Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 2 : Развитие психологии в Античный период.






В древнейшие времена первым научным взглядам предшествовали представления о природе души, которые возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии.

Научные же представления о душе направленные на объяснение души и её функций возникли в древней философии. Учение о душе – это первая форма знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.

Античная психология возникла и развивалась в условиях рабовладельческого общества. Основными проблемами явились:

1. Взгляд на душу:

- материализм (душа рождается и умирает вместе с телом человека);

- идеализм (душа вечна);

2. Взгляд на познание:

- сенсуализм (в основе познания мира лежат ощущения);

- рационализм (в основе познания мира лежит разум);

3. Взгляд на чувства и свободу воли человека:

- волюнтаризм («человек царь своей воли»);

- механицизм («человек зависит от окружающего мира»).

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в 6 в. до н.э. и явилось исторически первой формой древнегреческой философии.

Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит (5 в. до н. э.). Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различаются по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов. Душа по его мнению – это источник движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких и необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа смертна и уничтожима. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Он приходит к панпсихизму: все – и растения, и камни – имеет душу. Целью жизни Демокрит считает «хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия), которое не тождественно с удовольствием …». Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Органической частью материализма Демокрита является жесткий детерминизм: «Ничто не происходит случайно, но есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно». Все существующее в мире подчинено необходимости.

В эллинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (4 – 3 в. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Эпикур, следовавший Демокриту и принимавший его систему за естественность, считал, что чувственные качества также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Он внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происходит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как результат столкновения атомов. По его мнению душу имеет только те существа, которые могут ощущать. Эпикур защищает теорию истечений атомов, объясняет, как происходит видение, слышание, ощущение запаха и др. Он указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым. По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог. В тоже время Эпикур утверждал, что целью жизни является разумное удовольствие. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал «не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении… но… свободу от телесных страданий и душевных тревог». Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа, являются страх смерти и страх перед богами, от которых, якобы, зависит судьба человека. Будучи атеистом, Эпикур, как и другие античные мыслители, не отрицал существования богов, но призывал к правильному представлению о них. Распространив учение о самопроизвольном отклонении атомов на природу человеческого поведения, считал, что каждый человек наделён элементом свободы воли. Он не только находится под воздействием внешних сил, но является активным и действующим субъектом, смеющимся над судьбой.

Новые моменты в античный атомистический материализм, в его физику внесли стоики (3 в. до н. э., основатели – Хризипп и Зенон). Они разработали учение о стадиях эволюции мира. На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы – атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Потом начинается движение к отяжелению. Образование мира стоики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образуются сначала неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все возвращается к началу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом следует новое образование мира. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью души. Стоики выделяли восемь частей души. Пять из них составляют чувства (зрение, обоняние, слух, вкус, осязание). Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах. Аффекты – это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах. Они различали три стадии нарастания аффективного состояния: физиологические изменения; психический непроизвольный компонент; вмешательство разума. Социальной базой стоицизма были исторические условия рабовладельческого общества того периода как времени «всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения, когда настоящее невыносимо, будущее, пожалуй еще более грозно».

Идеалистические взгляды представлены учениями Сократа и Платона. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) посвятил свои силы борьбе за существование философии и связанной с ней нравственной истины и создал для ее фундамент. Божественный разум, по Сократу, является единственной причиной всех явлений. Он впервые указал на разграниченность между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. В отличии от видимого тела, душа невидима. Она – разум, который является божественным началом. Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа Платона (427 – 347 гг. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Психологические проблемы решаются в таких трудах, как: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб». Центральной философской проблемой Платона является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно и независимо. В отличии от идей материя – это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью. Чувственный мир, т.е. материальные вещи, естественные, сделанные человеком. Учение Платона об идеях есть объективный идеализм. Составной частью его идеалистической философии является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В отличие от души тело подобно «человеческому, смертному, непостижимому для ума, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою».Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Считает, что есть три начала человеческой души. Первое и низшее общее с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало (удовлетворение телесных потребностей). Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым».Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Он опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии «… удовольствию не принадлежит ни первое, ни даже второе место; оно далеко и от третьего…». Но благо не заключается исключительно и только в разумении, так что не кажется достойной выбора жизнь, не причастная ни к удовольствию, ни печали. Он дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Различаются низшие и высшие удовольствия (первые связаны с физическими потребностями, вторые – с эстетическими). Говорил, сто в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками, но в тоже время придавал важное значение воспитанию. «Правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были благодаря такому воспитанию они становятся ещё лучше и вообще, и в смысле передачи их своему потомству», - писал в «Государстве».

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.). Аристотель является автором трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отдельности идей от вещей. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позициях объективного идеализма. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. У него встречаются разноречивые указания относительно частей души. В основе его классификации лежит выделение трех ступеней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, её сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Начало познания образует способность ощущения. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Уподобление, по Аристотелю, как и познание в целом, включает активность познающего субъекта. В разумном познании действительным деятелем является только разум. Ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Различаются три вида памяти: низшая – заключается в сохранении полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные: память в собственном смысле – отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика; высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Последняя есть только у человека. Воспоминание есть активный поиск прошлого и происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту, по смежности) настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций, хотя Аристотель такого термина не дает. Следующая познавательная способность – воображение или фантазия – заключается в образовании представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. Аристотель придавал воображению чрезвычайное значение. Обобщенный образ воображения составляет фундамент мышления. «Без воображения невозможно никакое составление суждений». Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не прикрепленная ни к какому телесному органу. Он различает низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; высшее мышление всегда содержит в себе необходимость, т.е. открытие последнего основания истины. Существую три вида высшего мышления:

- рассуждающее, логическое, дискусивное (умение делать заключения из имеющихся посылок);

- интуитивное (умение находить основания (посылки);

- мудрость (наивысший тип наивысшего мышления).

В зависимость от того, на что направлено мышление, различается два вида ума: теоретический и практический.

(познает сущее как (направлен на деятель-

оно есть. Это наука.) ность. Обуславливает

принятие решений).

Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и не обусловлены какими-либо высшими способностями: свое начало они ведут от ощущений. Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие – их нарушение. Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью. Подробнее Аристотель останавливается на аффектах (влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость и др.). Составной частью учения об аффектах является понятие о катарсисе, т.е. об очищении аффектов. Важное значение Аристотель придавал воспитанию. Воспитание, считал он, не должно быть частным делом, но заботой государства.

С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до 17 веке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.