Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Международный трансферт научно-технических знаний






1. Сущность международной торговли лицензиями и «ноу-хау».

Международная торговля лицензиями является главной формой научно-технического обмена между странами мира. В отличие от торговли товарами здесь в качестве предмета международного обмена выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму товара.

Это могут быть патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, а также непатентуемые технические знания и опыт, объединенные понятием «ноу-хау», инженерно-технические услуги.

В соответствии со статьей 1 Парижской конвенции (Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.) объектами промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели (малые патенты), промышленные образцы (опытный образец), товарные знаки, знаки обслуживания (в сфере услуг), фирменные наименования (наименование фирмы, которое в реестре), указания происхождения товаров, наименования места происхождения товаров, пресечение недобросовестной конкуренции.

Коммерческая тайна (информация как экономический ресурс) подразделяется на виды: коммерческая информация; секреты производства (ноу-хау); организационно-управленческая деятельность предприятия. Элементами «ноу-хау» могут быть всевозможные руководства к использованию, спецификации, формулы, рецептура, документация по организации производства, характеристики технологического процесса и др. Это могут быть также знания и опыт в области маркетинга, в сфере оформления, упаковки продукции, потребовавшие значительных капиталовложений, навыки в проведении лабораторных исследований.

Лицензией (патентом) называется разрешение на промышленное и коммерческое использование другим лицом или фирмой изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой и иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Лицензионное соглашение – это внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии. К появлению лицензионных соглашений привело патентное право как право исключительного пользования. Представление лицензий за границу называется международным лицензированием.

Продажа лицензий экономически равносильна аренде изобретения как товара, поскольку владелец передает право на использование только на определенный срок, сохраняя при этом за собой право собственности на них.

Договоры на передачу «ноу-хау» отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался по каким-либо причинам от их патентования, не отказываясь в тоже время от продажи самой технологии.

Обычно «ноу-хау» со временем теряет свою коммерческую ценность и становится доступным широкому кругу лиц.

Очень быстрый темп роста международной торговли лицензиями, наблюдавшийся в конце прошлого столетия, неслучаен и обусловлен многими факторами:

- бурным развитием науки на современном этапе НТР,

- стремлением к ускорению внедрения на рынок новой продукции,

- усилением конкурентной борьбы на мировом рынке,

- ростом протекционизма во внешней торговле.

С ростом протекционизма, препятствующего свободному товарообмену между странами, международное лицензирование стало выступать одним из наиболее перспективных и действенных способов, обеспечивающих для ТНК проникновение и завоевание труднодоступных рынков.

Международное лицензирование выступает также средством преодоления торгово-политических барьеров между иностранными государствами, поскольку продукция, выпускаемая по лицензии в другой стране, обладает на рынке этой страны большей конкурентоспособностью, чем иностранные товары. Причем местный производитель всегда лучше может учесть специфику рынка.

Международное лицензирование широко применяется также в целях содействия расширению прямого товарного экспорта фирмы-лицензиара. Иногда фирма продает лицензии за границу с целью обеспечить себе дешевую продукцию или полуфабрикаты с предприятий лицензиата.

Приобретение иностранных лицензий используется фирмами для осуществления процесса диверсификации, то есть организации в рамках одной компании новых видов разнородных производств в целях повышения прибылей.

В расширении международной торговли лицензиями значительную роль играют также политические причины, и, прежде всего, боязнь национализации прямых капиталовложений, в частности, в развивающихся странах, проводящих мероприятия по ограничению господства иностранного капитала и укреплению государственной собственности.

Международная торговля лицензиями имеет и отрицательные последствия:

- происходит усиление зависимости лицензиата от иностранной техники и технологии при одновременном свертывании собственных научных исследований. Это тормозит развитие национальной науки и техники;

- покупка большого числа лицензий на условиях создания совместных компаний, приводит к усилению зависимости отдельных отраслей, а иногда и экономики страны в целом от иностранных компаний. Выплата больших и все возрастающих вознаграждений за лицензии, может стать бременем для национальной экономики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.