Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 11






Сущность понятия «общественное мнение»

Общественное мнение существовало во все исторические эпохи. Сам термин, его обозначавший, появился в Англии в 12 веке и представляет буквальный перевод «public opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца 18 века стало общепринятым. Исследователи отмечают противоречивость, неоднородность сущности понятия общественного мнения. С одной стороны - это специфическое проявление сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т.д), синтезом обыденного и научного воздействия на реальность. С другой стороны, общественное мнение имеет не только духовную, но и практическую сторону, которая реализуется в поведение людей в соответствие с имеющимся мнением.

Любое событие, явление, попавшее в фокус общественного мнения, рассматривается, прежде всего, в оценочном плане, связано с классово-оценочным отражением действительности. Таким образом, общественное мнение «пересекается» с идеологией, содержит идеологические элементы. В то же время в нем проявляются массовидные психологические явления, и по этому оно относится также и к сфере общественной психологии.

Зрелое общественное мнение охватывает, как правило, большую массу людей. Масштабы его распространенности зависят, прежде всего, от объекта общественного интереса

Несмотря на то, что общественное мнение развивается очень быстро, оно отличается по своей направленности относительной стабильностью. Стабилизатором устойчивости здесь выступают сами общественные потребности и интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Более того, однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к «кристаллизации» мнений в виде традиций, обычаев, которые в свою очередь оказывают активное воздействие на формирование мнений людей по другим проблемам.

С показателем экстенсивности «распространенности» связан его другой параметр-интенсивность, прямо зависящая от остроты, актуальности проблемы, по которой формируется мнение. Интенсивность есть степень выражения положительного, отрицательного или нейтрального оценочного отношения людей к какому-либо явлению реальности.

Например, представитель общественности может сказать: «Да, я полностью согласен с курсом, проводимым нынешним правительством» или «Да, я скорее согласен, чем не согласен, с проводимым курсом». В обоих случаях имеет место положительное мнение о курсе правительства, но выраженное с разной интенсивностью.

Исходной характеристикой общественного мнения является Компетентность. В современных условиях нарастания информационных потоков в формировании и выражении общественного мнения огромную роль играют средства массовой информации (печать, кино, радио и т.д.). Именно с информационным процессом связаны основные этапы формирования общественного мнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.