Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Прогнозирование в системе социального управления






 

Вопросы:

6.1. Сущность, основные понятия и история российского прогнозирования

6.2. Виды прогнозирования

6.3. Этапы прогнозирования

6.4. Принципы прогнозирования

6.5. Методы прогнозирования и факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования

Сущность, основные понятия и история российского прогнозирования

 

Прогноз (от греч.) означает предвидение, предсказывание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных.

Прогноз — научно обоснованное, вероятностное суждение о возможных со­стояниях объекта управления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование наряду с планированием является важнейшей функцией управления, обеспечивающей формирование целей дея­тельности, а также осуществление самого управленческого процесса. В ходе прогнозирования определяется не только желаемый (идеальный) результат, но и закладывается фундамент в определении нормативов и стандартов для по­следующих процедур регулирования, согласования и контроля.

Различают три основных способа прогнозирования: экстраполяция, модели­рование, экспертиза. Но такая классификация условна, т. к. прогностиче­ские модели предполагают экстраполяцию и экспертные оценки. Последние представляют собой итоги экстраполяции и моделирования.

Некоторые термины прогнозирования:

Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта прогнозирования

Период упреждения прогноза - временной промежуток, на который составляется прогноз

Прогнозный фон – внешние по отношению к объекту прогнозирования условия и факторы, существенные для прогноза.

Российская история научного прогнозирования открывается работами В.Л.Базаровя-Руднева, которому как сотруднику госплана СССР было поручено разработать прогноз ожидаемого состояния страны к исходу 1-й пятилетки т.е., к 1932 г. Он высказал идею невозможности предсказания управляемых явлений и взамен предложил анализ наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Цель - не предугадывание будущего, а выявление назревающих проблем и возможных путей их оптимального решения.

Кроме выдающегося аналитика В.Базарова, нельзя не назвать такие имена, как К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский. Циолковский дал научный прогноз развития космонавтики и практически сделал первый шаг к освоению Космоса; Вернадский сформулирован принцип единства экосферы и ноосферы, т.е. принцип целостности природно-социальных систем, что по существу, создало методологическую основу системно-глобального прогнозирования.

Было бы несправедливо также не упомянуть имени эмигрировавшего из России с родителями будущего нобелевского лауреата Ильи Пригожпна - создателя теории динамических систем, которая выступает методологической базой социальных прогнозов в переходные периоды, т.е. в нестабильных системах.

Среди других ученых можно назвать имена И.Бестужева-Лады «Окно в будущее: современные проблемы социального прогнозирования» (1970); А.Гсндина «Предвидение и цель в развитии общества: философско-соцполопгческие аспекты социального прогнозирования» (1970); А.Казакова «Методологические проблемы социального прогнозирования» (1975); В.Куценко «Вопросы прогнозирования общественных явлений» (1978); Л. Рыбаковского «Методологические вопросы прогнозирования населения» (1978). Коллективная монография «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» под ред. В.Ядова (1979), монография О.Гаврилова «Стратегия правотворчества и социальное прел позирование» (1993). Почти все материалы такого характера можно найти в статьях, опубликованных в 19741994 ' «Социологические исследования ».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.