Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение слова «Русь».






 

В начальный период истории наших предков именуют обычно по названиям племен (или племенных союзов) в которые они объединялись – поляне, древляне, кривичи, вятичи и др.. Но в тоже время в источниках появляются, но в разных транскрипциях, слово «рос», «рус» и т.п.

В вопросе о происхождении слова «Русь» в науке идут споры, начавшиеся еще в ХУШ в. Существуют две основные точки зрения на вопрос о происхождении слова «Русь». Некоторые авторы (например, С.В.Юшков) считали, что первоначально этот термин имел чисто социальное значение, обозначал определенную социальную группу, при том привилегированную. К этому есть определенные основания. В источниках Русь ставится иногда в ряд других социальных групп. Так, Русская Правда говорит: «Положите за голову 80 гриван, паче будеть тужь или тиуна княжа; аще ли будет русин, или гридь, любо купець, либо тивун бояреск, либо мечник, либо изгой, ли словенин, то 40 гривен положити за нь».

Все же большинство исследователей склоняются к точке зрения об изначала этническом происхождении названного термина. Его связывают с определенными географическими названиями, в особенности с притоком Днепра, речкой Рось. Считают, что на этой реке жило одноименное племя, название которого перешло позже к племенному союзу, а потом распространилось и на все население Древнерусского государства.

Существует также мнение, что под русью следует понимать варягов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора Р. Пайпса и в книге кембриджской преподавательницы Х.Дэвидсон.

Древнерусская народность является колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Мы не знаем точно, когда и как конкретно образовались первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В Германской хронике с 869 г. русские князья именуются – хаканами – царями, отмечается также наличие единства законов, т.е. определенного правопорядка.

Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского феодального государства.

 

 

2. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

 

С конца УШ в. по южнорусским степям стала распространяться новая азиатская орда – хазары. Это было кочевое племя тюркского происхождения, но оно было непохоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южнорусских степях.

Этническое происхождение хазар неясно, вызывает в науке споры. Однако известно, что кроме коренного населения в Хазарии проживали многие выходцы из Средней Азии, Закавказья и даже Палестины.

Этническая пестрота страны обусловила и существование нескольких религиозных систем, притом в государстве признавалось их равноправие, существовала веротерпимость. В УШ в. среди них водворились из Закавказья промышленные евреи и арабы. Еврейское влияние здесь было так сильно, что династия хазарских каганов со своим двором, т.е. высшим слоем хазарского общества, приняла иудейство. Правда в пору упадка Хазарии, когда на нее давили с запада славяне, а с востока тюрии, хазарам пришлось отказаться от иудейства в пользу мусульманства. Это было условием помощи со стороны хорезм-шаха, правда, не спасшей Хазарию.

Раскинувшись на привольных степях по берегам Волги и Дона, хазары основали средоточие своего государства в низовьях Волги. Однако границы государства менялись на протяжении УШ-Х в.в., то заходя за Кавказский хребет, то продвигаясь на Запад, но основное ядро царства хазар размещалось между Черным и Каспийским морями.

Каганат имел последовательно три столицы, последнюю – город Итиль в низовьях Волги. Здесь столица скоро стала огромным разноязычным торжищем, где жили магометане, евреи, христиане и язычники.

Хазары скоро стали покидать кочевой быт и обращаться к мирным промыслам. У хазар существовало и земледелие, и кочевое скотоводство. Были и города, куда они на зиму перебирались с летних степных кочевий.

Во главе государства стоял монарх – каган (хакан). Имеются сведения о высших должностных лицах, а также, а также о судебной системе.

Существование различных религиозных учений обусловило и функционирование соответствующих им правовых систем. В Хазарии действовали иудейские, мусульманские, христианские суды, применявшие соответственно законы Моисея, шариат, христианское каноническое право. Был также специальный судья, который судил жителей, исповедовавших какие-либо другие вероучения.

В пору расцвета Хазарского каганата в УШ –1Х в.в. в зависимость от него попали и некоторые славянские племена, жившие близко к степям – поляне, северяне, вятичи. Об этом есть указание в «Повести временных лет». Но хазарское иго доставляло покоренным и большие экономические выгоды. С тех пор для них, как данников хазар, были открыты степные, речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам.

Под покровительством хазар по этим рекам пошла бойкая торговля из Преднестровья. Мы встречаем ряд указаний на успехи этой торговли. Арабский писатель Хордадбе, современник Рюрика и Аскольда, писавший не позже 870-хх г.г., замечает, что русские купцы возят товары из отдаленных краев своей страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них десятину (торговую пошлину), что те же купцы плавают по Волге, спускаются к хазарской столице, где властитель хазарский берет с них также десятину, выходят в Каспийское море, проникают на юго-восточные его берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Сколько поколений нужно было, чтобы проложить такие далекие и разносторонние пути с берегов Днепра и Волхова.

Нумизматическая летопись наглядно показывает, что именно в УШ в. завязалась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком. Но этот век был временем утверждения хазар в южнорусских степях; ясно, что хазары и были торговыми посредниками между этим Востоком и русскими славянами.

Хазарский каганат, ставший заметной силой в УП в,, достиг расцвета в УШ в. и пал в Х в. под ударами русских князей. Остатки каганата были сметены нахлынувшими в Хазарию кочевниками-половцами (Х1 в.). Хазарский каганат не имел прямых преемников, если не считать определенного влияния на Булгарское царство.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.