Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние, поведение, равновесие, устойчивость, развитие.






Процессы, происходящие в сложных системах, как правило, сразу не удается представить в виде математических соотношений или хотя бы алгоритмов. Поэтому для того, чтобы хоть как-то оха­рактеризовать стабильную ситуацию или ее изменения, используют­ся специальные термины, заимствованные теорией систем из теории автоматического регулирования, биологии, философии. Рассмотрим основные из этих терминов.

Состояние. Понятием состояние обычно характеризуют мгновенную фотографию, " срез" системы, остановку в ее развития. Его определяют либо через входные воздействия и выходные сигна­лы (результаты), либо через макропараметры, макро свойства си­стемы (давление, скорость, ускорение). Так, говорят о состоянии покоя (стабильные входные воздействия и выходные сигналы), о состоянии равномерного прямолинейного движения (стабильная скорость) и т.д.

Поведение. Если система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что она обладает поведением. Этим понятием пользуются, когда неиз­вестны закономерности (правила) перехода из одного состояния в другое. Тогда говорят, что система обладает каким-то поведением и выясняют его характер, алгоритм.

Равновесие. Понятие равновесие определяют как способ­ность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго. Это состояние называют состоянием равновесия. Поясняют это понятие обычно на примерах. Простейший пример - равновесие шарика на плоскости. Для экономических, организационных систем это понятие применимо достаточно условно.

Устойчивость. Под устойчивостью понимают способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних (или в системах с активными элементами - внутренних) возмуща­ющих воздействий. Эта способность обычно присуща системам при постоянном воздействии только тогда, когда отклонения не превышают некоторого предела.

Состояние равновесия, в которое система способна возвращать­ся, называют устойчивым состоянием равновесия. Возврат в это состояние может сопровождаться колебательным процессом. Соот­ветственно в сложных системах возможны неустойчивые состояния равновесия.

Развитие. Это понятие помогает объяснить сложные термодинамические и информационные процессы в природе и общества. Исследование процесса развития, соотношения развития и устойчивости, изучение механизмов, лежащих в их основе, - наиболее сложные задачи теории систем.

Понятия: цель, «дерево» целей.

Цель. Понятие цель и связанные сним понятия целесооб­разности, целенаправленности лежат в основе развития системы.

Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обо­снования целей в организационных системах весьма сложен. На протяжении всего периода развития философии и теории познания происходило развитие представлений о цели. Анализ определений цели и связанных с ней понятий показыва­ет, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системно­го анализа, в понятие " цель" вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений (цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться), до конкретных целей - конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени.

В некоторых определениях цель как бы трансформируется, при­нимая различные оттенки в пределах условной " шкалы" - от идеаль­ных устремлении к материальному воплощению, конечному резуль­тату деятельности (рис. 7.1).

Рис.

Наряду с приведенным выше определением, целью называется " то, к чему стремится, чему поклоня­ется и за что борется человек" (" борется" подразумевает достижимость в определенном интервале времени); под целью понимается " модель желаемого будущего" (при этом в поня­тие " модель" можно вкладывать различные оттенки реализуемости) и, кроме того, вводится понятие, характеризующее разновидность цели (" мечта - это цель, не обеспеченная средствами ее дости­жения".

Противоречие, заключенное в понятии " цель", необходимость быть побуждением к действию, " опережающим отражением" или " опережающей идеей", и одновре­менно материальным воплощением этой идеи, т. е. быть достижи­мой, - проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское " цель" означало одновременно " мотив", " при­чину", " желание", " цель" и даже - " способ".

В русском языке вообще не было термина " цель". Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение близкое к понятию " мишень", " финиш", " точка попадания". В английском языке со­держится несколько терминов, отражающих различные оттенки понятия цели, в пределах рассматриваемой " шкалы": " purpose" (цель-намерение, целеустремленность, воля), " object" и " objective" (цель-направление действия, направление движения), " aim" (цель-стремление, прицел, указание), " goal" (цель-местоназначения, за­дача), " target" (цель-мишень для стрельбы, задание, план), " end" (цель-финиш, конец, окончание, предел).

Для того, чтобы отразить диалектическое противоречие, заклю­ченное в понятии " цель", в БСЭ дается следующее определение: цель - " заранее мыслимый результат сознательной деятельности че­ловека, группы людей. " ' (" заранее мыслимый", но все же " результат", воплощение замысла; подчеркивается также, что понятие цели свя­зано с человеком, его " сознательной деятельностью", т, е. с наличи­ем сознания.

