Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция№ 6. Проблемы организации сложившихся селитебных территорий






По традиции планировочные решения реконструкции жилых территории разрабатывают на базе структурных планов, концепции и целевых программы развития определенного района города или его части. Исходными служат положения, определяющие общегородские требования к территориям и застройке, заложенные в документы стратегического планирования — генеральные планы развития городов.

Проекты планировки локальных территории являются связывающим звеном — мостиком между градостроительным и объемным проектированием. На этом уровне создается концепция реконструкции микрорайона, одного или нескольких кварталов, их частей или жилой группы. Без этого нельзя приступать к архитектурному проектированию здания.

Жилая среда предназначена для непроизводственной деятельности большинства населения, объединяющей различные формы отдыха, хозяйственно-бытовых действий семьи и воспитания детей. Для небольшой части жителей эта среда может одновременно служить местом работы, например для надомников или работников учреждений обслуживания. Удобство выполнения этих функций предопределяется планировочным решением территории.

В 80-х годах XX в. градостроители начали исходить из того, что общество должно рассматривать жилую среду как наиболее интимную часть города. Видеть ее максимально гуманной, созданной с уважением к человеческому достоинству. Проблема заключалась не только в том, чтобы отказаться от безликости псевдоэкономичного типового строительства. Блочно-бетонная архитектура подавляет человека и не может вызвать никаких эмоций кроме отчужденности и самоуничтожения. Прослеживается тенденция «очеловечивания» жилой среды, возведения сомасштабной с человеком застройки, функционального подчинения планировочных элементов территории удобству быта и досуга конкретной группы жителей, а не населения усредненного демографического состава.

Уже тогда считали: только адресное проектирование, удовлетворяющее социально-культурные запросы коллективного и даже индивидуального жителя, позволит создать жизнеспособную, наделенную индивидуальными чертами жилую среду.

Такой подход порождает некоторую неопределенность, поскольку необходимо учитывать интересы разных категорий жителей, проводить социологические обследования среди горожан, выяснять их расположенность и приоритетность тех или иных факторов, из которых складывается окружающая городская среда.

В прошлые десятилетия учет социальных запросов стоял не так остро. В конечном счете, градостроительные условия диктовали управленческие структуры, централизованно финансирующие развитие и строительство городов. Социальные же вопросы в значительной мере терялись среди таких первоочередных, как дальнейшая индустриализация, укрепление материально-технической базы государства и рост его обороноспособности.

Сейчас степень неопределенности возросла. И дело не только в том, что страна вступила в переходный период неустойчивой экономики. Градостроительство приобретает социальную направленность и неопределенность, сказывается прежде всего на уровнях проектирования и реконструкции локальных старогородских жилых территории. Особо остра проблема инвестирования капитальных вложений в реализацию замыслов Преображения городской среды.

Реконструируемое пространство организовывают для достижения двух целей:

Во-первых, вдохнуть в сложившуюся застройку новую жизнь, наполнить современным содержанием. Тем самым спасти от отмирания и разрушения, вторжения транспортных потоков и чужеродных зданий, органически не связанных со старой застройкой.

Поиску путей сочетания старого и нового уделяется много внимания. Осуществляют социальное переустройство городской среды, создавая иерархическую систему планировки с функциональным зонированием территории. Разрабатывают ступенчатую систему обслуживания. Намечают ее улучшение на исторических территориях и восстановление облика застройки.

Во-вторых, увязать изменения пространственной системы, вызванные прежде всего общегородскими потребностями развития, с социальными интересами населения. Они разнообразны и нередко противоречивы. Так, одни готовы мириться с экологической небёзопасностью жизни ради сохранения привычного быта, доступности всех форм социально-бытового обслуживания, административных учреждений и мест приложения труда. У других приоритетом является окружение жилья экологически чистой средой, близость мест отдыха и спорта. Во имя этого они готовы поступиться транспортной доступностью.

В развитых странах строительство многоэтажных зданий не всегда обеспечивает должный социальный эффект, поскольку их привлекательность не однозначна. В условиях рынка возможен выбор между таким коллективным жильем и разными видами индивидуального, в том числе коттеджного. Западные специалисты еще в шестидесятых годах выявили закономерность: квартиры многоэтажных домов пользуются спросом в обществах, развитых до определенного предела. В странах с высоким уровнем жизни меняется отношение к месту проживания и люди начинают тяготеть к полноценно изолированному комфортабельному жилью, расположенному в экологически благоприятных поселениях.

Социальный подход к решению планировочных задач бесспорен, когда развитие городской структуры ориентировано на муниципальное и федеральное финансирование. Городские власти способны регулировать рублем процессе реконструкции в различных его проявлениях. Тогда и горожане опосредованно принимают участие в разработке решений, голосуя на выборах и отзывая депутатов, не оправдавших их надежд.

