Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1.2. ДИЗОНТОГЕНЕЗ






 

Термин «Дизонтогенез» был предложен для научного использования в 1924 году немецким психиатром Швальбе. Однако, введя его, учёный вскоре ушёл из жизни, так и не успев создать стройную концепцию данного явления. Пионерными работами именно в этой области можно считать исследования четы Лебединских – психоневролога К.С. Лебединской и дефектолога В.В. Лебединского (Монографию последнего «Нарушения психического развития детей» в любом из многочисленных изданий или переизданий можно рекомендовать студентам, изучающим специальную психологию, в качестве базового учебника по курсу). С понятием «онтогенез» человек знакомится в школе при изучении общей биологии в старших классах. Онтогенезом называется индивидуальное развитие от сперматозоида, яйцеклетки до взрослого половозрелого организма, в свою очередь способного к реализации половых функций. Приставки «диз»- «дис» не только в биологии и медицине, но и в обиходной лексике обозначают отклонение и даже противоположность норме (дисфункция, дисбаланс, дискомфорт и т.д.) Таким образом, дизонтогенезом можно назвать отклоняющееся психическое развитие, причиной которого являются те или иные нарушения зародышевого периода или раннего послеродового периода жизни человека (следует отметить, что в ряде случаев к дизонтогенетическому варианту развития ведут травмы и инфекции, перенесённые ребёнком в младенческом и более старшем возрасте, вплоть до школьного).

 

Анализируя ту или иную медицинскую, либо биологическую проблему, учёные всегда исходят из своеобразной «трёхипостасности» таковой: речь идёт о структуре, функции и генезисе.

 

Структура –это форма– «морфос».В случае, когда говорится омикроскопической структуре, употребляется термин «анатомия». Анализом морфоса занимаются также патоанатомия, гистология, цитология.


Функция –это акт жизнедеятельности, имеющий адаптивное(приспособительное) значение. Анализом функции занимаются нормальная и патологическая физиология и все клинические дисциплины: хирургия, терапия, невропатология, психиатрия.

 

Генезис –это происхождение.Под генезисом понимается динамикаразвития тех или иных функций, находящаяся в центре изучения таких наук, как генетика и молекулярная биология, эмбриология; из клинических – акушерство, гинекология, педиатрия. В последнее время интенсивно развивается перинатальная педиатрия, сосредоточившая своё внимание на физиологии и патологии ребёнка первых недель и месяцев жизни. Следует отметить, что в контексте нашего курса данные проблемы особенно актуальны, так как именно в этом возрасте первичные дефекты могут привести к фатальным последствиям. Крайне важна адекватная квалификация дефекта, так как в тех случаях, когда дефект имеет первичный характер, а коррекционно-развивающие мероприятия назначаются таким образом, будто он вторичен, и наоборот, состояние человека ухудшается вплоть до его полной инвалидизации. В то же время адекватно поставленный диагноз и как следствие соответствующая комплексная работа перинатолога, а в дальнейшем врача-педиатра, психоневролога, дефектолога, педагогов и родителей – могут привести к практически полной (в идеале) компенсации имеющихся аномалий.

 

При существующем триединстве структуры, функции и генезиса следует отметить тем не менее, что при отдельных видах дизонтогенеза на первый план выступают структурные, при других – функциональные факторы.

 

 

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:

 

1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.


2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.

 

И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

 

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания

 

и от общения со взрослыми.

 

Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

 

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.

 

Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

 

Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных


нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

 

Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.

 

Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.

 

Отставание в развитии никогда не носит равномерного характера. При общем поражении центральной нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сензитивном периоде, и, следовательно, наиболее уязвимы, затем поражаются функции, связанные с поврежденной. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка состоит из сохранных, поврежденных и задержанных в своем развитии функций.

 

Каждая из психических функций имеет свой цикл развития с периодами интенсивного и относительно замедленного формирования. Например, в младшем дошкольном возрасте у ребенка активно развивается восприятие, а затем речь. Взаимодействие восприятия и речи становится главным в психическом развитии ребенка: речь сопровождает восприятие. В более старшем возрасте отношения меняются таким образом, что речь перестраивает восприятие, под влиянием речи оно становится дифференцированным. Таким образом, формирование новых качеств высших психических функций происходит в результате перестройки их


внутрисистемных отношений, в результате взаимовлияния функций, находящихся на разных стадиях развития.

 

При патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции в развитии, отклонение от типичного для данного возраста своевременности развития различных психических функций. Это обусловливает асинхронию развития, в основе которой лежат два явления: ретардация – незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие инволюции (свертывания, отмирания) более ранних форм; акселерация – ускоренное по сравнению с типичными сроками созревание одной из функций. Возможно сочетание ретардации и акселерации при некоторых формах нарушений развития.

 

Выделение параметров дизонтогенеза позволяет систематизировать основные характеристики нарушений психического развития и на этой основе выделить следующие варианты дизонтогенеза:

 

1) задержанное развитие,

 

2) недоразвитие,

 

3) поврежденное развитие,

 

4) дефицитарное развитие,

 

5) искаженное развитие,

 

6) дисгармоничное развитие.

 

Данная классификация дифференцирует отдельные варианты, исходя из основного качества нарушения развития.

 

Примерами отдельных видов патологии в каждом варианте являются: 1 – задержка психического развития (замедление темпов формирования

 

познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах);

 

2 – умственная отсталость (олигофрения);

 

3 – умственная отсталость (деменция);

 

4 – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы);


5 – ранний детский аутизм;

 

6 – стойкая врожденная или приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, патохарактерологическое формирование личности).

 

Современными исследованиями выделен еще один вариант дизонтогенеза – психосоматический, при котором отклонения в развитии обусловлены соматическими заболеваниями, имеющими психогенную природу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.