Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. 1. Механизмы психологической защиты






 

В современных школьных учебниках физиология иногда определяется как наука о работе сердца, почек, лёгких, печени и прочих внутренних органов. Данные определения, скалькированные с учебников XIX века и написанные в то время, когда Сеченов был пятилетним ребёнком, а И. Павлов ещё не родился, абсолютно не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Современную физиологию можно определять как науку о динамике функций здорового организма человека и животных (тогда это будет нормальная физиология) и больного организма (патофизиология).

 

 

В физиологии существует понятие «гомеостаз» – состояние динамического неравновесия организма и окружающей среды. Пионерность термина присваивается видному физиологу XX века Уолтеру Кеннону. Однако авторы курса лекций (учебного пособия) видят основоположником не столько понятия, сколько концепции гомеостаза, великого врача Греции, основоположника медицины Гиппократа, уподоблявшего организм текущему ручью.

 

Попробуйте представить себе пачку соли, брошенную в ванну. Пакет сначала набухнет, потом потеряет структуру и, наконец, соль полностью растворится в водном пространстве эмалированной ёмкости. А теперь постарайтесь ответить на вопрос, относящийся не только к студентам физмата, но и ко всем остальным учащимся нашего университета, знающим физику хотя бы в объёме средней школы: «Почему мы, погружаясь в ванну, не растворяемся в ней, как пачка соли. Ведь согласно второму закону термодинамики любого из нас при погружении в ванну должен был ждать лишь этот исход?»

 

Гирька падает сверху вниз, горячий чайник отдаёт тепловую энергию окружающей среде... Примеров возвратной энтропии можно привести ещё очень и очень много. Но в любом случае мыслящий человек задумывается


о том, почему живое существо от амёбы до него самого фактом собственного бытия отвергает второй закон термодинамики?

 

Стержневое понятие физиологии и биохимии – «обмен веществ». Отличие живого от неживого заключаемся именно в том, что обмен веществ в мире органических объектов гарантирует своеобразие и уникальность их химической, биологической, а на уровне кошек, собак, обезьян и человека, даже психологической индивидуальности.

 

Обмен веществ в сфере неорганических субстратов, наоборот, ведёт к потере ими химической индивидуальности (железо, вступив в обмен веществ с окружающей средой, превращается в ржавчину, а литий, извлечённый из керосина, – в окись лития).

 

Что есть болезнь, исходя из этих соображений? Не что иное, как нарушение гомеостаза. Простудившийся человек испытывает повышение температуры, под влиянием этого погибают патогенные микроорганизмы, стимулирующие заболевание. При лучшем стечении обстоятельств гомеостаз восстанавливается, больной выздоравливает, иногда даже без лекарств (что абсолютно не исключает необходимости применения жаропонижающих препаратов и прочих медикаментозных средств). Отметим всё же более высокую опасность бес температурного гриппа по сравнению с формой заболевания, характеризующейся скачком температуры вверх. Выскажем абсолютно парадоксальную мысль: на всей планете ни один человек не погиб от вируса СПИДа – миллионы жертв этого страшного заболевания уходили из жизни от ангины, дифтерита, гриппа и других болезней, сравнительно безвредных в плане летального исхода у людей с нормальным, не подавленным вирусом иммунитетом. Из данного факта можно заключить, что смерть организма представляет собой необратимое повреждение его гомеостатических механизмов.

 

Переведём проблему в плоскость психологической науки и сферы человеческой психики как совокупности психических процессов, состояний и свойств. Для того чтобы человек мог полноценно трудиться и


радоваться жизни, быть творцом собственной судьбы и судьбы близких ему людей, ему необходимо постоянное присутствие внутренней психологической тишины. Когда те или иные факторы нарушают данное состояние – сын не возвращается из школы и не отвечает на звонки; вызвали к начальнику на завтра, не объяснив причину вызова; заболел близкий человек и т.д., – наступают нарушения уже психологического гомеостаза. Здесь необходимы коррекция и самокоррекция не биологического, а душевного состояния человека, которой могут способствовать специалисты – психотерапевты и психологи, однако главным звеном процесса должны являться сам человек и окружающие его близкие люди.

 

 

Для восстановления психологического гомеостаза в ходе развития психики выработаны специальные механизмы психологической защиты, анализ которых с научной позиции был предпринят З. Фрейдом и продолжен последователями его учения. Единства взглядов на количество этих механизмов не существует, поэтому каждый научный работник вправе высказывать свою точку зрения как на количество, так и на сущность конкретных механизмов, в зависимости от того, какие из них он чаще применяет в своей практической деятельности. Остановимся на анализе некоторых из них:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.