Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Понятие «культура» и предмет культурологии






 

Слово культура происходит из латинского языка и первоначально означало «возделывание», «улучшение» (почвы). По-видимому, еще в древности это слово приобрело и переносное значение: возделывание, улучшение человеческой природы.

Вообще, слово культура и слово натура (природа) могли быть противопоставлены как сфера человеческой деятельности и сфера природы. Культура – совокупность результатов человеческой деятельности по улучшению природы (например, река – канал, аромат цветов – аромат благовоний). Да и природное начало в человеке может быть улучшено – воспитанием, обучением.

Все эти смыслы кристаллизовались в европейской литературе 18-19 вв. Надо отметить, что слова культура и цивилизация всегда были близки.

Одно из самых ранних научных определений было дано английским этнографом Эд.Тэйлором в самом начале его книги «Первобытная культура»: «Культура, или цивилизация, понимаемая в широком этнографическом смысле, - это то сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества». Здесь важен момент «целого» (единого в разнообразии), а также то, что культура развивается в обществе (сказка о Маугли именно сказка). Это определение говорит о культуре как о совокупности сущностных характеристик человеческого общества в его противопоставлении миру природы. Культура есть характеристика человеческого общества, природа без человека лежит вне культуры. Конечно, каждый из нас представляет собой индивидуальность, микрокосм. Однако то, как мы думаем, выражаем свои мысли, то, что мы делаем – все происходит из взаимодействия с обществом.

Тэйэлор употреблял оба термина только в единственном числе. История человечества (культуры) мыслилась единой линией от первобытности до Западной Европы 19 века; предполагалось, что все человеческие общности проходили, проходят и будут проходить одинаковые «стадии развития». Различие обществ определялись пребыванием на той или иной стадии развития. Одной из разновидностей «однолинейного эволюционизма» стал и марксизм, и возникшее на его основе учение о формациях.

Однако это была не единственная идея о том, каким образом развивается мировая культура. Русский философ и публицист Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), по своим взглядам относившийся к позднему славянофильству, в своей книге «Россия и Европа» (1869) описал историю человечества как взаимную борьбу и последовательную смену «культурно-исторических типов» или «культур», которых он насчитал 12 (германо-романский, греческий, римский, египетский, китайский, иранский и др.), особняком поставив славянский тип культуры, который открывает будущее человечества. С помощью этой идеи Данилевский доказывал особый путь и историческое предназначение славянства. До сих пор неизвестно, был ли знаком с книгой немецкий философ и писатель Освальд Шпенглер, но их взгляды сходны. Бывший учитель математики, человек энциклопедических знаний выпустил в 1918 – 1922 гг. труд всей своей жизни, заслуживший признание и внимание культуролгов «Закат Европы» («Упадок Запада»). Он выделил восемь культур, и отделил русско-сибирскую, единственную из всех, находящуюся на восходящей линии развития. Шпенглер ярко описал культуры как саморазвивающиеся организмы, имеющие свою «биографию», судьбу, проходящие стадии расцвета, упадка, умирания. У каждой культуры – свой неповторимый образ, создаваемый душой культуры (аполлоническая, фаустовская, культура «спящей силы» и т.д.). Душа культуры раскрывается в ее истории. Так мы видим, как складывалось представление об истории человечества как об истории отдельных культур.

Английский историк Арнольд Тойнби в своем огромном труде представил историю как целый комплекс отдельных историй – историй цивилизаций («Постижение истории» 1961), развивающихся циклически. Всего он выделил 21 цивилизацию. В английской традиции культура и цивилизация – практически синонимы. Надо отметить, что у Шпенглера (а также у русских философов, например, Бердяева) – другое понимание цивилизации – как стадии, этапа развития культуры, причем, завершающего этапа, на котором культура теряет свои наиболее яркие традиционные черты и приобретает некие усредненные, стереотипные, «всеобщие», стирающие ее особенности. Цивилизация – канун умирания культуры.

Итак, культуре свойственно развиваться, изменяться. В 19 начале 20 вв. появились и другие теории, объясняющие развитие культуры. Например, так называемый диффузионизм (Ф.Ратцель, Л.Фробениус), согласно этой теории культура развивается исторически и географически, что определяет распространение культурный моделей вместе с расселением народов. Человек выступает преимущественно как носитель культуры.

Итак, в 18-19 вв. культуру понимали как совокупность особенностей человеческого общества в их отличии от природных свойств, культуру связывали тесно с историей и поэтому пытались представить, каким образом она развивается. Одна культура или много? Из чего состоит культура?

Ответы на эти вопросы постарались дать ученые 20 века. В зависимости от того, что они считали главным в культуре, они строили свои теории. Так сложились антропологический, аксиологический, символический, семиотический подходы к культуре

 

Термин «культурология» впервые стал применять американский философ Лесли Уайт (1900-1975). В 1931 он прочел первую лекцию по культурологоии. «Культурология – совсем молодая отрасль науки. После нескольких веков развития астрономии, физики и химии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии наука наконец обратила свое внимание на то, что в наибольшей степени определяет человеческое поведение человека – на его культуру. После многих неудачных попыток было все-таки показано, что культуру невозможно объяснить с точки зрения психологии…. Объяснение культуры может быть только культурологическим» (Хрестоматия, Т.1, с.207). Он утверждал, что изучение культуры должно стать одной из наук в числе прочих общественных наук. Культура определяет поведение человека, а культурология изучает то, что в поведении человека не зависит от организма, биологических причин.

 

Культура – подсистема человеческого бытия, состоящая из всех результатов человеческой деятельности, служащая для урегулирования отношений человека с окружающим миром и передачи социального опыта.

Культура во многом определяет программу жизнедеятельности человека, служит внегенетическим кодом воспроизводства человеческого бытия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.