Социальные установки населения приобретают особое значение, когда реконструкция ориентирована на внебюджетное финансирование. При привлечении частных инвесторов их интересы, как правило, вступают в противоречие со сложившимися стереотипами и бытом рядовых горожан, проживающих на подвергающейся преобразованию территории. В этом случае необходим планировочный регламент, регулирующий деятельность частных инвесторов.

Градостроительный проект в большей степени является предметом политической и финансовой деятельности, а не архитектурно-пространственной программы развития и реконструкции городской территории. Как показала практика развитых стран с устоявшейся рыночной экономикой, городские объекты —земли, здания и сооружения —становятся объектами торгов и, что особенно важно, соглашений.

Необходим поиск компромисса между участниками градостроительных процессов. С одной стороны, между муниципалитетами, отстаивающими общегородские интересы, и жителями района, поскольку их интересы в большинстве случаев не совпадают с городскими. С другой стороны, особо значительной — процесса выработки на уровне проектов детальной планировки таких решений, которые были бы приемлемы как для городских властей, так и для частного капитала, — потенциального инвестора в реконструкцию и развитие территории.

Устоялись две школы выработки компромисса: европейская и американская. Первая имеет уклон в сторону социального планирования и рассчитана на централизованную реализацию в основном за счет государственного и муниципального капитала. Согласно второй предусматривается регулирование реконструкции путем жестких ограничений на условия продажи и перепродажи участков городской земли, но обязательно с участием учреждений местного самоуправления и населения района.

Процесс компромисса и поиска альтернативных решений специалисты делят на три ступени. На первой разрабатывают стратегию градостроительной политики и концепцию реконструкции. Тогда готовится документ, регламентирующий механизм управления развитием городской застройки и взаимодействие с частными инвесторами.

На второй, называемой «управлением проектирования», организовывается функционально-планировочное пространство и разрабатываются мероприятия, направленные на восстановление или трансформацию застройки и обновление ее облика. На этой стадии необходимо привлечение всех указанных выше участников процесса.

Без концепций финансирования, согласия пользователей земли и строений на их обновление, а тем более трансформацию проектные разработки могут оказаться неосуществимыми. На третьей ступени — управления реализацией градостроительных планов—требуется индивидуальный подход к освоению градостроительных модулей. Необходимы уточняющие локальные планы, разрабатываемые под определенного инвестора.

Проект детальной планировки, жестко ограничивающий реконструктивные мероприятия, можно разрабатывать, когда определен заказчик. В этом случае состав проекта почти традиционён, в противном, необходимы гибкие планы, способные адаптироваться под индивидуальные потребности многих заказчиков. Здесь прослеживается закономерность: чем больше ограничений заложено в проект, тем сложнее реализация локального плана.

Реконструируя жилую застройку на уровне планировки ограниченных старогородских территорий, преследуют три цели. Это в первую очередь оздоровление зданий и жилой среды. Во- вторых, социальное переустройство планировки и культурно-бытового обслуживания населения и, в третьих, обновление и улучшение внешнего облика зданий и внутриквартальных земельных участков.

Исходя из принципов социально-адресного проектирования максимально сохраняют сложившийся быт горожан. Опыт многих развитых стран говорит о том, что кардинальной перестройкой нарушается преемственность использования территорий поколениями. Дети и внуки отселенных в связи с реконструкцией коренных жителей находят места обитания в других районах города, реже — вблизи родителей, но, как правило, не возвращаются в обновленную застройку, где жили их деды.

Приведенные в порядок кварталы по прошествии времени и по мере старения зданий становятся пристанищем пришлых людей. Такой факт имеет место в ряде городов Германии. Их обновленные территорий спустя 40—50 лет оказались заселенными выходцами из Африки и Азии. Аналогичные факты имеют место и в некоторых городах Франции.

Одним из методов сохранения коренных жителей на реконструируемых территориях является волновая реконструкци я. Ее принцип заключается в освобождении капитально ремонтируемого здания путем заселения расположенного рядом и ранее отремонтированного. После завершения работ в отселенном доме его заселяют жильцами из соседнего, намеченного к реконструкции. Этот процессе идет последовательно вплоть до полного завершения всех работ на территорий.

Проектные разработки нацеливают на создание наделенной индивидуальными чертами жилой среды. Наряду с другими факторами в первую очередь учитывают потребности незанятой категории горожан: пенсионеров, домохозяек и детей. К ним примыкают инвалиды, которые могут участвовать в общественной жизни только при условии выполнения целого ряда мероприятий планировочного характера, направленных на облегчение передвижения и удобство пользования средой обитания.

Поэтому в зарубежной, а теперь и отечественной практике прослеживается тенденция смещения акцентов досуга в сторону организации мелких квартальных или микрорайонных «клубов по интересам» с множеством небольших кружков и секций. Эти клубы, часто совмещенные с кафе или барами, более полно отвечают потребностям жителей в общении, способствуют активной деятельности пенсионеров, их сплочению и повышению культурного уровня. Как показала практика, клубы привлекают людей к участию в коммунальных и общественных процессах жилого образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.