Диалектико-материалистическое понимание цели очень важно при организации процессов коллективного принятия решений в системах управления. В реальных ситуациях необходимо оговаривать, а каком смысле на данной этапе рассмотрения системы используется понятие " цель", что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут коллективу лиц принимающих решение (ЛПР), увидеть перспективы, или реальные возможности обеспечивающие своевременность завершения очередного этапа на пути к желаемому будущему.

Термин «дерево» подразумевает использование ие­рархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть под­целями нижележащих уровней или, начиная с некото­рого уровня, — функциями.

Метод «дерева целей» ориентирован на получение пол­ной и относительно устойчивой структуры целей, проб­лем, направлений, т.е. такой структуры, которая на про­тяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для достижения этого при по­строении вариантов структуры следует учитывать зако­номерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур це­лей и функций.

Классификация систем.

Для выделения классов систем могут использоваться различные классифи­кационные признаки. Основными из них считаются: природа элементов, происхождение, длительность существования, изменчивость свойств, степень сложности, отношение к среде, реакция на возмущающие воздей­ствия, характер поведения и степень участия людей в реализации управля­ющих воздействий. Классификация систем представлена в табл. 6.1.

Таблица.1. Классификация систем

Классификационные признаки Классы
Природа элементов Реальные (физические) Абстрактные
Происхождение Естественные Искусственные
Длительность существования Постоянные Временные
Изменчивость свойств Статические Динамические
Степень сложности Простые Сложные Большие
Отношение к среде Закрытые
Реакция на возмущающие воздействия Активные Пассивные
Характер поведения С управлением Без управления
Степень связи с внешней средой Открытые Изолированные Закрытые Открытые равновесные Открытые диссипативные
Степень участия в реализации управляющих воздействий людей Технические Человеко-машинные Организационные

По природе элементов системы делятся на реальные и абстрактные.

Реальными (физическими) системами являются объекты, состоящие из материальных элементов.

Среди них обычно выделяют механические, электрические (электрон­ные), биологические, социальные и другие подклассы систем и их комби­нации.

Абстрактные системы составляют элементы, не имеющие прямых ана­логов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств и(или) связей предметов и образуются в резуль­тате творческой деятельности человека. Иными словами, это продукт его мышления. Примером абстрактных систем являются системы уравнений, идеи, планы, гипотезы, теории и т.п.

В зависимости от происхождения выделяют естественные и искусст­венные системы.

Естественные системы, будучи продуктом развития природы, воз­никли без вмешательства человека. К ним можно отнести, например, кли­мат, почву, живые организмы, солнечную систему и др. Появление новой естественной системы большая редкость.

Искусственные системы — это результат созидательной деятельности человека, со временем их количество увеличивается.

По длительности существования системы подразделяются на постоян­ные и временные.

К постоянным обычно относятся естественные системы, хотя с точки зрения диалектики все существующие системы — временные.

К постоянным относятся искусственные системы, которые в процессе заданного времени функционирования сохраняют существенные свойства, определяемые предназначением этих систем.

В зависимости от степени изменчивости свойств системы делятся на статические и динамические.

К статическим относятся системы, при исследовании которых можно пренебречь изменениями во времени характеристик их существенных свойств. Статическая система — это система с одним состоянием. В отличие от статических, динамические системы имеют множество возможных состоя­ний, которые могут меняться как непрерывно, так и дискретно.

В зависимости от степени сложности системы делятся на простые, сложные и большие.

Простые системы с достаточной степенью точности могут быть описа­ны известными математическими соотношениями. Особенность простых систем — в практически взаимной независимости от свойств, которая по­зволяет исследовать каждое свойство в отдельности в условиях классическо­го лабораторного эксперимента и описать методами традиционных техни­ческих дисциплин (электротехника, радиотехника, прикладная механика и др.). Примерами простых систем могут служить отдельные детали, эле­менты электронных схем и т.п.

Сложные системы состоят из большого числа взаимосвязанных и вза­имодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы (подсистемы). Сложные системы характеризуются многомер-ностью (большим числом составленных элементов), многообразием при­роды элементов, связей, разнородностью структуры.

