Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Социологические исследования систем управления






В исследовании систем управления широко применяются социологические методы.

Рассмотрим пример исследования, проведенного на одном из отечественных заводов. Директор завода обратился за консультацией к социологам по поводу положения в экспериментальном цехе, где регулярно не выполнялся план и ежегодно уходила треть работников. Исследование проводилось в течение месяца, использовались социально-психологические тесты, метод беседы, наблюдения. Интервьюирование рабочих выявило низкую оценку ими факторов, определяющих организацию производства в цехе. Тестирование выявило, что около 60% инженеров цеха находились в состоянии делового и психологического дискомфорта. Было выявлено, что одной из причин плохой организации производства является стиль работы-начальника цеха, решавшего только " аварийные вопросы". Причем к устранению " аварии" привлекались те, кто " оказался под рукой", вне зависимости от компетентности и специализации. В цех от четырех вышестоящих руководителей поступает масса срочных внеплановых заказов. Исследователи пришли к выводу, что по отношению к цеху отсутствует система планирования и нарушена иерархия управления, цеху отводится роль не экспериментального, а запасного производства. Рекомендация исследователей - прежде всего, необходимо восстановить иерархию управления и статус цеха.

По временному признаку социологические исследования подразделяются на краткосрочные (экспресс-анализ, оперативный анализ), средне- и долгосрочные.

Экспресс-анализ имеет предельно сжатые сроки - 1-5 дней. Он ведется целенаправленно, по одной проблеме, как правило, в условиях высокой неопределенности. Поэтому для участия в экспресс-анализе привлекаются наиболее квалифицированные специалисты,

Оперативный анализ - это также краткосрочное целевое исследование. В течение 10-20 дней подготавливается решение локальной управленческой задачи или разбирается конкретная ситуация. Нередко для проведения оперативного анализа разрабатывается целевая методика (например, специальный опросник).

Среднесрочные исследования обычно проводятся в течение 2-4 месяцев небольшой группой социологов, возможно с привлечением специалистов других подразделений. Долгосрочные исследования продолжаются 5-10 месяцев. Исследователи должны сами выявить спектр проблем в данной системе управления, установить и проанализировать ведущую проблему.

По целям исследования социологические исследования СУ подразделяются на исследования по отклонениям, зондажно-информационные, оценочные, по оптимизации.

Чаще всего встречаются исследования по отклонениям, когда налицо неблагополучная ситуация и требуется установить причину ее возникновения, найти корректирующие решения. Рассмотренный выше пример представляет собой исследование по отклонениям.

На втором месте по распространенности - зондажно-информационные исследования, в задачу которых входит прогнозирование последствий или реакций на предлагаемые решения, зондаж общественного мнения, выявление актуальной проблематики. Пример - выяснение отношения работников транспортного отдела к переходу на двухсменный режим работы (метод исследования - анкетный опрос).

Оценочные исследования необходимы, когда требуется подготовить информацию о результативности функционирования системы управления или подобрать группу людей для выполнения определенной деятельности. В каждом случае разрабатывается специальная батарея методик. Пример - формирование резерва из имеющихся сотрудников для замещения вакантной должности начальника отдела в филиал компании (методы Исследования - анализ данных, предоставленных службой персонала, целевые беседы, социально-психологическое тестирование, деловые игры).

По срокам проведения оценочные исследования и большинство зондажно-информационных исследований относятся к оперативным.

Задачей исследований по оптимизации является усовершенствование и развитие направлений деятельности какой-либо функциональной службы, работников по отдельной функции управления или всей системы управления в целом. Примеры таких исследований - анализ структуры и результативности производственных совещаний (методы наблюдения, беседы, анкетного опроса); экспертная оценка необходимости частичной реконструкции механического цеха (анкетный опрос экспертов).

Социологические методы исследования помогают также проанализировать и усовершенствовать каналы коммуникации в организации. В частности, анкетный опрос, беседа, анализ документов позволяют выявить обеспеченность деятельности руководителей и специалистов необходимой информацией, определить, каких сведений недостает, а какая часть имеющейся информации практически не используется. Такие исследования могут быть проведены применительно

ко всей системе управления в целом, либо в отношении отдельной группы руководителей, либо в отношении отдельных категорий информации.

Результаты социологических исследований СУ могут быть представлены в виде отчетов, аналитических записок, справок, докладов. Социологу следует ограничивать разумными пределами круг лиц, кому предоставляются результаты исследования, поскольку материалы исследования могут быть использованы " не по назначению" - в личных целях, в позиционной борьбе, в борьбе за место. Таким образом, при проведении социологических исследований СУ требуется не только высокая квалификация исследователя, но и соблюдение им профессиональной этики.

Руководителю, менеджеру следует иметь общее представление о социологических методах исследования СУ, чтобы оценить квалификацию исполнителей, лучше понять инструментарий исследования, возможности его применения в конкретной ситуации. Ниже мы рассмотрим методы беседы и анкетирования. Особое внимание мы намеренно уделяем составлению анкет, поскольку, в отличие от исследований крупномасштабных СУ (отрасль, город, регион, государство), многие исследования более мелких по масштабу СУ (фирма, предприятие) с использованием анкетирования проводятся " своими силами", без привлечения профессионалов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.