Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. 3. Повреждённый дизонтогенез. Дефицитарный дизонтогенез






 

 

Если в двух ранее рассмотренных случаях (олигофрения и ЗПР) ребёнок уже рождался на свет с тем или иным нарушением структурного или функционального плана соответственно, то при данном варианте аномалии развития специалист имеет дело с уже послеродовым осложнением как раннего периода (минуты и часы после беременности), так и более позднего времени (месяцы и первые годы жизни).

 

Среди многих вариантов классификации повреждений, на наш взгляд, наиболее уместна следующая:

 

1. травматическое повреждение,

 

2. повреждение, следствием которого является действие инфекционных факторов,

 

3. повреждение вследствие действия сосудистых факторов,

 

4. повреждение как последствие пролеченной раковой опухоли мозга. При травматическом повреждении чаще всего речь приходится вести

 

об акушерской патологии, так как больше всего подобных феноменов фиксируется в лечебных заведениях, где родовспоможение оставляет желать лучшего как в плане инструментария, так и в деле кадрового обеспечения одного из самых ответственных направлений клинической медицины. Неожиданные для акушерки «пулемётные» роды, при которых плод покидает утробу значительно раньше ожидаемого срока, могут привести к травме головы новорождённого о тазик, вследствие чего возникает контузия (ушиб мозга) или коммоция (сотрясение мозга).

 

Ещё худшим вариантом анализируемых явлений можно считать довольно многочисленные случаи сокрытия от врачей средним медицинским персоналом допущенных им промахов. Младенец, которому можно было бы оказать квалифицированную перинатальную помощь, не получив её, становится инвалидом.


Третьим вариантом травматического дизонтогенеза является компрессия -сдавливание мозга в процессе родового акта.Так бывает вслучае, если плод очень крупный, а родовые пути матери очень узкие. Не желая применять кесарево сечение, женщина избирает естественный путь детородства, в результате чего вполне здоровый в потенциале плод появляется на свет с тяжёлой деформацией черепа, которая может привести впоследствии к полной инвалидизации человека.

 

В целях профилактики менее драматичных случаев мозговых повреждений уместно предупредить будущих отцов и матерей об исключительной хрупкости черепной коробки младенцев, о преобладании хрящевых элементов над костными (это относится не только к черепу, но и ко всему скелету ребёнка-дошкольника). Поэтому необходима исключительная осторожность ухаживающих за ним людей при купании, вытирании, надевании шапочки и т.д.

 

Инфекционное повреждение структурируется по двум направлениям:

 

нейроинфекции (они вызываются патогенными микроорганизмами, избирательно поражающими именно элементы нервной системы). К данной категории относят такие заболевания как полимиэлит, менингит, менингоэнцефалит, энцефалит;

 

– соматоинфекции (они вызываются патогенными микроорганизмами, поражающими не только нервную систему, но и любые другие системы органов ребёнка, стимулируя развитие болезней, получивших наименование детских: коклюш, свинка, корь, ветрянка и т.д.).

 

Уместно предупредить молодых родителей о недопустимости легкомысленного отношения к детским простудам в плане игнорирования их последствий. Рассуждения типа: «Покашлял и успокоился – ведь это не менингит», – совершенно недопустимы, так как простейшая простуда в случае неквалифицированного лечения, а тем более отсутствия лечения, может привести к последствиям не менее опасным (а то и фатальным), чем воспаление мозга или полиомиелит. Поэтому следует ещё раз подчеркнуть


исключительную значимость закаливающих процедур и общеукрепляющих профилактических мероприятий не только в плане предупреждения собственно инфекционных болезней, но и тех негативных последствий для мозга и психики, которые могут эти болезни вызвать вследствие их запущенности.

 

О повреждениях сосудистого генеза принято в большей степени вестиречь в контексте геронтологической проблематики, то есть обсуждая вопросы лечения людей пожилого возраста. Между тем сосудистая патология может наблюдаться и значительно раньше, вплоть до подросткового и даже детского возрастов. Общеизвестно, что самые главные функции кровообращения: газообмен, питание тканей, удаление продуктов обмена – осуществляются на уровне микрокровообращения (артерии – артериолы– капиляры– венулы –вены). В случае внутренней закупоркиданных сосудов холестерином фиксируются изменения давления крови в кровеносных сосудах. Полная закупорка ведёт к инфаркту мозга, а отсутствие коллатеральных путей для дренажа крови по запасным сосудам может приводить к кровоизлияниям в мозг – инсультам. Даже если данные явления не ведут к летальному исходу или инвалидизации, они всё равно крайне нежелательны, ибо значительные участки мозговых зон, вследствие нарушения кровоснабжения, начинают приобретать характер «кладбища» нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.

 

Переводя разговор из русла медицинских в сферу дефектологических проблем, можно упомянуть, например, о ребёнке, у которого вследствие схожих обстоятельств развилась акалькулия – неспособность к осуществлению счётных операций после перенесённой сосудистой болезни, затронувшей соответствующие зоны мозга. Ругать и стыдить такого ребёнка за то, что он не может решать арифметические задачи, так же непедагогично и даже абсурдно, как упрекать его за то, что он не может поднять штангу весом в 150 килограммов. Для второго варианта у него нет физических возможностей, а первый – обусловлен тем, что вследствие болезни возникла


так называемая ММД – минимальная мозговая дисфункция, проявляющаяся в отключении калькулических возможностей мозга. В отличие от олигофрении ММД всегда имеет парциальный, избирательный характер, вследствие чего данный ребёнок в перспективе может стать и выдающимся музыкантом, и врачом-терапевтом, и доктором исторических наук.

 

Особое внимание следует уделить пониманию сущности ММД, подчёркивая именно минимальность дефекта. Само собой разумеется, что ребёнок, прикованный после перенесённого полиомиелита к инвалидной коляске, отнюдь не может служить иллюстрацией ММД, так как его дефект максимален и, естественно, будет затруднять адаптацию человека к социуму.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.