К сложной можно отнести систему, обладающую по крайней мере одним из нижеперечисленных признаков:

• систему можно разбить на подсистемы и изучать каждую из них от­дельно;

• система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействия среды на нее, обусловливает случайный характер изменения ее показателей;

• система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.

Сложные системы обладают свойствами, которыми не обладает ни один из составляющих элементов. Сложными системами являются живые орга­низмы, в частности человек, ЭВМ и т.д. Особенность сложных систем зак­лючается в существенной взаимосвязи их свойств.

Большие системы — это сложные пространственно-распределенные си­стемы, в которых подсистемы (их составные части) относятся к категориям сложных. Дополнительными особенностями, характеризующими большую систему, являются:

• большие размеры;

• сложная иерархическая структура;

• циркуляция в системе больших информационных, энергетических и материальных потоков;

• высокий уровень неопределенности в описании системы.

Автоматизированные системы управления, воинские части, системы связи, промышленные предприятия, отрасли промышленности и т.п. мо­гут служить примерами больших систем.

По степени связи с внешней средой системы делятся на изолированные, закрытые, открытые равновесные и открытые диссипативные.

Изолированные системы не обмениваются со средой энергией и веще­ством. Процессы самоорганизации в них невозможны.

Открытые и закрытые системы. Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. Основные отличительные черты открытых систем - способность обмениваться со средой мас­сой, энергией и информацией. В отличие от них закрытые или замк­нутые системы предполагаются (разумеется, с точностью до приня­той чувствительности модели) полностью лишенными этой способ­ности, т. е. изолированными от среды.

К открытым равновесным относятся также системы, которые при от­клонении от стационарного состояния возвращаются в него экспоненци­ально.

Открытые диссипативные системы возникают в результате коопера­тивных процессов. Их поведение не линейно.

Изолированных и закрытых систем фактически в природе не суще­ствует. Можно проанализировать пример любой из таких систем и убедить­ся, что нет экранов сразу от всех форм материи или энергии, что любая система быстрее-медленнее развивается или стареет. В вечности понятия " быстро" и " медленно" смысла не имеют, поэтому, строго говоря, суще­ствуют только открытые диссипативные системы, близкие к равновесию, условно названные открытыми равновесными системами. Изолированные и закрытые системы — заведомо упрощенные схемы открытых систем, полезные при приближенном решении частных задач.

В зависимости от реакции на возмущающие воздействия выделяют ак­тивные и пассивные системы.

Активные системы способны противостоять воздействиям среди (про­тивника, конкурента и т.д.) и сами могут воздействовать на нее. У пассив­ных систем это свойство отсутствует.

По характеру поведения все системы подразделяются на системы с уп­равлением и без управления.

Класс систем с управлением образуют системы, в которых реализуется процесс целеполагания и целеосуществления.

Примером систем без управления может служить Солнечная система, в которой траектории движения планет определяются законами механики.

В зависимости от степени участия человека в реализации управляю­щих воздействий системы подразделяются на технические, человеко-ма­шинные, организационные. Как правило, когда речь идет о различных ви­дах систем управления, подразумевается именно это их деление.

К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Как правило, это системы автоматического управления (регу­лирования), представляющие собой комплексы устройств для автоматичес­кого изменения, например, координат объекта управления, с целью под­держания желаемого режима его работы. Такие системы реализуют процесс технологического управления. Они могут быть как адаптивными, т.е. приспо­сабливающимися к изменению внешних и внутренних условий в процессе работы путем изменения своих параметров или структуры для достижения требуемого качества функционирования, так и неадаптивными.

Примерами человеко-машинных (эргатических) систем могут служить автоматизированные системы управления различного назначения. Их ха­рактерной особенностью является то, что человек сопряжен с технически­ми устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения.

К организационным системам относятся социальные системы — груп­пы, коллективы людей, общество в целом.

Система управления.

Д. Клиланд и В. Кинг определяют управление как " процесс, ориентирован­ный на достижение определенных целей".

С.Л. Оптнер считает управление целью обратной связи. " Обратная связь " воздействует" на систему. Воздействие есть средство изменения существую­щего состояния системы путем возбуждения силы, позволяющей это сделать". Действия обратной связи могут превзойти действия существующего входа системы в зависимости от места, времени, формы, интенсивности, содержа­ния и длительности воздействия. Тот, кто решает проблему, должен вмеши­ваться в существующее состояние (ситуацию), чтобы выполнить свою цель. При всем многообразии форм воздействия их можно разделить на два класса: воздействия — изменения, приводящие к деградации, разрушению системы, уменьшению степени ее организованности, и воздействия — изменения, со­ответствующие развитию системы, увеличению степени организованности. Э.А. Смирнов считает, что ''процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и ста­диях. Если изменений нет, то нет и самого процесса".

