепенной – с той, в которой присутствуют потомственные связи.

Способы, которыми индивиды могут улучшать свое понимание идентичности, уважение и взаимные положительные оценки друг друга – это важная проблема, требующая разрешения в этом подходе. Для иллюстрации, два теоретических допущения ТОИ утверждают, что:

1. Основная динамика идентичности групповой принадлежности человека (например, культурного или этнического членства) и индивидуальной идентичности (например, уникальных отличительных черт) формируется посредством символической коммуникации с другими;

2. Индивиды во всех культурах или этнических группах имеют основные мотивационные нужды для безопасности идентичности, а также ее включения, предсказуемости, связи и целостности.

Стратегии поддержания идентичности, такие как внимание, выслушивание, диалог, подтверждение и настоятельно включенное поведение – это продуктивные шаги, которые могут развивать качество межгрупповых отношений.

Сторонники лингвистических подходов к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка, понимаемого как:

– система символической коммуникации, т.е. коммуникации путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающая человеческие существа от всех остальных видов;

– знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Импорт товаров через посредников | Особенности развития движений и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста в физическом воспитании




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.