Следовательно, специалист или руководитель, разрабатывающий ре­шение, должен позаботиться о рациональном наборе воздействий, чтобы добиться устойчивого процесса и достигнуть поставленной цели.

Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта, и называется управлением.

Системы, в которых протекают процессы управления, называются си­стемами управления.

Понятие системы управления впервые было введено в теории авто­матического управления. Так, в сборнике рекомендуемых терминов по теории управления система управления определена как " система, состоящая из управляющего объекта и объекта управления". Например, автомо­биль и водитель, самолет и его автопилот и т.д.


Поскольку управление — специфическая функция, то она реализуется определенными элементами системы. Система в процессе своего функцио­нирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Дей­ствительно, если мы полагаем, что в системах не может быть бесцельных процессов, то очевидно, что если есть цель деятельности, должно быть управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению.

Таким образом, налицо разделение функций управляющей и управля­емой подсистем. Подобное разделение объективно необходимо; оно вызва­но усложнением процессов деятельности во всех ее областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов. Появляется необходимость согласования целей и уси­лий индивидуумов, коллективов предприятий, отраслей и т.д., управле­ния их совместной деятельностью.

       
 
Управляющее воздействие
   
ЦЕЛЬ
 


Рис.. Система управления.

Система, формирующая управляющее воздействие, называется уп­равляющей подсистемой. Система, " испытывающая" на себе внешние воз­действия, называется управляемой подсистемой (объектом управления). Обе эти системы в совокупности, с учетом их взаимодействия, образуют уже новую систему — систему управления как совокупность двух подсистем (управляющей и управляемой).

Связь управляющей подсистемы с управляемой называется прямой свя­зью. Такая связь имеется в любой без исключения системе управления (ина­че не будет возможности управлять), противоположная по направлению действия связь (от управляемой подсистемы к управляющей) называется обратной связью.

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека.

Необходимость соответствия современной организа­ции требованиям рыночной экономики вызывает по­требность постоянного ее совершенствования, организа­ционного развития. Базой организационных нововведе­ний служит изучение деятельности организаций.

Исследование систем управления — это вид деятель­ности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющими­ся внешними и внутренними условиями.

В условиях динамичности современного производства и общест­венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не­возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследо­вания приглашают консультационные фирмы. Необхо­димость в исследованиях систем управления продикто­вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра­боты этих организаций. Исследования систем управле­ния могут быть различными как по целям, так и по ме­тодологии их проведения.

По целям исследований можно выделить практиче­ские и научно-практические. Практические исследования предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов. Научно-практические исследования ориентированы на перспективу, более глу­бокое понимание тенденций и закономерностей разви­тия организаций, повышение образовательного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опираю­щиеся на систему научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресур­сов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжительности, информационному обеспечению, организации их проведения. В каждом конкретном слу­чае, исходя из поставленных целей, приходится выби­рать необходимый вид исследования. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

• распознание проблем и проблемных ситуаций;

• определение причин их происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и раз­вития;

• установление места этих проблем и ситуаций (как в системе научных знаний, так и в системе прак­тического управления);

• нахождение путей, средств и возможностей ис­пользования новых знаний о данной проблеме;

• разработка вариантов решения проблем;

• выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все эти работы находятся в тес­ной взаимосвязи, характеризуя при этом степень про­фессионализма исследователей, конкретные цели и зада­чи их деятельности.

Проведение исследований и анализ любой конкрет­ной системы управления как объекта необходимо, преж­де всего, для обеспечения конкурентоспособности пред­приятия на рынке товаров (услуг), для повышения эф­фективности функционирования подразделений и орга­низации в целом. Понять, как успешно и своевременно достигаются поставленные цели можно только с помо­щью исследования работы этих подразделений и кон­кретных исполнителей и руководителей.

Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных резуль­татов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы ор­ганизации, выяснить, что мешает, либо в большей сте­пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результа­ты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продикто­вана еще и постоянно меняющимися целями функцио­нирования организаций, что неизбежно в условиях ры­ночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

Исследования необходимы как с научной, так и с практической точек зрения. С научной точки зрения ис­следование предполагает разработку и четкое формули­рование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические по­ложения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обу­чить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследова­ния проводятся с целью построения определенной (эта­лонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

Практика показывает, что специалисты, имеющие обычный опыт работы в научно-исследовательских или хозяйственных организациях, не обладают специальны­ми знаниями для подобных исследований.

Таким образом, с практической точки зрения прове­дение исследований предъявляет определенные требова­ния к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

Исследователи должны:

• иметь опыт работы в области управления конкрет­ными производственными объектами;

• обладать знаниями современных методов и техники управления;

• обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;

• иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;

Кроме того, исследователи должны уметь системати­зировать полученную информацию, инициировать нова­ции в организации.

Выполнение этих требований определяет необходи­мость специального подбора и подготовки исследовате­лей, поскольку от результатов их деятельности в значи­тельной степени зависит эффективность работы пред­приятия. Подготовка таких специалистов осуществляет­ся заблаговременно и сопровождается стажировкой ис­следователей в процессе разработки новой модели сис­темы управления.

Исследование систем управления включает:

• уточнение цели развития и функционирования предприятия и его подразделений;

• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

• выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели и препятствующих ей;

• сбор необходимых данных для разработки меро­приятий по совершенствованию действующей сис­темы управления;

• получение необходимых данных для привязки со­временных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организа­ции устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия; про­изводственная структура предприятия; система управле­ния и ее организационная структура; особенности взаи­модействия предприятия с потребителями, поставщика­ми и другими участниками рынка; инновационная дея­тельность предприятия; психологический климат пред­приятия и др.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования в общем случае — это структура (подразде­ление, предприятие, объединение предприятий, отрасль, нацио­нальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда, системы (со­циальные, экономические, технические, организационные, произ­водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.), совокупность их элементов, т.е. это то, что требует наличия систе­мы управления.

Например, при исследовании ОАО «Прогресс» объектом являет­ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством региона объектом становится рассмат­риваемый регион.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования: ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор­мация, финансовые ресурсы), организационных (технология, мето­ды и системы управления, организационная структура), результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг. Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле­дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль­ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко­торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодей­ствует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внеш­ней среды: микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно­го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и макро­среда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо­вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать: взаимосвязанность фак­торов внешней среды, уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие; сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать; подвижность — относительная быстрота изменения внешней среды объекта; неопределенность — функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш­ней среды и адекватно их учитывать.

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направ­лено и что является содержанием научного изучения, рассмотре­ния, познания и разрешения. По существу, им может быть пробле­ма, задача или вопрос, познание и разрешение которых требует проведения исследования. Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ­ционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле­ментов, подсистем и прочих составляющих системы. В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла; прогнозирования и планирова­ния, организации, координации, контроля и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Прогресс» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

 

Тема 2. Системный анализ в исследовании систем управления

Системный анализ это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факто­ров развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей произ­водственно-хозяйственной деятельности организации.

Конечной целью системного анализа является разра­ботка и внедрение выбранной эталонной модели систе­мы управления.

В соответствии с главной целью необходимо выпол­нить следующие исследования системного характера:

1) выявить общие тенденции развития данного пред­приятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить особенности функционирования пред­приятия и его отдельных подразделений;

3) выявить условия, обеспечивающие достижение по­ставленных целей;

4) определить условия, препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор необходимых данных для прове­дения анализа и разработки мероприятий по совершен­ствованию действующей системы управления;

6) использовать передовой опыт других предприятий;

7) изучить необходимые сведения для адаптации вы­бранной (синтезированной) эталонной модели к услови­ям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятия с по­ставщиками, потребителями и вышестоящими ор­ганизациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников.

В результате проведения системного анализа необхо­димо дать предложения по обоснованию целесообразно­сти рационализации системы управления. На основе та­ких предложений выполняются следующие работы:

1. Принимается решение о внедрении выбранной мо­дели системы управления;

2. Разрабатывается регламентирующая документация;

3. Разрабатывается конечная схема процесса управ­ления;

4. Разрабатываются конкретные организационно-тех­нические мероприятия по совершенствованию управле­ния предприятием;

5. Выбираются конкретные научно обоснованные ме­тоды управления;

6. Формируется новая корпоративная культура.

Состав и выбор методов исследования систем управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.